В’ячеслав Богуслаєв /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно

Вячеслав Богуслаев Фото Getty Images

Вячеслав Богуслаев, 83, президент и экс-владелец одного из крупнейших в мире производителей авиадвигателей «Мотор Сич», задержан. Ему грозит до 15 лет тюрьмы по подозрению в коллаборационизме. Мог ли украинский завод поставлять в Россию авиадвигатели, которые используются для убийства украинцев?

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Сотрудники Службы безопасности 22 октября задержали президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия Олега Дзюбу.

Задержанным объявили о подозрении по двум статьям: 111-1 (коллаборационная деятельность) и 111-2 (пособничество государству-агрессору). Руководство завода обвиняется в незаконных поставках авиадвигателей для российских ударных вертолётов типа:

  • Ми-8АМТШ-ВН «Сапсон»;
  • КО-52 «Аллигатор»;
  • Ми-28Н «Ночной охотник».

24 октября Шевченковский районный суд взял Богуслаева и Дзюбу под стражу. В течение следующих 60 дней, пока следователи будут вести досудебное расследование, они будут находиться в изоляторе, сообщает СБУ.

Статьи о коллаборационизме и пособничестве появились в Уголовном кодексе с марта 2022 года, напоминает Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. «Незаконными по этим статьям считаются только те действия, которые были совершены после марта этого года, то есть уже в разгар полномасштабной войны», – говорит Борис.

«Мотор Сич» продолжала сотрудничать с россиянами после 24 февраля 2022 года, подчеркивает СБУ. Служба выложила аудиозаписи якобы телефонных разговоров Богуслаева с марта 2022 года с представителем московской компании «Владимир Климов – Мотор Сич». На записи Богуслаев уточняет, через какую страну можно оформить поставки: Хорватию, Киргизию или Казахстан.

В мае 2022 года Богуслаев, по данным СБУ, говорит представителю российского «Росвертолета», что «отправляет десятками. Всё идет, всё нормально.

Кто такой Вячеслав Богуслаев /Getty Images

Кто такой Вячеслав Богуслаев

Вячеслав Богуслаев – типичный представитель «красных директоров». С 1988-го по 2013 год он занимал должность генерального директора «Мотор Сич». В 1990-х предприятие было приватизировано. Львиную долю акций должны были выкупить бывшие и нынешние сотрудники завода. Однако фактический контроль над предприятием получил Богуслаев.

С 2000 года Богуслаев имеет российский паспорт, по данным «Радио Свобода», четыре раза был избран народным депутатом Украины от «Партии регионов», а с 2014 года как самовыдвиженец. Несколько раз был членом комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне.

«Думаю, это все неправда», – говорит бывший глава наблюдательного совета «Мотор Сич» Анатолий Малыш в ответ на вопрос Forbes, поставляет ли предприятие свою продукцию в РФ. «А раньше можно было», – добавляет он. От более развернутого комментария отказался.

Поставки в Россию отрицает также директор по связям с общественностью «Мотор Сич» Руслан Пидорич. В конце августа 2014 г. Украина запретила экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения. После этого поставки «Мотор Сич» в РФ снизились до нуля, уверяет он.

С 24 февраля Служба экспортного контроля Украины запретила «Мотор Сич» экспорт товаров без согласования службы, Министерства обороны и ВСУ, говорит Пидорич. «Куда поставлялось – тайна для широкой общественности, но не для этих структур», – говорит он.

«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 1

Задержание Богуслаева

«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 2

Задержание Богуслаева

«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 3
«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 4
«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 5
«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 6
«Отправляем десятками. Все идет». «Мотор Сич» во время полномасштабной войны поставляла двигатели для военных вертолётов РФ? Вот что известно /Фото 7
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Куда экспортирует «Мотор Сич»

Россия была крупнейшим импортером продукции «Мотор Сич» до 2017 года, по данным YouControl. С 2017 года первое место занял Китай, а доля России сократилась сначала до 25% с 70%, а с 2018 года – до 3%.

Однако выросла доля стран, куда «Мотор Сич» раньше не снабжала продукцию в больших объемах. К примеру, в 2018 году 20–25% поставок пришлось на Латвию, 15–20% – на Боснию и Герцеговину, 10–15% – на Гонконг, 5–10% – Объединенные Арабские Эмираты.

