Подавляющее большинство украинских ресторанов и кафе до полномасштабной войны пользовались российскими CRM-системами R-Keeper, iiko и др. Часть из них продолжает это делать либо сознательно, либо попавшись на крючок российских компаний, мимикрирующих под западные.
По подсчетам 3.14 Agency, более 25% заведений питания (включая небольшие кофейни) до сих пор пользуются российским софтом для автоматизации бизнес-процессов. Это софт, закрывающий вопросы финансов, учета продуктов на складе, функции онлайн-кассы.
Есть украинские айтишники, которые и сейчас предлагают внедрение российского софта из-за анонимных аккаунтов в Telegram.
Рестораторы рискуют
Зачастую рестораторы хотят перейти с российского софта на украинский или западный. Но клиентов нужно обслуживать уже сейчас, чтобы держать бизнес на плаву.
Но если сейчас не изменить софт, бизнес рискует.
- Клиент узнает, что вы пользуетесь сервисом страны-агрессора. В эпоху соцсетей репутацию заведения можно обрушить, написав один пост в Facebook. Конкуренты могут легко найти доказательства использования российского софта.
- Данные о ваших клиентах хранятся в облаке на российских серверах. Это прямая угроза их безопасности.
Российские IT-компании обманывают украинских рестораторов
Российские компании начали активно маскироваться – создают международный бренд с другим логотипом, переводят функционал своей POS-системы на английский и начинают продавать услуги украинским компаниям.
Например, есть большие рестораны в Украине, которые решили перейти с российского софта на международный Syrve, а затем стало известно, что Syrve основали предприниматели из российского iiko.
Сама же iiko была основана россиянами и в 2015 году, а Сбербанк приобрел контрольный пакет.
Далее компания iiko Group на международном рынке создает компанию Syrve, базирующуюся в Армении.
Здесь, например, компанию назвали Delta AZOV
Какой софт выбрать для ресторана
Национальная ресторанная ассоциация Украины в начале сентября говорила, что с началом войны закрылось более 7000 ресторанов, а открылось 2000. По данным «Агентства 3.14», на начало октября открылось более 2300+ заведений. В основном это Западная Украина, где более-менее безопасно.
Перед тем как выбирать новую POS-систему (Point of sale) для заведения, стоит понять, какой функционал вам нужен:
- Прием заказов от посетителей и передача их на кухню в виде печатных бегунков или электронные бегунки на экране, как у McDonald's.
- Фискализация чеков.
- Складской учет, синхронизирующийся с кухней. К примеру, у вас заказали пиццу, и система автоматически списывает со склада 300 г муки, 200 г колбасы, 200 г твердого сыра и т. д. Также многие рестораторы хотят функцию переучета с маячками, чтобы понимать, какие продукты нужно заказать, потому что скоро закончатся.
- Интеграция со службами доставки (Glovo в первую очередь).
- Создание программ лояльности для постоянных клиентов.
- Аналитика доходности ресторана или сети заведений в единой системе. И желательно сразу в смартфоне.
Среди украинских много достойных примеров – Poster POS, ScyService, Unipro, Chameleon и др. Если брать западные, среди лидеров Square POS, Clover POS, TouchBistro POS, хотя их цена дороже.
![Украинский бренд на $500 млн/год. Forbes подсчитал, сколько стоит бренд именно украинского борща](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/5/ac/6da5993a-12a6755b1874951ded9e3dd2d83c9ac5.jpg?v=5339_3)
![Гастроэкспансия. Украинские рестораторы пришли в ЕС. Чем они завоевывают место на весьма конкурентных рынках /Фото Getty Images](https://forbes.ua/static/storage/thumbs/80x80/5/cb/6c9dcbff-ad8359bc8f329b76a69e5d655c269cb5.jpg?v=5746_3)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.