«Укрзализныця» после рекордных убытков вышла в прибыль. Но рано радоваться. Что может быть не так с финансами УЗ
Категория
Картина дня
Дата

«Укрзализныця» после рекордных убытков вышла в прибыль. Но рано радоваться. Что может быть не так с финансами УЗ

«Укрзализныця» закончила 2021 год с прибылью – почти 460 млн грн. Годом ранее госкомпания показал убыток в 12 млрд грн. То, что результат 2021 и близко не перекрывает предыдущий убыток – не единственная причина, почему финрезультат УЗ не вызывает оптимизма

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Бухгалтерские уловки

УЗ закончила год с прибылью по нескольким причинам: рост грузопотока, повышение тарифа на грузовые перевозки и эффективное распределением вагонов на аукционах – так говорит глава госкомпании Александр Камышин. Доход от грузовых перевозок, например, вырос на 11,2% до 72 млрд грн, а от пассажирских (сравнивая с годом, когда началась пандемия) – на 50,7%, до 6,2 млрд грн, EBITDA подскочила почти на 43% до 14,5 млрд грн. 

Указанных дополнительных доходов недостаточно, чтобы вывести госкомпанию в плюс, уверен Андрей Рязанцев, экс-директор по экономике и финансам в УЗ. Он считает, что госкомпания прибегла к «внутренним бухгалтерским резервам». «Существует масса бухгалтерских операций, которые могут изменить показатели в финансовом балансе», – говорит он. Например, можно выгодно пересчитать курсовую разницу за год или учесть в доходах за 2021 год авансы от контрагентов за услуги в 2022 году, можно пересмотреть норму амортизации основных средств, перечисляет Рязанцев.

В чем смысл улучшения показателей 2021-го за счет результата 2022-го? Президент поставил перед Камышиным задачу – вывести УЗ на прибыльную работу, говорит Рязанцев, и новый гендиректор формально ее выполнил.

То, что прибыль УЗ «бухгалтерская», считает и директор Центра исследований ж/д транспорта Виктория Яновская. По ее расчетам, если бы УЗ не провела перерасчет с положительной курсовой разницей, не сдерживала рост зарплат сотрудникам и не перенесла переоценку основных средств на 2022 год, то госкомпания получила бы убыток 4,5 млрд грн.

На данный момент в открытом доступе нет финотчетности УЗ за 2021 год (обнародован предварительный результат) и проверить допущения экспертов невозможно. 

Пресс-служба «Укрзализныци» не успела ответить на вопросы Forbes по поводу обвинений к моменту публикации. 

Еще летом министр инфраструктуры Александр Кубраков считал, что после поднятия тарифов на грузовые перевозки УЗ сможет рассчитывать на 2 млрд грн. На тот момент, за шесть месяцев 2021 года, убытки компании были 1,4 млрд грн.

Владимир Жмак, который руководил УЗ до марта 2021 года, полагает, что прибыль УЗ логична и что она могла быть в два раза больше, если бы удалось избежать перебоев с подачей вагонов и дефицитом тяги после марте 2021 года.

Еще 1 млрд грн могла принести продажа металлолома. В феврале УЗ продала лом на 1,3 млрд грн и еще где-то столько же должна была реализовать до конца года, но почему-то не сделала этого, говорит Жмак.

Как дела у ж/д компаний за границей?

Немецкий Deutsche Bahn еще не опубликовал отчет за весь 2021 год, но за первые шесть месяцев компания получила €1,4 млрд убытков. В основном компания теряла деньги на междугородних пассажирских перевозках (€430 млн). Годом ранее компания получила убыток €5,7 млрд.

Union Pacific Corporation – американская компания, владеющая самой большой сетью железных дорог в США – наоборот за три квартала 2021 года показала прибыль – $1,7 млрд, что на $300 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Убытки польского PKP Cargo (только грузовые перевозки) за три квартала 2021 года – $38,8 млн, при выручке $782 млн. За тот же период в 2020 году компания потеряла на $5,7 млн больше. Для сравнения: убытки УЗ за январь–сентябрь 2021 года – $16,8 млн, при выручке $2,1 млрд.

Инвестиции важнее прибыли в отчете 

Убытки или прибыль – не важно для УЗ, уверен директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Важнее – выполнение плана по капитальным инвестициям и обновление вагонов и тяги. «Инфраструктура и тяговый парк УЗ находится в крайне изношенном состоянии, – говорит он. – Ее надо оперативно модернизировать». 

В прошлом году УЗ инвестировала только 14 млрд грн из 27 млрд грн запланированных. Главная причина – позднее принятие бюджета и затянутый процесс тендеров, говорит Вовк.

Финплан УЗ на 2021 год, например, Кабмин принял только в конце марта. В 2022 году «Укрзализныця» планирует инвестировать в вагоны и тягу 30 млрд грн. В этот раз Кабмин утвердил финплан еще 29 декабря.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине