Госагентство АРМА за время войны получило в управление десятки предприятий, бенефициарами которых являются россияне, белорусы или коллаборанты. Но пока наладить работу арестованного бизнеса в пользу государства не удается. Как поправить ситуацию?
8 февраля государственное Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) впервые потеряло один из «своих» активов из-за его банкротства. Форвард Банк российского бизнесмена Рустама Тарико, переданный в управление АРМА, признан неплатежеспособным.
В течение почти года полномасштабной войны с РФ агентство превратилось в настоящий холдинг с банками, заводами, АЗС, недвижимостью, автопарком и даже самолетами. В АРМА по решению суда попадают арестованные корпоративные права и имущество компаний, бенефициарами которых являются россияне, белорусы или коллаборанты.
- Категория
- Инновации
- Дата
В частности, это Глуховский карьер и Николаевский глиноземный завод, которые связывают с российским бизнесменом Олегом Дерипаской, пакет корпоративных прав туроператора «TUI Украина» (компании «ТТВК»), косвенно принадлежащий российскому бизнесмену Алексею Мордашову, корпоративные права и несколько десятков объектов недвижимости, АЗС российской группы «Татнефть».
Несмотря на громкие названия предприятий и имена их владельцев, практика показала, что АРМА, которая создавалась прежде всего для поиска активов, связанных с экс-президентом Януковичем и его окружением, оказалась не готова к таким масштабам конфискации. Одна из ключевых причин – существенные пробелы в законодательстве об АРМА.
В оптимальных обстоятельствах АРМА в зависимости от решения суда находит для переданных активов новых управляющих или продает их. Красноречивая статистика: с начала полномасштабной войны агентство провело 141 конкурс на поиск управителей. «Пристроить» удалось только 21 актив.
Значительное количество предприятий, которые переданы в агентство, простаивают и обесцениваются. После попадания в АРМА компании, как правило, существуют либо за счет средств, оставшихся на счетах (если их не арестовали), или за счет ранее заключенных контрактов, рассказывает один из менеджеров АРМА, попросивший не упоминать его имени в этой статье.
«Оборудование на предприятиях длительное время не работает, на некоторых уже начались увольнения. Ситуация сложная», – констатирует он.
Почему так происходит и можно ли исправить ситуацию?
Почему АРМА не справляется с валом активов
Один из крупнейших производителей цветной металлургии в Европе Николаевский глиноземный завод с июля находится в управлении АРМА. Предприятие, ассоциирующееся с холдингом «Русал» россиянина Олега Дерипаски, до войны генерировало миллиардные доходы. Но для АРМА завод – лишь один из суперсложных кейсов, которых у агентства десятки.
«Объект является государственной собственностью и до сих пор находится в аренде юридических лиц, корпоративные права которых нам передали», – рассказал во время пресс-конференции в начале февраля исполняющий обязанности председателя АРМА Дмитрий Жоравович.
Собственно, корпоративные права, а не сами имущественные комплексы АРМА получает в 90% случаев, рассказывает на правах анонимности один из менеджеров агентства.
Другая сложность – согласно закону об АРМА, чтобы управлять активом, победителю конкурса управляющих нужно согласовывать действия с конечным бенефициаром, то есть с российскими или белорусскими держателями. «Понятно, что вести переговоры с россиянами никто не собирается, как и нарушать закон, поэтому желающих таких активов немного», – констатирует собеседник в агентстве.
Трудно найти тех, кто захочет стать управляющим конфискованных активов, и из-за опасений со стороны инвестора, что объект могут национализировать. К примеру, АРМА отобрало управляющего для Глуховского карьера кварцитов, но впоследствии компания отказалась от управления, потому что актив попал под санкции и может быть конфискован в пользу государства. «Это лишает управляющего каких-либо бизнес-перспектив», – говорится в письменном комментарии пресс-службы АРМА.
Еще более сложными для реализации на конкурсе являются активы, по которым арестована лишь часть корпоративных прав. К примеру, такова ситуация на Крюковском вагоностроительном заводе, где арестовано 25% корпоративных прав. «При наличии 25% корпоративных прав невозможно принять решение, – говорит Жоравович. – Поэтому возникает вопрос, насколько вообще эффективным было решение передавать этот объект в АРМА».
Также в АРМА попадают объекты, которые находятся на временно оккупированных территориях, добавляет руководитель агентства. «Меня не удивляет, что по таким объектам мы можем проводить конкурсы 5-6 раз, потому что на них объективно нет спроса», – констатирует он.
Prozorro и больше полномочий АРМА. Как ВР планирует решить проблему
Три собеседника Forbes среди нардепов из экономического и антикоррупционного комитетов Верховной Рады частично согласны с аргументами, которые приводит АРМА.
«Активы АРМА были проблемными с точки зрения инвестиций и до начала полномасштабной войны, сейчас вопросов к ним стало еще больше», – говорит заместитель председателя антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин.
Нардеп из экономического комитета ВР Алексей Мовчан считает, что даже в сегодняшних условиях АРМА могла бы работать более эффективно. «Я не вижу со стороны АРМА инициативы по продвижению конкурсов на поиск управляющего, – отмечает он. – У агентства сосредоточены активы на десятки миллиардов гривен, которые должны работать на победу, а не простаивать».
Из позитива можно выделить конкурсы по продаже активов, добавляет нардеп Галина Янченко (антикоррупционный комитет). С начала 2022 года АРМА продала имущество на 1,2 млрд грн. В частности, 27 т аммиака более чем на 900 млн грн. Из-за рисков судебного обжалования продажи бывшими собственниками АРМА не может передать эти средства в госбюджет. На эти деньги агентство приобрело военные облигации, за счет которых Минфин финансирует расходы.
Янченко и Мовчан являются авторами конкурирующих законопроектов по законодательным изменениям для более эффективной работы агентства.
Законопроект №8184 Янченко уже прошел антикоррупционный комитет. Документ отменяет норму об обязательном согласовании с владельцем корпоративных прав действия управляющего, если речь идет о российских или белорусских компаниях. Для активов, владельцами которых являются украинцы или иностранцы, эта норма остается. Также закон позволяет продавать российские и белорусские активы до решения суда.
Законопроект №8311 авторства Мовчана и ряда топнардерпов из «Слуги народа» предлагает более радикальные решения. Наибольшие изменения касаются конкурсов по продаже активов, которые проводит АРМА. Сейчас конкурсы проходят на платформе СЕТАМ или малоизвестной «Приднепровье 2021», а победителя выбирают специалисты АРМА на голосовании за закрытыми дверями. Если нардепы проголосуют за проект, то продажа имущества будет проходить в системе Prozorro.
Законопроект также предлагает отменить согласование действий управляющего со всеми владельцами корпоративных прав, а не только с россиянами или белорусами. А также позволяет продавать АРМА не только движимое, но и недвижимое имущество, включая землю.
ВР будет концентрироваться на втором варианте, сказал в комментарии Forbes глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Янченко опасается такого расширения полномочий агентства. «Это может вернуть традицию отжима предприятий через АРМА», – предупреждает она.
В бэкграунде АРМА хватает неоднозначных эпизодов. Яркий кейс незаконной продажи активов через АРМА раскрыт НАБУ и САП в 2022 году. В результате следственных действий установили, что в течение 2019 года организовано по меньшей мере 4 схемы по продаже активов, находящихся в АРМА. Например, продажа трех земельных участков в Одесской области, приобретенные в свое время для строительства торговых центров сети «Ашан», реализована в 18 раз дешевле рыночной стоимости. Общая сумма ущерба государству от всех раскрытых схем – 426 млн грн. Мовчан уверен, что предохранителем против таких злоупотреблений должна стать именно продажа через Prozorro.Продажи.
Что касается конкурсов на поиск управляющего, то для них также предусмотрена более прозрачная процедура, но разработать ее после принятия закона должен Кабмин. Мовчан не исключает, что площадкой для проведения конкурсов станет Prozorro.
Когда ВР может изменить законодательство об АРМА? Мовчан рассчитывает, что в первом чтении законопроект будет принят до конца февраля, а в целом – в апреле.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.