Читайте главное из разговора редактора-основателя Forbes Ukraine Владимира Федорина и соучредителя сети салонов красоты G.Bar Леры Бородиной о школе кризисов, экспансии и женском предпринимательстве.
Лера Бородина, соучредитель сети салонов красоты G.Bar, не верила, что Россия начнет полномасштабную войну. Вместе с Сабиной Мусиной в 2015 году они основали будущий мировой бьюти-бизнес G.Bar. В начале 2022-го сеть франшиз насчитывала уже 53 салона в девяти странах. Пять были в России, еще два – в Беларуси.
За довоенный год бизнес Бородиной и Мусиной сгенерировал $4,2 млн выручки (оборот всей франчайзинговой сети G.Bar – $8,8 млн). За февраль–март партнеры потеряли почти 60% бизнеса – украинские салоны приостановили работу, а с рынком России и Беларуси расстались навсегда. Но четыре месяца спустя G.Bar уверенно стоит на ногах. Российских франчайзи компенсировали новые европейские партнеры. Каковы итоги экспансии бьюти-сервиса G.Bar в 2022 году?
2020 vs 2022: школа кризисов
2022-й был годом большого кризиса, но 2020-й тоже очень сильно повлиял на нашу работу, только в 2020 году это касалось всей нашей географии. COVID подготовил нас и показал, как может что-то быстро поменяться – в 2020-м – за неделю, в 2022-м – за один день. Способность пережить очень резкую перемену в бизнесе – тоже скилл, и он был прокачан в 2020 году.
В 2020-м мы все верили, что COVID в месяц. Помню, как я не верила в то, что COVID надолго, но мы делали тактические шаги, как будто верили. Мы себя страховали в каких-то вещах. Весной 2022-го было то же самое, но гораздо труднее, потому что вся команда была в очень специфическом эмоциональном состоянии. Я не могла поверить, что это не закончится через три дня, но, рационально понимая, что это может быть и до конца апреля, а может, и дольше, мы делали тактические шаги на базе 2020 года. Кризис – это уже твоя рутина.
Если говорить о цифрах, год мы закончили хорошо. Я считаю, что столько, сколько мы сделали, мы никогда не делали. Киев у нас упал на 24% к предыдущему году. Есть изменения в украинской географии, но тем временем у нас открылись новые G.Bar, которые строили еще до начала полномасштабного вторжения, это Ужгород и Хмельницкий. Так получилось, что по итогам 2022 года Украина выросла на 1%. Мы очень гордимся этим процентом, это очень bravery процент.
Большинство киевских клиенток уехали в разные города, страны, и мы это видим. Также это касается не только киевских клиенток, но и клиенток восточной части Украины. У нас было два G.Bar в Харькове, был G.Bar в Николаеве, закрывшийся весной, Херсон.
Клиенты из восточной части переместились на Запад или в другие страны. Также добавились украинские женщины, которые у себя дома выбирали не G.Bar, а другой салон. Когда они переехали за границу, из всех неизвестных им местных сервисов они выбирают украинские сервисы.
Пятый выпуск нового YouTube-проекта «Business Breakfast с Владимиром Федориным» с Лерой Бородиной.
Экспансия
Киев до сих пор остается одним из основных каналов нашей монетизации, потому что киевский бизнес операционно принадлежит нам. Бизнес франчайзинг принадлежит нашим партнерам, в котором мы являемся управляющим офисом, и мы зарабатываем на роялти. Нам важно, как они развиваются, мы их суппортим, и наши доходы – часть их оборотов.
В мире у нас тоже есть разные рынки. У нас еще небольшие европейские рынки, в Испании один G.Bar, на Кипре один, в Грузии один, в Эстонии один. Но вообще мы считаем, что у нас есть Киев, есть Украина, есть Польша – это сейчас наш второй рынок, и у нас есть весь мир.
Весь остальной мир вырос на 192% к 2021 году. Польша выросла на 394%. Прежде всего бдагодаря тому, что открылись новые локации. Сейчас у нас шесть открытых городов: два G.Bar в Варшаве, два в Кракове, Гданьск, сейчас открываются Лодзь, Познань, Вроцлав. Выросли все локации за пределами Украины. В Украине тоже много городов, которые либо держат свой оборот, либо выросли. Миграция и временно перемещенные лица оказывают влияние на результаты бизнесов.
Нашествие женщин в Forbes-100. Когда?
Мы живем в сложном социальном мире сейчас, и в нем очень важно понять, что именно тебя делает счастливой, в чем ты хочешь реализоваться, и найти силы, уверенность, смелость делать именно это.
Я думаю, что через 5–7 лет, возможно, 10 женщин в Forbes-100 будет гораздо больше. Но если вы меня спросите, хочу ли я быть в топ-100 US, то я бы вам сказала, что не хочу. Я хочу построить большой международный работающий бизнес-бенчмарк, но могу себе позволить не строить стомиллиардный бизнес. Миллиардного бизнеса по капитализации мне будет достаточно.
Я пришла в бизнес из маркетинга, из «мягких» направлений, и у меня очень большая степень доверия миру, людям, своей команде. В 95 случаях это было правильно, потому что наш рост, развитие я посвящаю людям, которые со мной все эти годы работали на разных этапах. Тогда мне казалось, что у меня есть отличный ІТ-директор, поэтому пусть он отвечает за ІТ, а я не буду в этом разбираться. У нас есть финансовый директор, и для меня тема математики, финансов была чем-то страшным, неинтересным.
Мне всегда казалось, зачем мне это нужно, я занимаюсь своими делами. Но прошло несколько лет, и хочу сказать, что знание финансового фундамента бизнеса, знание бизнес-модели, финпланов, понимание этого дает огромные возможности, если вы к тому же понимаете маркетинг. Это уже несокрушимая позиция.
Советы себе тогдашней
Мой первый совет себе – той, что в 2013 году, – научиться считать. Второй – развивать то, что у меня хорошо получается. Я много лет пыталась сделать из себя крутого системного менеджера, как пишут в книгах и как показывают в кино. Это мне тяжело удавалось.
Я очень много нового узнала, у меня очень много новых скиллов уже в руках есть. Но несколько лет назад я вернулась к тому, что у меня получается, и это дает самый большой результат. Не будьте тем, кем вы не являетесь, это мой посыл ко всем. Примите себя, найдите, что у вас хорошо получается, на что реально можете влиять, что самое ценное у вас.
Следующий – искать крутых людей, имеющих схожие с вашими ценности. Очень много раз было так, что есть очень классный профессиональный человек, но у нас разные взгляды на какие-то вещи. Не работает так, что смиримся, сработаемся. Ищите людей, близких по духу, но с другими крутыми скиллами.
Четыре особенности современной женщины
Изучать женщин – одно из основных направлений нашей работы. Узнавать больше о женщинах, задавать им вопросы, следить за тем, как меняются настроения, предпочтения, отношение к самой себе.
Во-первых, современная женщина – амбициозна, и когда говорю об амбициозности и амбициях, ни в коем случае не говорю только о предпринимательстве или о карьере. Я точно знаю, что амбиции современной женщины связаны вообще с ее жизнью. Реализация женщины в любом направлении очень важна сейчас для нее. И здесь дело не в достигательстве, речь идет о том, чтобы достигать тех желаний, которые у нее есть.
Во-вторых, стремление к свободе. Когда я говорю о свободе, имею в виду финансовую свободу, экономическую свободу, физическую свободу. Все те свободы, которые стали достоянием мощного периода становления самостоятельности женщины как таковой в мире.
В-третьих, мне кажется, что женщины более эмпатийны. Когда вы создаете продукты для женщин, женские сервисы, это другие продукты – с другим маркетингом, другим customer journey и сервисными процессами.
В-четвертых, важно знать, что современной женщине всё очень интересно. Я много учусь, училась, в позапрошлом году много учила, мои коллеги много учатся. Я знаю, что на любых учениях, украинских или иностранных – это могут быть стартап-академия, ІТ-курсы, курс масс-маркетинга, что угодно – там всегда большинство студентов будут женщины. Я вижу, с какой жаждой знаний женщины разного возраста учатся и поглощают новую информацию.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.