Для обхода ограничений на торговлю с РФ «Мотор Сич» использовала подконтрольные коммерческие структуры в трех странах Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии, говорит СБУ. «После получения военной продукции «посредники» переправляли ее в РФ», – говорится в сообщении Службы безопасности.

Рекордные доходы от экспорта «Мотор Сич» получила в 2018 году – 23,5 млрд грн. В 2021 году предприятие заработало на экспорте до 5,5 млрд. грн., свидетельствуют данные YouControl.

Чистая прибыль «Мотор Сич» в 2020 году — 840,8 млн грн за выручки 11,4 млрд грн, по данным YouControl.

Почему Россия зависит от «Мотор Сич»

Россия до сих пор не смогла освоить собственное производство авиадвигателей в достаточном количестве, говорит директор информационно консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.

Российский завод «Климов» пытался заместить продукцию «Мотор Сич», но потерпел неудачу. «Этот завод производит двигатели для вертолетов, но медленно и низкого качества», – говорит Згурец.

Однако и «Мотор Сич» зависит от России как крупнейшего потребителя техники для советских военных вертолетов.

«Мотор Сич» пыталась выйти на новые рынки, говорит Згурец. Например, в 2021 году «Мотор Сич» подписала соглашение о сотрудничестве с турецкой Baykar Makina. Украинский завод должен был производить двигатели АИ-450 для беспилотных комплексов Akinci и двигатели АИ-25 для перспективного реактивного турецкого БПЛА MIUS.

Также «Мотор Сич» участвовала в ряде программ, например, создании собственного среднего вертолета «Отаман», модернизации вертолета Ми-2 и создании композитных лопастей для Ми-24, говорит Згурец.

Этих проектов было мало, чтобы полноценно заместить российский рынок, говорит экс-руководитель госкомпании «Укрспецэкспорт» в 2005–2010 годах Сергей Бондарчук.

Цех «Мотор Сич» /Getty Images

Цех «Мотор Сич» Фото Getty Images

Китайский инвестор последней надежды

В 2016 году «Мотор Сич» находилась на грани закрытия, говорил в 2019 году Богуслаев. Поэтому он решил продать завод китайским инвесторам. Они, по его словам, обещали $250 млн инвестиции, совместный завод в Китае и выход на китайский рынок.

В начале июня 2017 года владелец китайской компании Beijing Skyrizon и украинский производитель авиадвигателей «Мотор Сич» попросили Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) одобрить их слияние. Согласно представленным документам, гражданин Китая через подконтрольные структуры уже владел 41% акций «Мотор Сич».

Инвесторы из Китая купили контрольный пакет «Мотор Сич» через оффшоры около $700 млн, заявил в апреле 2021 года глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.

Почти 53% акций компании принадлежат малоизвестным компаниям, зарегистрированным в Панаме, Белизе, Виргинских островах и Кипре. Еще 5% гражданина Китая Ван Синьлея, свидетельствуют данные Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Китайские инвесторы заинтересовались акциями «Мотор Сич» еще в 2014–2015 годах, вспоминает в интервью УП Томаш Фиала, генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital. «Тогда они обратились к нам как к брокеру с просьбой выкупить миноритарные пакеты «Мотор Сич». Таким образом, через нас прошло, может быть, 15–20% акций завода», – говорит он.

Покупка акций прошла без одобрения АМКУ, и в сентябре того же года СБУ возбудила уголовное дело по статьям о диверсии и подготовке к преступлению, а Шевченковский райсуд Киева арестовал акции компании, а имущество передал в управление Нацагентству по выявлению, розыску и управлению коррупционными активами (АРМА). Против этого соглашения были США и Япония. Арест акций не позволяет провести собрание акционеров и получить дивиденды или изменить менеджмент.

В ответ китайские инвесторы в конце 2020-го направили иск в международный арбитраж, чтобы взыскать с Украины $3,5 млрд. Они считают, что Киев нарушил соглашение о защите инвестиций между Украиной и Китаем с 1992 года.

В ноябре китайские инвесторы предоставили новые доказательства международному арбитражному суду в Гааге, требования выросли до $4,5 млрд.

Дело Богуслаева может помочь в международном суде, говорит Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. «Собранные доказательства могут быть вовлечены в дело против китайских инвесторов и усилить позицию Украины», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине