В 2005 году в Киев прилетел основатель шведской компании IKEA Ингвар Кампрад. Он прибыл на встречу с тогдашним президентом страны Виктором Ющенко, который пообещал инвестору всяческую поддержку. Но путь IKEA на украинский рынок растянулся на полтора десятилетия. Главная причина – украинские власть имущие. В Одессе, где компания купила землю под строительство гипермаркета, местные чиновники, по данным источников Forbes, потребовали взятку в $2,5 млн. В Киеве мэр Александр Омельченко отказался выделять шведам землю, которую те присмотрели, потому что на участке растет слишком ценный лес. В итоге в 2010-м компания, которая принципиально не платит взяток, объявила о том, что закрывает все проекты в Украине
Нынешний приход IKEA был более удачным, и в мае 2020-го компания запустила интернет-магазин. Через девять месяцев – и физический в торговом центре Blockbuster Mall. Репортер Forbes поговорил с руководителем IKEA Украине Флорианом Мэлле, 38, об итогах первого года работы его компании в Украине.
Сам Мэлле уже восемь лет работает в IKEA. В Киев переехал два с половиной года назад из французского Тулона, где возглавлял гипермаркет шведского ритейлера. Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.
Какие результаты работы IKEA в Украине?
Наша основная цель – стать ближе к большому количеству украинцев и улучшить их жизнь, предлагая им широкий ассортимент функциональных продуктов с привлекательным дизайном и ценами. Украина стала первой для IKEA страной, где компания запустилась с онлайн-магазина. В пандемию COVID-19 это стало самым быстрым и безопасным способом выйти на рынок.
После этого мы запустили первый физический магазин IKEA в Киеве в формате City Store. Мы начинали с двух пунктов выдачи интернет-заказов и за год добавили еще два новых. Мы очень довольны нашей деятельностью в Украине, мы движемся вперед и растем. Когда я присоединился к этому проекту, у нас было всего семь сотрудников в Киеве, сейчас – более 200.
Какие финансовые результаты года работы?
С финансовой точки зрения мы довольны результатами. Наш онлайн-магазин обработал около 150 000 заказов. Кроме того, более 397 000 человек посетили наш физический магазин, сделав более 8000 заказов с момента его открытия в феврале 2021 года. Это как целая Винница или 1/10 всех жителей Киева.
Мы это воспринимаем как знак того, что люди нас рады видеть. И рады видеть наши продукты, которые, как мы надеемся, помогут улучшить качество их жизни.
В начале работы интернет-магазина IKEA были проблемы с доставкой. Почему они возникли и как вы их решали?
Когда мы только запустили онлайн-магазин, у нас были некоторые трудности с доставкой. Основная причина в том, что интерес и востребованность оказались намного выше, чем мы ожидали. Мы много работали с нашими партнерами (и продолжаем работать), чтобы улучшить логистику и сделать процесс доставки более эффективным.
Уже сейчас мы можем обрабатывать в четыре-пять раз больше заказов, чем на момент запуска онлайн-магазина в прошлом году. Обрабатываем и доставляем заказы по Киеву в течениe двух дней, а на момент открытия магазина это время составляло больше недели.
С самого начала запуска мы имели возможность обрабатывать 200 заказов в день. Но нам пришлось быстро ускоряться. Сначала до 400 заказов в день, потом до 600 и так далее. Запрос был намного выше, чем возможности, которые были на тот момент.
Что любят украинцы
IKEA, прежде чем выходить на какой-либо рынок, всегда проводит глубокие исследования. Расскажите о том, что вы изучали в Киеве.
Мы потратили много времени и усилий, чтобы изучить рынок. Смотрели, как живут и как социализируются люди, посещали их дома, чтобы понять их востребованности и пожелания. Но не только на это: исследовали и особенности страны, чтобы подготовить ассортимент.
Мы много анализировали жизнь людей. Обращали внимание на то, как город структурирован по левому и правому берегам, где находится бизнес-центр Киева, а где люди встречаются для общения, чтобы пойти в кафе или ресторан. Хотели понять его культурную историю и чем Киев отличается от других городов.
С другой стороны, мы обращали внимание на быстро развивающийся рынок недвижимости. На новостройки, которые появляются даже на окраинах, например «Комфорт Таун». Смотрели на старые здания и хрущевки. Нам важно понимать различия разных типов жилья, чтобы максимально соответствовать запросам и стилю жизни покупателей.
Мы посетили большое количество разных квартир, где живут люди разного достатка. Общались с ними о том, что их тревожит, чего им не хватает, когда они улучшают или обновляют квартиру.
Интересная статистика: в Киеве 85% людей владеют собственной квартирой. Это в два раза больше, чем, например, в Нью-Йорке.
Что это значит для вас как компании?
Это фантастическая возможность и значительный потенциал для развития с нашей линейкой товаров для дома.
Мы также узнали, что многие люди готовы вкладывать в улучшения. Еще мы выяснили, что в жизни украинцев огромную роль играет кухня. Это очень важное место, где не просто готовят еду. Здесь встречается семья. То есть кухня существует не только для удовлетворения физического запроса в пище, но и для психологической потребности. И для украинцев очень важно хорошо чувствовать себя на кухне.
Какие товары IKEA особенно востребованы у украинцев?
Если говорить о самых покупаемых товарах, то одним из сюрпризов для нас стала популярность линейки продуктов для готовки и для еды. Например кастрюль, сковородок и тому подобного. Это можно связать с пандемией, потому что люди больше времени проводят дома и хотят получить удовольствие от совместной готовки со своей семьей.
А одним из самых популярных продуктов стал стакан POKAL. У него есть вариации в разных размерах: от маленьких, которые можно использовать для крепкого алкоголя, до крупных, которые подходят для вина и воды.
Планы по развитию
В какие украинские города IKEA собирается выходить после Киева?
В краткосрочной и среднесрочной перспективе мы хотим сконцентрироваться на киевском рынке, чтобы реализовать его основной потенциал.
Но мы хотим быть ближе к людям и в других городах. И сейчас работаем над новыми услугами и решениями.
Например, речь может идти о расширении нашей сети пунктов выдачи, и не только в Киеве, но и других городах Украины. О новой услуге «кликни и забери возле себя», когда грузовик с заказами проезжает по определенному району и можно подойти и забрать свой заказ в одном из пунктов, где он будет останавливаться.
Расскажите про офис IKEA в Украине. Как он развивается?
Когда я начинал работу в Украине, нас было менее десяти человек. Мы фокусировались на том, что называется «заход в страну», то есть на получении разрешений, на выборе конкретных продуктов и тому подобном.
Потом, когда мы открыли онлайн-магазин, у нас появилась необходимость в дополнительных сотрудниках, мы расширились до 50–60 человек. А когда в феврале мы открыли магазин IKEA, это было следующее значительное расширение. Сейчас нас около 250.
Как менялась работа офиса в локдаун?
С начала локдауна мы закрыли наш офис и магазин в Киеве. Сотрудники работали удаленно, насколько это возможно. На «удаленке» больше инвестировали в тренинги для сотрудников для улучшения их компетенций. А также сфокусировались на онлайне.
Тем более, что Киев как город – очень цифровой. И для нас это замечательное место для развития и экспериментов. Возможно, именно Киев станет лабораторией для новых решений IKEA. Я хочу рассматривать наш приход на украинский рынок не только как хорошую возможность для развития бизнеса, но и как поле для генерации новых идей для глобальной компании.
И последний вопрос. Когда в Киеве будут продавать знаменитые икеевские фрикадельки?
Я француз, работающий в IKEA, и для меня очень важна еда. И мне хотелось бы привнести ее в наши магазины в Украине, ведь это такой же особенный продукт IKEA. Сейчас мы активно работаем с нашей командой, чтобы подготовиться к запуску продуктовых предложений и на украинском рынке.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.