Вячеслав Богуслаев, 83, президент и экс-владелец одного из крупнейших в мире производителей авиадвигателей «Мотор Сич», задержан. Ему грозит до 15 лет тюрьмы по подозрению в коллаборационизме. Мог ли украинский завод поставлять в Россию авиадвигатели, которые используются для убийства украинцев?
Сотрудники Службы безопасности 22 октября задержали президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия Олега Дзюбу.
Задержанным объявили о подозрении по двум статьям: 111-1 (коллаборационная деятельность) и 111-2 (пособничество государству-агрессору). Руководство завода обвиняется в незаконных поставках авиадвигателей для российских ударных вертолётов типа:
- Ми-8АМТШ-ВН «Сапсон»;
- КО-52 «Аллигатор»;
- Ми-28Н «Ночной охотник».
24 октября Шевченковский районный суд взял Богуслаева и Дзюбу под стражу. В течение следующих 60 дней, пока следователи будут вести досудебное расследование, они будут находиться в изоляторе, сообщает СБУ.
Статьи о коллаборационизме и пособничестве появились в Уголовном кодексе с марта 2022 года, напоминает Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. «Незаконными по этим статьям считаются только те действия, которые были совершены после марта этого года, то есть уже в разгар полномасштабной войны», – говорит Борис.
«Мотор Сич» продолжала сотрудничать с россиянами после 24 февраля 2022 года, подчеркивает СБУ. Служба выложила аудиозаписи якобы телефонных разговоров Богуслаева с марта 2022 года с представителем московской компании «Владимир Климов – Мотор Сич». На записи Богуслаев уточняет, через какую страну можно оформить поставки: Хорватию, Киргизию или Казахстан.
В мае 2022 года Богуслаев, по данным СБУ, говорит представителю российского «Росвертолета», что «отправляет десятками. Всё идет, всё нормально.
Кто такой Вячеслав Богуслаев
Вячеслав Богуслаев – типичный представитель «красных директоров». С 1988-го по 2013 год он занимал должность генерального директора «Мотор Сич». В 1990-х предприятие было приватизировано. Львиную долю акций должны были выкупить бывшие и нынешние сотрудники завода. Однако фактический контроль над предприятием получил Богуслаев.
С 2000 года Богуслаев имеет российский паспорт, по данным «Радио Свобода», четыре раза был избран народным депутатом Украины от «Партии регионов», а с 2014 года как самовыдвиженец. Несколько раз был членом комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне.
«Думаю, это все неправда», – говорит бывший глава наблюдательного совета «Мотор Сич» Анатолий Малыш в ответ на вопрос Forbes, поставляет ли предприятие свою продукцию в РФ. «А раньше можно было», – добавляет он. От более развернутого комментария отказался.
Поставки в Россию отрицает также директор по связям с общественностью «Мотор Сич» Руслан Пидорич. В конце августа 2014 г. Украина запретила экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения. После этого поставки «Мотор Сич» в РФ снизились до нуля, уверяет он.
С 24 февраля Служба экспортного контроля Украины запретила «Мотор Сич» экспорт товаров без согласования службы, Министерства обороны и ВСУ, говорит Пидорич. «Куда поставлялось – тайна для широкой общественности, но не для этих структур», – говорит он.
Куда экспортирует «Мотор Сич»
Россия была крупнейшим импортером продукции «Мотор Сич» до 2017 года, по данным YouControl. С 2017 года первое место занял Китай, а доля России сократилась сначала до 25% с 70%, а с 2018 года – до 3%.
Однако выросла доля стран, куда «Мотор Сич» раньше не снабжала продукцию в больших объемах. К примеру, в 2018 году 20–25% поставок пришлось на Латвию, 15–20% – на Боснию и Герцеговину, 10–15% – на Гонконг, 5–10% – Объединенные Арабские Эмираты.
Для обхода ограничений на торговлю с РФ «Мотор Сич» использовала подконтрольные коммерческие структуры в трех странах Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии, говорит СБУ. «После получения военной продукции «посредники» переправляли ее в РФ», – говорится в сообщении Службы безопасности.
Рекордные доходы от экспорта «Мотор Сич» получила в 2018 году – 23,5 млрд грн. В 2021 году предприятие заработало на экспорте до 5,5 млрд. грн., свидетельствуют данные YouControl.
Чистая прибыль «Мотор Сич» в 2020 году — 840,8 млн грн за выручки 11,4 млрд грн, по данным YouControl.
Почему Россия зависит от «Мотор Сич»
Россия до сих пор не смогла освоить собственное производство авиадвигателей в достаточном количестве, говорит директор информационно консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Российский завод «Климов» пытался заместить продукцию «Мотор Сич», но потерпел неудачу. «Этот завод производит двигатели для вертолетов, но медленно и низкого качества», – говорит Згурец.
Однако и «Мотор Сич» зависит от России как крупнейшего потребителя техники для советских военных вертолетов.
«Мотор Сич» пыталась выйти на новые рынки, говорит Згурец. Например, в 2021 году «Мотор Сич» подписала соглашение о сотрудничестве с турецкой Baykar Makina. Украинский завод должен был производить двигатели АИ-450 для беспилотных комплексов Akinci и двигатели АИ-25 для перспективного реактивного турецкого БПЛА MIUS.
Также «Мотор Сич» участвовала в ряде программ, например, создании собственного среднего вертолета «Отаман», модернизации вертолета Ми-2 и создании композитных лопастей для Ми-24, говорит Згурец.
Этих проектов было мало, чтобы полноценно заместить российский рынок, говорит экс-руководитель госкомпании «Укрспецэкспорт» в 2005–2010 годах Сергей Бондарчук.
Китайский инвестор последней надежды
В 2016 году «Мотор Сич» находилась на грани закрытия, говорил в 2019 году Богуслаев. Поэтому он решил продать завод китайским инвесторам. Они, по его словам, обещали $250 млн инвестиции, совместный завод в Китае и выход на китайский рынок.
В начале июня 2017 года владелец китайской компании Beijing Skyrizon и украинский производитель авиадвигателей «Мотор Сич» попросили Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) одобрить их слияние. Согласно представленным документам, гражданин Китая через подконтрольные структуры уже владел 41% акций «Мотор Сич».
Инвесторы из Китая купили контрольный пакет «Мотор Сич» через оффшоры около $700 млн, заявил в апреле 2021 года глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
Почти 53% акций компании принадлежат малоизвестным компаниям, зарегистрированным в Панаме, Белизе, Виргинских островах и Кипре. Еще 5% гражданина Китая Ван Синьлея, свидетельствуют данные Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Китайские инвесторы заинтересовались акциями «Мотор Сич» еще в 2014–2015 годах, вспоминает в интервью УП Томаш Фиала, генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital. «Тогда они обратились к нам как к брокеру с просьбой выкупить миноритарные пакеты «Мотор Сич». Таким образом, через нас прошло, может быть, 15–20% акций завода», – говорит он.
Покупка акций прошла без одобрения АМКУ, и в сентябре того же года СБУ возбудила уголовное дело по статьям о диверсии и подготовке к преступлению, а Шевченковский райсуд Киева арестовал акции компании, а имущество передал в управление Нацагентству по выявлению, розыску и управлению коррупционными активами (АРМА). Против этого соглашения были США и Япония. Арест акций не позволяет провести собрание акционеров и получить дивиденды или изменить менеджмент.
В ответ китайские инвесторы в конце 2020-го направили иск в международный арбитраж, чтобы взыскать с Украины $3,5 млрд. Они считают, что Киев нарушил соглашение о защите инвестиций между Украиной и Китаем с 1992 года.
В ноябре китайские инвесторы предоставили новые доказательства международному арбитражному суду в Гааге, требования выросли до $4,5 млрд.
Дело Богуслаева может помочь в международном суде, говорит Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. «Собранные доказательства могут быть вовлечены в дело против китайских инвесторов и усилить позицию Украины», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.