Категория
Свой бизнес
Дата

«Лучший способ помочь – делать общий бизнес». Как гигант ритейла из Дании открывал путь украинским предпринимателям на скандинавскую полку

Хочешь помочь человеку – веди с ним бизнес, считают датчане. Скандинавский гигант ритейла Coop очень хотел помочь Украине. Что из этого вышло?

Coop /Посольство України в Королівстві Данія розміщене на denmark.mfa.gov.ua

В начале войны Coop направил несколько грузовиков гуманитарной помощи в Украину. Во дворе штаб-квартиры подняли украинское знамя, а в магазинах проводили дни украинских товаров. Фото Посольство України в Королівстві Данія розміщене на denmark.mfa.gov.ua

Новый номер журнала Forbes /Александр Чекменев

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: 50 крупнейших экспортеров страны, восемь подробных кейсов удачной экспансии, год войны Зеленского, приключения Баффетта в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и все о ИИ-лихорадке.

За прошлый год продукты сразу шести украинских производителей начали продаваться в датском ритейлере Coop, который оперирует 1200 магазинами и занимает около 40% рынка продуктового ритейла Дании. До сих пор это не удавалось украинцам. «Мы не рассматривали украинских производителей, потому что просто не знали, чем эта страна может нас заинтересовать», – признается менеджер алкогольного направления Coop Брайан Карстерсен.

Война привлекла внимание датчан к Украине. Многие спрашивали, как помочь стране? «В Coop мы верим, что лучший способ помочь – это делать совместный бизнес», – говорит Карстерсен.

Смогли ли украинские предприниматели выжать 100% из этой возможности?

Первое, что сделал Карстерсен, – обратился в посольство Украины в Дании. Посольство познакомило датчанина со специалистами из Офиса по развитию предпринимательства и экспорта (Офис) и Федерацией работодателей Украины (ФРУ). «Мы подобрали 50 компаний, которые производили нужные категории товаров и имели системное производство», – вспоминает аналитик Офиса Валентина Ляшенко. Из этого списка Coop выбрал 17 производителей для дальнейших встреч и еще 20 – по рекомендации ФРУ.

В июле Карстерсен приехал в Киев и провел личные встречи со всеми претендентами: выбрали товары шестерых для дальнейшего сотрудничества. В столичной «Оболони» два вида пива – светлое и премиум, у Shabo – вино шардоне и каберное, у «Соварога» – томатный и грибной суп, у «Дубномолока» – пять видов выдержанных сыров «Комо».

«Только после этого началась настоящая кропотливая работа», – рассказывает Юрий Шаблиенко, заместитель директора по экспорту «Дубномолоко». Товары адаптировались к требованиям Coop. На упаковке оставляли лишь те символы, которые несли конкретную информацию о продукте. Менялся дизайн, маркировка и язык.

Вторая сложность – документы. В странах ЕС Coop покупает товары, заключая типичный trade agreemment, где прописаны требования к качеству продукции, а финансовые отношения регулируются обычным инвойсом, поясняет Шаблиенко. «В Украине действует другая система», – отмечает он. Датчанам пришлось создавать такой документ специально для Украины. Это был самый сложный этап, поскольку он потребовал много времени и согласований в многоуровневой корпоративной структуре Coop, – рассказывает директор по экспорту «Оболонь» Илья Деменюк. «Мы справились с этим, в будущем таких проблем с документами уже не будет», – говорит Карстерсен.

В конце сентября украинские производители отправили тестовые партии товаров на сумму около €220 000. Из «Оболони» выехало три грузовика с 20 000 литрами пива в каждом из Shabo – 105 000 бутылок с вином. Датчане очень придирчивы к своевременности поставок и ожидали товары в октябре. Украинцы успели. «За месяц реализовали половину этой продукции», – говорит Деменюк из «Оболони». Сейчас они ожидают повторного заказа.

Украинские товары превзошли ожидания. Получился хороший союз, говорит Карстерсен. «Я приехал в Украину с желанием помочь, а не просто навязать свои условия, и компании это поняли», – говорит топ-менеджер Coop. Его совет нашим экспортерам – улучшить английский. В остальном работать с украинскими компаниями не намного сложнее, чем с кем-либо в Европе.

В ближайших планах Карстерсена – посетить Украину в марте, чтобы утроить количество украинских партнеров.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине