Глава правления УЗ Александр Камышин подал в отставку /facebook.com/Ukrzaliznytsia
Категория
Компании
Дата

Об убытках, новых поездах в ЕС и коррупции. 10 фактов из неопубликованного интервью главы УЗ Камышина для Forbes

Глава правления УЗ Александр Камышин подал в отставку Фото facebook.com/Ukrzaliznytsia

Глава правления УЗ Александр Камышин, 38, подал в отставку. Накануне он дал интервью Forbes, которое так и не было согласовано. Он рассказал об увеличении перевозок в ЕС, падении грузооборота вдвое и борьбе с коррупцией. Вот десять главных тезисов того разговора.

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Глава правления УЗ Александр Камышин 27 февраля подал в отставку. Он руководил государственной «Укрзализныцей» с августа 2021 года. Временно будет исполнять обязанности главы правления компании Евгений Лященко, член правления «Укрзализныци», пишет в Facebook член правления компании Орест Лагунов.

Камышин теперь возглавит офис по евроинтеграции «Укрзализныци» в Европе.

Путь к УЗ

В августе 2021-го Камышин пришел в госкомпанию, финансовую ситуацию в которой Совет нацбезопасности объявил опасной для страны. По итогам 2020-го УЗ получила убытки в 12 млрд грн. В новой должности Камышину понадобилось шесть дней, чтобы поднять тарифы на грузовые перевозки.

Это был лишь первый из нескольких этапов повышения тарифов. 2021 год госкомпания уже закончила с прибылью – почти 460 млн грн. Доход от грузовых перевозок вырос на 11,2%, до 72 млрд грн, а от пассажирских – на 50,7%, до 6,2 млрд грн, EBITDA подскочила почти на 43% – до 14,5 млрд грн.

С 2012 по 2019 год Камышин работал инвестиционным менеджером в группе SCM Рината Ахметова, где отвечал за транспортное направление. Из-за эскаэмовского бэкграунда, предполагавшего конфликт интересов, его назначение в УЗ вызвало критику.

Но старые связи не помешали Камышину повысить грузовые тарифы, что противоречило интересам бывшего работодателя. Крупнейший актив Камышина – аграрная компания Grano Group с земельным банком в 10 000 га. Он также владеет через фонд Fortior Capital медиакомпанией Latifundist Media (выручка в 2021-м – примерно $1 млн грн, по данным компании) и еще несколькими небольшими фондами и компаниями.

В середине февраля Forbes взял интервью у Камышина, которое не было согласовано до его отставки. Поэтому публикуем изложение главных тезисов того разговора.

Об убытках

УЗ показала 11 млрд грн убытка в 2022-м. Камышин не захотел детализировать, из чего складывается этот результат. Во время войны финансовые результаты, бизнес-задачи гораздо меньше весят, чем государственные, говорит он. Первые 100 дней войны УЗ на 100% была занята выполнением государственной функции. Первоочередная задача компании в прошлом году – бесплатно эвакуировать 4,5 млн украинцев.

Среди других приоритетов УЗ в прошлом году – максимально быстро восстанавливать железнодорожное сообщение на деоккупированных территориях. Например, с Балаклеей всего за пять дней, с Херсоном – за восемь дней.

из личного архива

УЗ возобновила железнодорожное сообщение с деоккупированным Херсоном за восемь дней Фото из личного архива

О поездах в ЕС

В прошлом году УЗ установила рекорд в железнодорожном сообщении Украина – ЕС, перевезя 1,4 млн пассажиров. Это почти в 10 раз больше результатов 2021-го и в полтора раза больше показателей доковидного 2019-го, когда был установлен предыдущий рекорд (0,9 млн пассажиров).

В планах – увеличение вагонов для поездок по территории Евросоюза. УЗ ожидает от польской стороны согласования использования новых украинских вагонов, которые будут ездить по Польше на измененных тележках. Это позволит в разы увеличить количество вагонов, курсирующих между Киевом и Варшавой, и поставить на маршрут вагоны с большей емкостью.

О недостижимых показателях для большинства железных дорог мира

Во время войны в сложных условиях людям нужно опираться на что-то стабильное и надежное. УЗ хочет довести надежность до абсолюта.

В 2022 году около 80% поездов курсировали по графику. В начале этого года компании удалось существенно улучшить этот показатель. 7 февраля 2023-го был лучший день с точки зрения on-time performance: 97% поездов отправились вовремя и 98% прибыли вовремя.

Такие показатели недостижимы для большинства железных дорог мира.

О грузовых перевозках

В прошлом году УЗ перевезла 150 млн т грузов, что почти вдвое меньше, чем в довоенные годы. Основная причина – грузов в стране из-за войны стало меньше. Некоторые предприятия оказались в оккупации, некоторые были разрушены, некоторые были вынуждены останавливать производство из-за разрыва поставок и отсутствия электричества.

При этом, по словам Камышина, возросла роль аграрного сектора. В определенные периоды компания перевозила зерновые почти на уровне довоенных показателей.

Рекордный объем аграрных грузов УЗ перевезла в ноябре 2021-го – 4,1 млн т. В октябре – декабре 2022 года УЗ перевозила в среднем по 3 млн т зерна в месяц, а в октябре прошлого года достигла отметки в 3,6 млн т.

О тарифах

За 1,5 года УЗ удалось трижды поднять тарифы, причем один раз рекордно за всю историю Украины на 70%. Первый раз – с 1 сентября 2021-го, второй раз – с 1 января 2022-го и третий – с 1 июля 2022-го.

Раньше, когда «Укрзализныця» пыталась поднять тарифы, в ее адрес раздавалась критика. Теперь, по словам Камышина, между компанией и бизнесом есть диалог. УЗ показывает расчеты, объясняет, зачем поднимать тарифы.

К примеру, последнее повышение тарифов добавило аграриям $5 к стоимости перевозки одной тонны груза. Однако цены на зерновые за это время выросли гораздо больше. Поэтому подъем тарифов на аграриях критически не отразился. Значительно больше аграрии переплачивают за фрахт, страховку, перевалку. К сведению: перевалка стоила до войны $12, сейчас $22–24.

В 2023 году УЗ не планирует повышать тарифы ни на грузовые, ни на пассажирские перевозки, несмотря на то, что цены на все растут: топливо, материалы, валюта. Это решение было поддержано вице-премьер-министром Александром Кубраковым, по словам Камышина.

Getty Images

Треть путей УЗ – это просроченный ремонт. Фото Getty Images

О ремонте путей

Треть путей УЗ – это просроченный ремонт. В 2022-м отремонтировано рекордное количество за последние четыре года: 470,5 км. Более высокие результаты «Укрзализныця» демонстрировала только в 2013 (почти 862 км), 2016 (около 517 км) и 2018 годах (около 558 км).

Сейчас компания разрабатывает программу догоняющих ремонтов инфраструктуры до 2030 года. В этом году УЗ планирует выполнить самый большой объем ремонтных работ за последние 10 лет.

Об электрификации

Только половина путей УЗ электрифицированы. В 2022-м было электрифицировано 82 км путей, в 2021-м – 75 км. В первые годы независимости электрифицировали в среднем по 100 км путей в год, впоследствии показатели упали до 3 км.

В 2023 году большинство работ по электрификации – это восстановление поврежденной инфраструктуры на деоккупированных территориях.

Электрификация – лучший способ борьбы с кражами топлива, говорит Камышин.

О коррупции с закупками топлива

В прошлом году УЗ начала напрямую закупать топливо у ExxonMobil и Orlen. Теперь нет никаких даже намеков, что в закупке топлива УЗ может происходить какая-то «химия», поскольку никому и в голову не придет играть с Orlen в откатные истории, уверен Камышин.

Сейчас в УЗ нет системной коррупции, а кражи топлива на уровне депо. Почти еженедельно компания ловит кого-нибудь на этом. Задача – искоренить это явление.

О европути

У Украины нет другого выхода, кроме перехода на европейский путь.

Сейчас Украина находится на неком железнодорожном острове Европы. Украине нужно создавать общую сеть с ЕС.

К тому же Украина не может покупать железнодорожную технику по приемлемым ценам: производителям невыгодно подстраиваться под требования украинских колей, чтобы сделать условные 10 тепловозов.

Проект перехода на евроколеи потребует значительного финансирования и десятки лет на его воплощение. Должна быть принята государственная программа. На следующий год УЗ планировало запустить прямой поезд Варшава – Львов через Раву-Русскую. Для этого поезда смена тележек не потребуется.

Об инвестициях

УЗ меняет подход к инвестпланам. Теперь компания планирует не на год, а на два-три. Такой подход должен помочь делать ремонт вовремя и в нужном объеме. Так работает большинство железных дорог мира: они планируют сегодня на три года вперед.

Все капитальные инвестиции УЗ финансирует на средства международных доноров: IFC, ЕБРР, ЕИБ, Всемирного банка.

В финансовом плане «Укрзализныци» на 2023 год запланированы капитальные инвестиции в 50 млрд грн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине