Эксперименты с животными. Как черниговская компания Collar продает товары для собак в 70 стран мира /Фото из личного архива
Категория
Компании
Дата

Эксперименты с животными. Как черниговская компания Collar продает товары для собак в 70 стран мира

Юрий Синица, основатель черниговской компании товаров для собак и кошек Collar Фото из личного архива

Юрий Синица постоянно придумывает новые товары для владельцев собак и кошек. Иногда получается удачно

В январе 2019 года у киевлянки Людмилы Карпановой потерялась любимая собака – джек-рассел-терьер по кличке Майла. Животное нашли за час сотрудники одного из столичных ресторанов. Они отсканировали QR-код на жетоне, который был прикреплен к ошейнику. Хозяйке на телефон тут же пришло уведомление о геолокации пса. 

Ошейники с такими жетонами выпускает черниговская компания Collar Юрия Синицы, 44. Он основал ее с родственниками в 1995 году, а сейчас его фирма продает амуницию для животных в 70 стран мира. Выручка Collar в 2020 году выросла на 28%, до 150 млн грн. Около половины этих денег приносит экспорт. На его заводе в Чернигове работает 540 человек. Ассортимент кроме разных вариантов ошейников – тренажеры для тренировки собак, наполнители для кошачьих туалетов, оборудование для аквариумов. 

Все началось с того, что 16-летний Синица не смог в магазинах найти ошейник для своего щенка ризеншнауцера и смастерил эту амуницию вместе с отцом. Потом стал такие же делать по заказам друзей. Со временем открыл свою торговую точку на Черниговском рынке «Нива» и начал поставки на киевские рынки и магазины. Его мастера делали несколько моделей ошейников и поводков. Синица сфотографировал продукцию, напечатал цветной каталог и с его помощью убеждал владельцев магазинов и торговых точек брать товар на реализацию. «В 90-е годы так основательно никто с таким товаром не работал, – вспоминает владелец Collar. – И у нас всегда было много заказов». 

Однако на украинском рынке основателю Collar было уже тесно, и в начале 2000-х он решил наладить экспорт. После выставки в Германии Синица получил 150 визиток потенциальных покупателей, из которых продажа была только по одному контакту. Во всем мире десятки производителей амуниции, в одной только Германии потребители привыкли доверять продукции местных Trixie, Hunter или южноафриканской Rogz. «Мы должны давать рынку нечто новое, иначе за пределы Украины мы никогда не выйдем, – уверен бизнесмен. – Было принято решение: будем создавать только те продукты, которых не существует».

Что можно кардинально нового придумать в такой нише как амуниция для собак? При желании – много чего. Поводок со светоотражающей нитью, держак поводка со смещенным центром тяжести, в котором рука хозяина не устает, тот же ошейник с QR-кодом, сверхпрочный ошейник с кевларовой нитью, который выдерживает до 500 кг нагрузки. «Всегда есть собаки, которые рвут ошейники и поводки, именно для них такая продукция», – объясняет Синица. На такие сверхпрочные поводки Collar дает пожизненную гарантию, возвраты составляют менее 1%, взамен компания получает лояльность клиентов.  

Отдел инноваций в компании, которым плотно занимается сам владелец, постоянно разрабатывает новые предложения. Но риск неудачи всегда остается. «Из десяти запущенных проектов до рынка доходит один-два, остальные остаются провальными», – признает владелец Collar. К примеру, новый состав наполнителя для кошачьих туалетов «Суперкот», который был более экономным, продавался очень плохо. А по светодиодным лампам для аквариумов разработки Collar было очень много возвратов. В конце концов клиенты перестали доверять компании в этом сегменте товаров и покупают других производителей, говорит владелец магазинов «Любимчик» Константин Шепелевич, у которого остальная продукция Collar продается хорошо.  

Почему такой несистемный ассортимент – то ошейники, то наполнители для кошачьих туалетов, то оборудование для аквариумов? «Мы беремся за разные направления и останавливаемся на тех, где удается создать стабильный спрос», – объясняет Синица. 

Одним из таких экспериментов был с виду простой товар – два кольца для тренировки собак, – который в компании назвали Dog Puller. Животные вряд ли будут хватать слишком твердые кольца, поэтому пластмасса не годилась, а резину любой пес быстро порвет. В поисках материала остановились на этиленвинилацетате – он и не слишком твердый, но и достаточно прочный. 

Команда Collar и продукция.

Команда Collar и продукция.

Чтобы популяризировать новый товар, Синица привлек дрессировщиков собак, которые работали у него в компании. Вместе они разработали правила соревнований по Dog Puller – очки даются за скорость, с которой собака принесет оба кольца или за высоту прыжка за кольцами. Стали проводить такие чемпионаты в Украине, а в 2018 году провели первый международный чемпионат в Праге, а потом в Венгрии. Во время локдауна соревнования провели дистанционно. Участники присылали судьям видео – как их собака выполняет упражнения. Сейчас игрушки и снаряды для тренировки собак приносят Collar 20% выручки.  

Всего у Collar более 20-ти торговых марок на разные товары, 60% экспорта приходится на Европу, около 20% – на Японию. Чтобы выделятся среди иностранных конкурентов, компания экспериментирует не только с материалом или конструкцией, но и дизайном. 

В апреле 2020 года Синица купил у Warner Bros права на использование образов Супермена, Бэтмена и Джокера на ошейниках и одежде для животных. В июне 2020 Collar получила разрешение NASA на использование символики космического агентства на амуниции. Но так выделяться нужно не только для иностранных покупателей. В последнее время другая украинская компания – Bronzedog – тоже активно продает свою амуницию для животных. 

В Украине около 90% товаров Collar продаются через розницу («Ашан», «Эпицентр К», Metro Cash & Carry), остальное – через зоомагазины. Постоянное изучение клиентуры и обратная связь дает Синице возможность разнообразить ассортимент. 

По данным внутренней аналитики Collar, около 70% покупателей – женщины старше 30 лет. Чтобы привлечь эту клиентуру, Синица наладил выпуск ошейников разных цветов – розового, фиолетового, ошейников со стразами или другими украшениями. Помогло – теперь многие клиенты покупают по три-четыре ошейника для одной собаки. «Мы сделали этот товар не утилитарным, а предметом аксессуара», – хвастается Синица.

Эксперименты продолжаются. «Недавно выпустили ультразвуковой отпугиватель клещей, но он плохо продается», – сетует Синица. Неудачи его не останавливают: «В Украине около 3 млн собак, во всем мире – около 500 млн, есть для кого придумывать что-то новое». 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Гид по инвестициям | 30 лет украинского бизнеса