Соучредитель сети салонов красоты G.Bar Лера Бородина /из личного архива
Категория
Свой бизнес
Дата

Лера Бородина – спикер форума предпринимателей от Forbes. Как она удержала большой бьюти-бизнес G.Bar в год большой войны

Соучредитель сети салонов красоты G.Bar Лера Бородина Фото из личного архива

Читайте главное из разговора редактора-основателя Forbes Ukraine Владимира Федорина и соучредителя сети салонов красоты G.Bar Леры Бородиной о школе кризисов, экспансии и женском предпринимательстве.

Лера Бородина, соучредитель сети салонов красоты G.Bar, не верила, что Россия начнет полномасштабную войну. Вместе с Сабиной Мусиной в 2015 году они основали будущий мировой бьюти-бизнес G.Bar. В начале 2022-го сеть франшиз насчитывала уже 53 салона в девяти странах. Пять были в России, еще два – в Беларуси.

За довоенный год бизнес Бородиной и Мусиной сгенерировал $4,2 млн выручки (оборот всей франчайзинговой сети G.Bar – $8,8 млн). За февраль–март партнеры потеряли почти 60% бизнеса – украинские салоны приостановили работу, а с рынком России и Беларуси расстались навсегда. Но четыре месяца спустя G.Bar уверенно стоит на ногах. Российских франчайзи компенсировали новые европейские партнеры. Каковы итоги экспансии бьюти-сервиса G.Bar в 2022 году?

2020 vs 2022: школа кризисов

2022-й был годом большого кризиса, но 2020-й тоже очень сильно повлиял на нашу работу, только в 2020 году это касалось всей нашей географии. COVID подготовил нас и показал, как может что-то быстро поменяться – в 2020-м – за неделю, в 2022-м – за один день. Способность пережить очень резкую перемену в бизнесе – тоже скилл, и он был прокачан в 2020 году.

В 2020-м мы все верили, что COVID в месяц. Помню, как я не верила в то, что COVID надолго, но мы делали тактические шаги, как будто верили. Мы себя страховали в каких-то вещах. Весной 2022-го было то же самое, но гораздо труднее, потому что вся команда была в очень специфическом эмоциональном состоянии. Я не могла поверить, что это не закончится через три дня, но, рационально понимая, что это может быть и до конца апреля, а может, и дольше, мы делали тактические шаги на базе 2020 года. Кризис – это уже твоя рутина.

Если говорить о цифрах, год мы закончили хорошо. Я считаю, что столько, сколько мы сделали, мы никогда не делали. Киев у нас упал на 24% к предыдущему году. Есть изменения в украинской географии, но тем временем у нас открылись новые G.Bar, которые строили еще до начала полномасштабного вторжения, это Ужгород и Хмельницкий. Так получилось, что по итогам 2022 года Украина выросла на 1%. Мы очень гордимся этим процентом, это очень bravery процент.

Большинство киевских клиенток уехали в разные города, страны, и мы это видим. Также это касается не только киевских клиенток, но и клиенток восточной части Украины. У нас было два G.Bar в Харькове, был G.Bar в Николаеве, закрывшийся весной, Херсон.

Клиенты из восточной части переместились на Запад или в другие страны. Также добавились украинские женщины, которые у себя дома выбирали не G.Bar, а другой салон. Когда они переехали за границу, из всех неизвестных им местных сервисов они выбирают украинские сервисы.

Пятый выпуск нового YouTube-проекта «Business Breakfast с Владимиром Федориным» с Лерой Бородиной.

Экспансия

Киев до сих пор остается одним из основных каналов нашей монетизации, потому что киевский бизнес операционно принадлежит нам. Бизнес франчайзинг принадлежит нашим партнерам, в котором мы являемся управляющим офисом, и мы зарабатываем на роялти. Нам важно, как они развиваются, мы их суппортим, и наши доходы – часть их оборотов.

В мире у нас тоже есть разные рынки. У нас еще небольшие европейские рынки, в Испании один G.Bar, на Кипре один, в Грузии один, в Эстонии один. Но вообще мы считаем, что у нас есть Киев, есть Украина, есть Польша – это сейчас наш второй рынок, и у нас есть весь мир.

Весь остальной мир вырос на 192% к 2021 году. Польша выросла на 394%. Прежде всего бдагодаря тому, что открылись новые локации. Сейчас у нас шесть открытых городов: два G.Bar в Варшаве, два в Кракове, Гданьск, сейчас открываются Лодзь, Познань, Вроцлав. Выросли все локации за пределами Украины. В Украине тоже много городов, которые либо держат свой оборот, либо выросли. Миграция и временно перемещенные лица оказывают влияние на результаты бизнесов.

Нашествие женщин в Forbes-100. Когда?

Мы живем в сложном социальном мире сейчас, и в нем очень важно понять, что именно тебя делает счастливой, в чем ты хочешь реализоваться, и найти силы, уверенность, смелость делать именно это.

Я думаю, что через 5–7 лет, возможно, 10 женщин в Forbes-100 будет гораздо больше. Но если вы меня спросите, хочу ли я быть в топ-100 US, то я бы вам сказала, что не хочу. Я хочу построить большой международный работающий бизнес-бенчмарк, но могу себе позволить не строить стомиллиардный бизнес. Миллиардного бизнеса по капитализации мне будет достаточно.

Я пришла в бизнес из маркетинга, из «мягких» направлений, и у меня очень большая степень доверия миру, людям, своей команде. В 95 случаях это было правильно, потому что наш рост, развитие я посвящаю людям, которые со мной все эти годы работали на разных этапах. Тогда мне казалось, что у меня есть отличный ІТ-директор, поэтому пусть он отвечает за ІТ, а я не буду в этом разбираться. У нас есть финансовый директор, и для меня тема математики, финансов была чем-то страшным, неинтересным.

Мне всегда казалось, зачем мне это нужно, я занимаюсь своими делами. Но прошло несколько лет, и хочу сказать, что знание финансового фундамента бизнеса, знание бизнес-модели, финпланов, понимание этого дает огромные возможности, если вы к тому же понимаете маркетинг. Это уже несокрушимая позиция.

Советы себе тогдашней

Мой первый совет себе – той, что в 2013 году, – научиться считать. Второй – развивать то, что у меня хорошо получается. Я много лет пыталась сделать из себя крутого системного менеджера, как пишут в книгах и как показывают в кино. Это мне тяжело удавалось.

Я очень много нового узнала, у меня очень много новых скиллов уже в руках есть. Но несколько лет назад я вернулась к тому, что у меня получается, и это дает самый большой результат. Не будьте тем, кем вы не являетесь, это мой посыл ко всем. Примите себя, найдите, что у вас хорошо получается, на что реально можете влиять, что самое ценное у вас.

Следующий – искать крутых людей, имеющих схожие с вашими ценности. Очень много раз было так, что есть очень классный профессиональный человек, но у нас разные взгляды на какие-то вещи. Не работает так, что смиримся, сработаемся. Ищите людей, близких по духу, но с другими крутыми скиллами.

Четыре особенности современной женщины

Изучать женщин – одно из основных направлений нашей работы. Узнавать больше о женщинах, задавать им вопросы, следить за тем, как меняются настроения, предпочтения, отношение к самой себе.

Во-первых, современная женщина – амбициозна, и когда говорю об амбициозности и амбициях, ни в коем случае не говорю только о предпринимательстве или о карьере. Я точно знаю, что амбиции современной женщины связаны вообще с ее жизнью. Реализация женщины в любом направлении очень важна сейчас для нее. И здесь дело не в достигательстве, речь идет о том, чтобы достигать тех желаний, которые у нее есть.

Во-вторых, стремление к свободе. Когда я говорю о свободе, имею в виду финансовую свободу, экономическую свободу, физическую свободу. Все те свободы, которые стали достоянием мощного периода становления самостоятельности женщины как таковой в мире.

В-третьих, мне кажется, что женщины более эмпатийны. Когда вы создаете продукты для женщин, женские сервисы, это другие продукты – с другим маркетингом, другим customer journey и сервисными процессами.

В-четвертых, важно знать, что современной женщине всё очень интересно. Я много учусь, училась, в позапрошлом году много учила, мои коллеги много учатся. Я знаю, что на любых учениях, украинских или иностранных – это могут быть стартап-академия, ІТ-курсы, курс масс-маркетинга, что угодно – там всегда большинство студентов будут женщины. Я вижу, с какой жаждой знаний женщины разного возраста учатся и поглощают новую информацию.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине