«Укрзализныця» закончила 2021 год с прибылью – почти 460 млн грн. Годом ранее госкомпания показал убыток в 12 млрд грн. То, что результат 2021 и близко не перекрывает предыдущий убыток – не единственная причина, почему финрезультат УЗ не вызывает оптимизма
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Бухгалтерские уловки
УЗ закончила год с прибылью по нескольким причинам: рост грузопотока, повышение тарифа на грузовые перевозки и эффективное распределением вагонов на аукционах – так говорит глава госкомпании Александр Камышин. Доход от грузовых перевозок, например, вырос на 11,2% до 72 млрд грн, а от пассажирских (сравнивая с годом, когда началась пандемия) – на 50,7%, до 6,2 млрд грн, EBITDA подскочила почти на 43% до 14,5 млрд грн.
Указанных дополнительных доходов недостаточно, чтобы вывести госкомпанию в плюс, уверен Андрей Рязанцев, экс-директор по экономике и финансам в УЗ. Он считает, что госкомпания прибегла к «внутренним бухгалтерским резервам». «Существует масса бухгалтерских операций, которые могут изменить показатели в финансовом балансе», – говорит он. Например, можно выгодно пересчитать курсовую разницу за год или учесть в доходах за 2021 год авансы от контрагентов за услуги в 2022 году, можно пересмотреть норму амортизации основных средств, перечисляет Рязанцев.
В чем смысл улучшения показателей 2021-го за счет результата 2022-го? Президент поставил перед Камышиным задачу – вывести УЗ на прибыльную работу, говорит Рязанцев, и новый гендиректор формально ее выполнил.
То, что прибыль УЗ «бухгалтерская», считает и директор Центра исследований ж/д транспорта Виктория Яновская. По ее расчетам, если бы УЗ не провела перерасчет с положительной курсовой разницей, не сдерживала рост зарплат сотрудникам и не перенесла переоценку основных средств на 2022 год, то госкомпания получила бы убыток 4,5 млрд грн.
На данный момент в открытом доступе нет финотчетности УЗ за 2021 год (обнародован предварительный результат) и проверить допущения экспертов невозможно.
Пресс-служба «Укрзализныци» не успела ответить на вопросы Forbes по поводу обвинений к моменту публикации.
Еще летом министр инфраструктуры Александр Кубраков считал, что после поднятия тарифов на грузовые перевозки УЗ сможет рассчитывать на 2 млрд грн. На тот момент, за шесть месяцев 2021 года, убытки компании были 1,4 млрд грн.
Владимир Жмак, который руководил УЗ до марта 2021 года, полагает, что прибыль УЗ логична и что она могла быть в два раза больше, если бы удалось избежать перебоев с подачей вагонов и дефицитом тяги после марте 2021 года.
Еще 1 млрд грн могла принести продажа металлолома. В феврале УЗ продала лом на 1,3 млрд грн и еще где-то столько же должна была реализовать до конца года, но почему-то не сделала этого, говорит Жмак.
Как дела у ж/д компаний за границей?
Немецкий Deutsche Bahn еще не опубликовал отчет за весь 2021 год, но за первые шесть месяцев компания получила €1,4 млрд убытков. В основном компания теряла деньги на междугородних пассажирских перевозках (€430 млн). Годом ранее компания получила убыток €5,7 млрд.
Union Pacific Corporation – американская компания, владеющая самой большой сетью железных дорог в США – наоборот за три квартала 2021 года показала прибыль – $1,7 млрд, что на $300 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Убытки польского PKP Cargo (только грузовые перевозки) за три квартала 2021 года – $38,8 млн, при выручке $782 млн. За тот же период в 2020 году компания потеряла на $5,7 млн больше. Для сравнения: убытки УЗ за январь–сентябрь 2021 года – $16,8 млн, при выручке $2,1 млрд.
Инвестиции важнее прибыли в отчете
Убытки или прибыль – не важно для УЗ, уверен директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Важнее – выполнение плана по капитальным инвестициям и обновление вагонов и тяги. «Инфраструктура и тяговый парк УЗ находится в крайне изношенном состоянии, – говорит он. – Ее надо оперативно модернизировать».
В прошлом году УЗ инвестировала только 14 млрд грн из 27 млрд грн запланированных. Главная причина – позднее принятие бюджета и затянутый процесс тендеров, говорит Вовк.
Финплан УЗ на 2021 год, например, Кабмин принял только в конце марта. В 2022 году «Укрзализныця» планирует инвестировать в вагоны и тягу 30 млрд грн. В этот раз Кабмин утвердил финплан еще 29 декабря.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.