Флориан Мэлле, руководитель киевского подразделения IKEA. /из личного архива
Категория
Компании
Дата

«В Киеве 85% людей владеют собственной квартирой. Это в два раза больше, чем в Нью-Йорке». Руководитель киевского подразделения IKEA Флориан Мэлле о первом годе работы в Украине

5 хв читання

Флориан Мэлле, руководитель киевского подразделения IKEA. Фото из личного архива

В 2005 году в Киев прилетел основатель шведской компании IKEA Ингвар Кампрад. Он прибыл на встречу с тогдашним президентом страны Виктором Ющенко, который пообещал инвестору всяческую поддержку. Но путь IKEA на украинский рынок растянулся на полтора десятилетия. Главная причина – украинские власть имущие. В Одессе, где компания купила землю под строительство гипермаркета, местные чиновники, по данным источников Forbes, потребовали взятку в $2,5 млн. В Киеве мэр Александр Омельченко отказался выделять шведам землю, которую те присмотрели, потому что на участке растет слишком ценный лес. В итоге в 2010-м компания, которая принципиально не платит взяток, объявила о том, что закрывает все проекты в Украине

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Нынешний приход IKEA был более удачным, и в мае 2020-го компания запустила интернет-магазин. Через девять месяцев – и физический в торговом центре Blockbuster Mall. Репортер Forbes поговорил с руководителем IKEA Украине Флорианом Мэлле, 38, об итогах первого года работы его компании в Украине. 

Сам Мэлле уже восемь лет работает в IKEA. В Киев переехал два с половиной года назад из французского Тулона, где возглавлял гипермаркет шведского ритейлера. Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.

Какие результаты работы IKEA в Украине?

Наша основная цель – стать ближе к большому количеству украинцев и улучшить их жизнь, предлагая им широкий ассортимент функциональных продуктов с привлекательным дизайном и ценами. Украина стала первой для IKEA страной, где компания запустилась с онлайн-магазина. В пандемию COVID-19 это стало самым быстрым и безопасным способом выйти на рынок.

После этого мы запустили первый физический магазин IKEA в Киеве в формате City Store. Мы начинали с двух пунктов выдачи интернет-заказов и за год добавили еще два новых. Мы очень довольны нашей деятельностью в Украине, мы движемся вперед и растем. Когда я присоединился к этому проекту, у нас было всего семь сотрудников в Киеве, сейчас – более 200.

Какие финансовые результаты года работы?

С финансовой точки зрения мы довольны результатами. Наш онлайн-магазин обработал около 150 000 заказов. Кроме того, более 397 000 человек посетили наш физический магазин, сделав более 8000 заказов с момента его открытия в феврале 2021 года. Это как целая Винница или 1/10 всех жителей Киева.

Мы это воспринимаем как знак того, что люди нас рады видеть. И рады видеть наши продукты, которые, как мы надеемся, помогут улучшить качество их жизни.

В начале работы интернет-магазина IKEA были проблемы с доставкой. Почему они возникли и как вы их решали?

Когда мы только запустили онлайн-магазин, у нас были некоторые трудности с доставкой. Основная причина в том, что интерес и востребованность оказались намного выше, чем мы ожидали. Мы много работали с нашими партнерами (и продолжаем работать), чтобы улучшить логистику и сделать процесс доставки более эффективным.

Уже сейчас мы можем обрабатывать в четыре-пять раз больше заказов, чем на момент запуска онлайн-магазина в прошлом году. Обрабатываем и доставляем заказы по Киеву в течениe двух дней, а на момент открытия магазина это время составляло больше недели.

С самого начала запуска мы имели возможность обрабатывать 200 заказов в день. Но нам пришлось быстро ускоряться. Сначала до 400 заказов в день, потом до 600 и так далее. Запрос был намного выше, чем возможности, которые были на тот момент.

 

Что любят украинцы

IKEA, прежде чем выходить на какой-либо рынок, всегда проводит глубокие исследования. Расскажите о том, что вы изучали в Киеве.

Мы потратили много времени и усилий, чтобы изучить рынок. Смотрели, как живут и как социализируются люди, посещали их дома, чтобы понять их востребованности и пожелания. Но не только на это: исследовали и особенности страны, чтобы подготовить ассортимент.

Мы много анализировали жизнь людей. Обращали внимание на то, как город структурирован по левому и правому берегам, где находится бизнес-центр Киева, а где люди встречаются для общения, чтобы пойти в кафе или ресторан. Хотели понять его культурную историю и чем Киев отличается от других городов.

С другой стороны, мы обращали внимание на быстро развивающийся рынок недвижимости. На новостройки, которые появляются даже на окраинах, например «Комфорт Таун». Смотрели на старые здания и хрущевки. Нам важно понимать различия разных типов жилья, чтобы максимально соответствовать запросам и стилю жизни покупателей.

Мы посетили большое количество разных квартир, где живут люди разного достатка. Общались с ними о том, что их тревожит, чего им не хватает, когда они улучшают или обновляют квартиру.

Интересная статистика: в Киеве 85% людей владеют собственной квартирой. Это в два раза больше, чем, например, в Нью-Йорке.

из личного архива

Я француз, работающий в IKEA, и для меня очень важна еда. И мне хотелось бы привнести ее в наши магазины в Украине, ведь это такой же особенный продукт IKEA. Фото из личного архива

Что это значит для вас как компании?

Это фантастическая возможность и значительный потенциал для развития с нашей линейкой товаров для дома.

Мы также узнали, что многие люди готовы вкладывать в улучшения. Еще мы выяснили, что в жизни украинцев огромную роль играет кухня. Это очень важное место, где не просто готовят еду. Здесь встречается семья. То есть кухня существует не только для удовлетворения физического запроса в пище, но и для психологической потребности. И для украинцев очень важно хорошо чувствовать себя на кухне.

Какие товары IKEA особенно востребованы у украинцев? 

Если говорить о самых покупаемых товарах, то одним из сюрпризов для нас стала популярность линейки продуктов для готовки и для еды. Например кастрюль, сковородок и тому подобного. Это можно связать с пандемией, потому что люди больше времени проводят дома и хотят получить удовольствие от совместной готовки со своей семьей.

А одним из самых популярных продуктов стал стакан POKAL. У него есть вариации в разных размерах: от маленьких, которые можно использовать для крепкого алкоголя, до крупных, которые подходят для вина и воды.

Планы по развитию

В какие украинские города IKEA собирается выходить после Киева?

В краткосрочной и среднесрочной перспективе мы хотим сконцентрироваться на киевском рынке, чтобы реализовать его основной потенциал.

Но мы хотим быть ближе к людям и в других городах. И сейчас работаем над новыми услугами и решениями.

Например, речь может идти о расширении нашей сети пунктов выдачи, и не только в Киеве, но и других городах Украины. О новой услуге «кликни и забери возле себя», когда грузовик с заказами проезжает по определенному району и можно подойти и забрать свой заказ в одном из пунктов, где он будет останавливаться.

Расскажите про офис IKEA в Украине. Как он развивается?

Когда я начинал работу в Украине, нас было менее десяти человек. Мы фокусировались на том, что называется «заход в страну», то есть на получении разрешений, на выборе конкретных продуктов и тому подобном.

Потом, когда мы открыли онлайн-магазин, у нас появилась необходимость в дополнительных сотрудниках, мы расширились до 50–60 человек. А когда в феврале мы открыли магазин IKEA, это было следующее значительное расширение. Сейчас нас около 250.

Как менялась работа офиса в локдаун?  

С начала локдауна мы закрыли наш офис и магазин в Киеве. Сотрудники работали удаленно, насколько это возможно. На «удаленке» больше инвестировали в тренинги для сотрудников для улучшения их компетенций. А также сфокусировались на онлайне.

Тем более, что Киев как город – очень цифровой. И для нас это замечательное место для развития и экспериментов. Возможно, именно Киев станет лабораторией для новых решений IKEA. Я хочу рассматривать наш приход на украинский рынок не только как хорошую возможность для развития бизнеса, но и как поле для генерации новых идей для глобальной компании.

И последний вопрос. Когда в Киеве будут продавать знаменитые икеевские фрикадельки?

Я француз, работающий в IKEA, и для меня очень важна еда. И мне хотелось бы привнести ее в наши магазины в Украине, ведь это такой же особенный продукт IKEA. Сейчас мы активно работаем с нашей командой, чтобы подготовиться к запуску продуктовых предложений и на украинском рынке. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине