Суд национализировал Николаевский глиноземный завод и еще ряд активов на 10 млрд грн российского миллиардера Олега Дерипаски. Есть ли у завода перспективы за пределами российской алюминиевой группы «Русал»
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
16 февраля Высший антикоррупционный суд по иску Минюста передал в госсобственность один из крупнейших в Европе производителей глинозема – Николаевский глиноземный завод, Глуховский, Хустский и Жежелевский карьеры. Эти предприятия принадлежали российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, основателю российской алюминиевой группы «Русал».
Завод остановился еще 1 марта. Пресс-служба «Русал» объяснила остановку «неизбежными логистическими и транспортными проблемами на Черном море и прилегающих территориях».
За первые два месяца года завод экспортировал продукцию на $140 млн, по данным Import Genius. Прибыль в 2021 году составила 550 млн грн при выручке 11 млрд грн. «В мирное время завод стоил более $1 млрд», – говорил в сентябре Forbes глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. СБУ оценивает все национализированные активы Дерипаски в Украине в 10 млрд грн.
С июля корпоративные права завода переданы АРМА, однако агентство так и не смогло установить контроль над предприятием. Для управления арестованными корпоративными правами необходимо согласие собственника, в данном случае – граждан РФ. Получение такого разрешения могло быть расценено правоохранительными органами как коллаборационизм, сообщала в конце 2022-го пресс-служба АРМА.
После решения суда о национализации Кабинет Министров будет решать, кто теперь будет управлять заводом. «Надеемся, что завод скоро сможет возобновить работу, интегрироваться в новые цепочки поставок под государственным управлением», – говорит первый заместитель председателя Николаевской ОВА Георгий Решетилов.
Перспективы Николаевского глиноземного завода без «Русала»
«[С 1 марта] НГЗ не был разграблен или уничтожен, – говорит Решетилов из Николаевской ОВА. – Завод частично пострадал от российских обстрелов, но основное производство уцелело».
НГЗ приватизирован в 2000-м и интегрирован в российскую группу «Русал». Из месторождений «Русала» в Гвинее он импортировал бокситы, перерабатывал их в глинозем, экспортировавшийся в Россию на алюминиевые заводы группы. Николаевский завод производил 1,7 млн т глинозема в год, или 20% от общего выпуска «Русала».
Чтобы компенсировать потерю николаевского глинозема, Россия в первой половине 2022 года увеличила вдвое импорт сырья из Казахстана. «Они пытаются найти альтернативу, но мощностей Казахстана недостаточно, местный завод производит всего 1,4 млн т глинозема в год», – говорит руководитель консалтинговой фирмы MCI Александр Сирык.
Алюминий используется в электротехнике, машиностроении. Алюминий «Русала» обеспечивал потребности оборонно-промышленного комплекса РФ, по данным Офиса генпрокурора.
В Украине нет рынка для НГЗ, поскольку алюминий в стране не производится, говорит руководитель аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. «Во время войны, учитывая блокаду портов, запустить НГЗ будет очень тяжело, – говорит он. – Пока этот перспективный актив будет на паузе».
Единственный производитель алюминия – Запорожский алюминиевый комбинат с 2006 года целенаправленно уничтожался российским владельцем, группой «Русал», сообщила в 2017-м СБУ.
Производство первичного алюминия на заводе остановлено в 2009 году. «Русал» тогда предстал перед выбором: либо инвестировать в модернизацию завода, либо выжать из него все соки. Они выбрали второй вариант», – говорит Сирык. В 2015-м Верховный суд национализировал ЗАлК, но основные производственные линии уже были уничтожены.
Восстановление ЗАлК частично может загрузить НГЗ и потребовать миллиардов долларов инвестиций, говорит Сирык. Среди других проблем – дефицит электроэнергии и ее высокая стоимость в Украине для подобного энергоемкого производства, а также отсутствие собственной добычи бокситов.
Другой вариант – приватизация НГЗ одним из мировых производителей алюминия. В Черноморском регионе таких производителей немного, говорит Сирык. Это, по его словам, например, румынская компания Alro и греческая ElvalHalcor. При этом Греция является одним из самых крупных добытчиков бокситов. «Интеграция НГЗ в новые цепочки поставок будет большим вызовом, поскольку в регионе нет большого количества мощных игроков», – говорит Сирык.
К сожалению, для государства этот завод станет проблемой, пишет в Facebook Арахамия. «Более 7000 работников, которым не с чего платить зарплату, – пишет он. – Никто не знает, как сейчас будет работать завод, но расходная часть большая и теперь эта проблема будет у государства вместо Дерипаски».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.