Esper Bionics /предоставлено пресс-службой Esper Bionics
Категория
Инновации
Дата

Детали для киборгов. Бионическая роборука компании Esper Bionics – в списке лучших изобретений человечества 2022 года. Каковы шансы украинского стартапа построить крупный бизнес

6 хв читання

Esper Hand – роботизированная подвижная кисть из 288 деталей – самая заметная, но не единственная часть продукта. Протез управляется набором от двух до 16 электромиографических датчиков. Фото предоставлено пресс-службой Esper Bionics

Основатели украинского стартапа Esper Bionics мечтают апгрейднуть человеческие тела, но пока учатся возвращать им утраченные возможности. Удастся ли построить крупный бизнес на бионических протезах?

Новый номер журнала «Forbes Украина» /Александр Чекменев

Новый номер журнала «Forbes Украина»

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: 50 крупнейших экспортеров страны, восемь подробных кейсов удачной экспансии, год войны Зеленского, приключения Баффетта в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и все об ИИ-лихорадке.

«К тому, что руки нет, привыкаешь быстро, говорит военный медик Дмитрий. – Когда тебе возвращают возможность пользоваться рукой, это нереальные ощущения», – продолжает он.

В 2022-м Дмитрий потерял конечность, эвакуируя раненого с поля боя. Освоив бионическую кисть от стартапа Esper Bionics, медик вернулся на фронт.

Осенью 2022 года журнал Time назвал продукт Esper Hand протезом с удивительной точностью и одним из лучших изобретений человечества. Также в активе – престижная дизайнерская премия Red Dot и третье место международного соревнования Innovation World Cup.

Наград и знаков отличия у стартапа едва ли не больше, чем клиентов, – в январе 2023-го их протезы были у десятка пациентов. Ни серийного производства, ни системных продаж у Esper Bionics пока нет. Но есть большие амбиции основателей: через два года будет готов полноценный протез ноги, через пять – первые импланты для усовершенствования человеческого тела, говорит соучредитель и CEO Esper Bionics Дмитрий Газда, 36.

Каковы шансы, что этот, на первый взгляд, фантастический план станет реальностью?

Удивительная смесь людей и идей

«Мы создаем модульный протез, что-то вроде конструктора, который подстраивается под частные случаи», – рассказывал Газда в апреле 2019-го, презентуя стартап в финале инженерного конкурса Vernadsky Challenge. MVP – минимально жизнеспособный продукт – на момент презентации был готов всего на 70%. Но основанный за полгода до этого Esper Bionics уже получил главный приз конкурса – 1 млн грн.

Судей убедила идея команды использовать технологии машинного обучения для управления протезом, говорит глава жюри Vernadsky Challenge Михаил Рябоконь.

Esper Hand – роботизированная подвижная кисть из 288 деталей – самая заметная, но не единственная часть продукта. Протез управляется набором от двух до 16 электромиографических датчиков. Они крепятся на предплечье, плечо или грудь человека, считывают импульсы от мышц и передают «команды» роборуке.

Третья составляющая продукта – программное обеспечение с алгоритмами, которые анализируют собранные данные и постоянно усовершенствуют управление. «Протез учится, подстраивается под поведение пользователя», – объясняет СЕО стартапа.

Образование Газды – чуть ли не единственное, что связывает основателей Esper Bionics с медициной. Выпускник Киевского медицинского университета им. Богомольца и серийный предприниматель Газда верит, что человеческий организм можно прокачать с помощью электроники. В ближайшие 30 лет большинству людей будут вживлены в тело импланты, улучшающие здоровье и качество жизни, постоянно повторяет он. А бионические протезы – первый этап в разработке технологий будущего.

Его идею разделяют кофаундеры – экономист Анна Белеванцева, 28, и бывший юрист, нашедший призвание в инженерии, Игорь Ильченко, 32.

Основатели Esper Bionics: Дмитрий Газда, 36, Анна Белеванцева, 28, Игорь Ильченко, 32. /предоставлено пресс-службой Esper Bionics

Основатели Esper Bionics: Дмитрий Газда, 36, Анна Белеванцева, 28, Игорь Ильченко, 32. Фото предоставлено пресс-службой Esper Bionics

Инвесторов Esper Bionics отсутствие профильного образования и релевантного опыта у большинства учредителей не испугало. Кроме приза от «Ноосферы» и нескольких грантов от Украинского фонда стартапов (UFS), Google, американского Alchemist, Esper Bionics привлек два венчурных раунда от украинского фонда SMRK. Последний – уже в разгар войны, летом 2022-го.

Стартап не раскрывает сумму привлеченных инвестиций. На основе публичных данных и опроса участников венчурного рынка Forbes оценивает объем поднятых средств до $3 млн. Это скромный бюджет для серьезной хардверной разработки. Для сравнения: в девятилетнего британского конкурента украинцев Open Bionics инвестировано втрое больше – $8,9 млн, по данным Crunchbace.

Газда не комментирует расчеты Forbes. «Я не хочу, чтобы конкуренты на рынке США каким-то образом этим воспользовались», – объясняет он. «Мы уважаем это решение», – говорит основатель SMRK Александр Косован, добавляя, что его фонд – крупнейший акционер среди инвесторов. Обычно SMRK получает не более 20–25% в портфельных компаниях, средний чек – $750 000.

Украинскость стартапа позволяет делать больше за меньшие деньги, говорит партнер SMRK Влад Тисленко. Esper Bionics – третий хардверный стартап в портфеле фонда. Первый – разработчик охранных систем Ajax Systems Александра Конотопского – успешен. Компанию с продажами более чем в 100 странах мира и выручкой около $200 млн опрошенные Forbes инвестаналитики осенью прошлого года оценивали в $400–800 млн.

Производителю протезов, чтобы претендовать на такие достижения, нужно начать серийное производство и продажи. Каков путь к этому?

Отцы-основатели

Кто стоит за сверхсовременными протезами

Дмитрий Газда, 36

СЕО

Образование: Медицинский университет им. Богомольца

Анна Белеванцева, 28

Операционный директор

Образование: КНЭУ

Игорь Ильченко, 32

Директор по продукту

Образование: Юридический университет им. Ярослава Мудрого

Борис Лобанов, 34

Экс-кофаундер, акционер

Образование: Полтавская политехника

Диабет, рак и война

Весь мировой рынок протезирования и ортопедии в 2021 году составил $6,3 млрд, подсчитали в американской консалтинговой компании Grand View Research. Доля протезов рук – почти $790 млн. Но через четыре года это уже будет рынок на $2,2 млрд, прогнозируют аналитики ResearchAndMarkets. Рост «обеспечат» диабет, рак, сосудистые патологии – самые распространенные причины нетравматических ампутаций.

Война создала большой рынок бионических протезов в Украине. Военные хотят поскорее вернуться к активной жизни, говорит Антонина Кумка, соучредительница инициативы Protez Hub. Предложение тоже есть. «У нас было несколько разговоров с зарубежными производителями, которые хотят зайти на украинский рынок», – говорит Кумка.

Точное число украинцев с ампутациями неизвестно, данные по раненым военным будут засекречены как минимум до конца войны. Но счет уже идет на тысячи, говорит СЕО Superhumans Ольга Руднева. Это благотворительный проект, который строит во Львове реабилитационный центр за $50 млн на пожертвования Ричарда Бренсона, Фонда Говарда Баффетта и других доноров.

Superhumans планирует помочь 3000 пациентов за первые два года работы. Проект сотрудничает с гигантами протезирования – исландским Össur, немецким Ottobock, британским Open Bionics. Выбор прагматичен: у них отлажено производство и обслуживание протезов.

Решающий год

Основатели Esper Bionics делать бизнес на родине не планируют. Зарабатывать изначально собирались в США, говорит Газда. Там проживает около 1,9 млн человек с ампутациями. Прирост – 185 000 новых случаев в год, свидетельствует отчет National Health Interview Survey and Vital Statistics (NHIS). Пропуск на американский рынок – одобрение FDA – Esper Hand получил еще в августе 2021-го.

Эта сертификация стоит $10 000 в год и позволяет продавать протезы через страховые компании, говорит операционный директор Esper Анна Белеванцева. Цена Esper Hand в базовой комплектации в США – $22 000. На американском рынке есть и более дешевые биопротезы. Газду это не пугает. Во-первых, 90% расходов американского пациента возмещают страховщики, говорит он. Во-вторых, самыми серьезными конкурентами основатели Esper считают компании Össur, имеющей линейку роботизированных рук i-Limb и Ottobock. Разработка последнего – Michelangelo Hand – считается одной из наиболее продвинутых в мире, в топовой комплектации стоит до $70 000.

Сколько стоят бионические протезы?

Сколько стоят бионические протезы?

«В вопросе программного обеспечения они пока отстают, но имеют огромный ресурс», – говорит Газда.

Украинский стартап уже подписал контракты с четырьмя протезными клиниками в США и ждет намеченного на конец февраля 2023-го окончания бета-тестов – после можно будет полноценно продавать протезы через страховые компании.

Ранее компании приходилось переносить старт продаж. Продукт был готов в конце 2021 года, говорит Белеванцева. Помешала война, эвакуация украинского производства из Киева в Ивано-Франковск, а затем возвращение в столицу.

Имеющиеся пациенты приобрели роборуки в частном порядке, говорит Белеванцева, но даже малейшие проблемы с проданным через страховщиков протезом могут стоить стартапу репутации. Поэтому тестирование продлили до конца февраля 2023 года.

После компанию ждет едва ли не главный бизнес-тест – масштабировать производство.

Пока протезы Esper Hand – искусственный товар, который по одному собирают в Киеве из импортных комплектующих. «Серийное производство – это всегда большая сложность», – говорит Тисленко, добавляя, что справиться с этой проблемой стартап должен в течение 2023 года.

О производство уже споткнулся украинский конкурент Esper – компания Versi Bionics. Стартапу, разрабатывающему сверхдешевые бионические кисти сугубо для украинского рынка, не удалось найти инвестора, который профинансировал бы $400 000 на запуск производства. «Никто не хочет вкладывать деньги в проекты, которые не сразу принесут доход», – сетует основатель Versi Bionics Сергей Томуз.

Имея деньги от SMRK, Esper Bionics начнет собирать первую массовую партию из 40 протезов уже в марте 2023 года. Цель – выйти на производство 200 единиц в год, затем – на 1000, говорит Газда.

Детали для киборгов. Бионическая роборука компании Esper Bionics – в списке лучших изобретений человечества 2022 года. Каковы шансы украинского стартапа построить крупный бизнес /Фото 1

Осенью 2022 года журнал Time назвал продукт Esper Hand протезом с удивительной точностью и одним из лучших изобретений человечества. Также в активе престижная дизайнерская премия Red Dot и третье место международного соревнования Innovation World Cup. Фото: обложка журнала Time

Продавать «мозги», а не руки

В начале 2023 года в команде Esper Bionics 25 сотрудников, они работают в Украине, Германии и США. Штаб-квартира и менеджмент – в Нью-Йорке, основная разработка – в Киеве, небольшой R&D-центр в Берлине должен стать базой для европейской экспансии.

Бизнес-модель Esper Bionics предполагает доход не только от продажи биопротезов. «Мозг» Esper Bionics – программная платформа с машинными алгоритмами – может быть ценнее робокисти. «Это один из ключевых факторов капитализации компании», – подтверждает Тисленко. Ее можно продавать как отдельное решение другим производителям бионических протезов или даже немедицинских гаджетов, приводит пример Белеванцева.

Но сначала софт нужно потренировать на данных о поведении реальных пациентов. Чтобы выйти на принципиально новый уровень, понадобится не менее 200 пользователей, говорит Газда.

Те же данные пациентов будут использоваться для новых типов продуктов, в том числе умных имплантов, говорит Тисленко. Присутствие в этой области таких игроков, как Neuralink Илона Маска, Газду не смущает. Идея Маска – вживлять электронику в человеческий мозг. Основатели Esper делают ставку на другое развитие событий – импланты в периферийной нервной системе и около мышц.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд