12 декабря сбой в сети оператора «Киевстар», которым пользуются 24 млн украинцев, оставил без связи абонентов мобильной сети и часть пользователей домашнего интернета. Forbes узнал у Glovo, Liki24, Tabletki.ua, Bolt, Ukon и Zakaz.ua, как отсутствие связи у миллионов украинцев отразилось на количестве заказов.
«К сожалению, видим влияние сбоя в «Киевстар» на нашу работу», – говорит основатель компании по доставке медикаментов Liki24.com Антон Авринский. По его словам, уменьшилось количество как онлайн-заказов, так и бронирований.
Еще один сервис, столкнувшийся с заметным падением заказов, – Glovo. По словам СЭО сервиса доставки еды Марины Павлюк, дополнительной проблемой стало то, что курьеры не всегда могли связаться с заказчиками. Однако окончательные выводы в компании пока не делают.
«Масштаб влияния этого события на бизнес будет ясен завтра», – добавляет Павлюк.
Меньше других из-за перебоев со связью пострадали сервисы вызова такси. Лидеры рынка – Uklon и Bolt – не раскрывают, насколько у них снизилось количество заказов. Однако, по словам СЕО Uklon Сергея Гришкова, о значительном падении заказов речь не идет.
Как бизнесы, критично зависящие от мобильного интернета, пережили первый день без самого крупного мобильного оператора страны?
Заказывают и бронируют на 10–25% меньше
«Пока мы видим проседание в количестве заказов в пределах примерно 10%», – говорит генеральный директор Glovo в Украине Марина Павлюк. Еще примерно 3% заказов в день были отменены именно из-за того, что курьеры не могли связаться с клиентами, отмечает Павлюк.
В целом, представительница Glovo отмечает, что ситуация могла быть хуже, но ее спас высокий уровень проникновения интернета – люди могут делать заказы и связываться с курьерами через Wi-Fi.
Из-за сбоя в сети «Киевстар» не могли связаться с клиентами по телефону комплектующие заказчиков и курьеры сервиса доставки Zakaz.ua, говорит СЕО компании Андрей Курский. «Они просто недоступны», – отмечает Курский.
Со стороны компании проблем с входящими и исходящими звонками не было. Корпоративный оператор у сервиса – lifecell. Частично решить проблему связи с клиентами помогли альтернативные каналы связи – чат, мессенджеры и письма, добавляет Курский.
В фарма-секторе ситуация похожая. Из-за сбоя в работе «Киевстара» заказы на доставку в сервисе Liki.24 упали на 15%, говорит основатель и СЕО компании Антон Авринский. Для заказов «заберу сам» падение было более драматичным – 25%, потому что такие заказы чаще делают именно с мобильных устройств, объясняет он.
Если утром 12 декабря в сервисе бронирования лекарств в аптеках Tabletki.ua снижение почти не было заметным, то к концу дня ситуация заметно изменилась. «Вечером зафиксировали существенное уменьшение количества бронирований – более 20% по сравнению с обычными показателями», – отмечает соучредитель и Chief technical officer Tabletki.ua Евгений Муравщик.
Такси работало без аномальных изменений
«Такой масштабный сбой оказывает влияние на деятельность сервиса, однако о масштабах говорить еще рано», – говорит руководитель направления райдхейлинга компании Bolt в Украине Сергей Павлик.
Он также подчеркнул, что водители и пользователи могли связаться прямо в приложении, подключившись к сети через WI-FI.
На работу Uklon падение связи «Киевстар» напрямую не повлияло, говорит Гришков. Хотя среди клиентов компании большое количество абонентов «Киевстара», аномальных изменений в количестве заказов у Uklon пока не зафиксировали, добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.