Быть единорогом теперь недостаточно. Инвесторам интересны стартапы высшей лиги – декакорны. Кто они такие /Фото Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Быть единорогом теперь недостаточно. Инвесторам интересны стартапы высшей лиги – декакорны. Кто они такие

Getty Images

18 ноября основанный украинцами стартап Grammarly привлек $200 млн, его оценка достигла $13 млрд. Он перешел из статуса «единорога» (компании с оценкой более $1 млрд) к «декакорну». Так называют стартапы стоимостью более $10 млрд. Что это за элитный клуб и что новый тренд говорит о состоянии инновационной экономики

Почему более недостаточно быть единорогом? За последние два года статус этого термина размыла инфляция. В 2013-м, когда его ввел в широкое обращение венчурный инвестор Aileen Lee, в мире насчитывалось всего 39 единорогов. Сейчас их более тысячи, а в течение 2021-го темп появления новых компаний с оценкой более $1 млрд вырос до двух-трех в день.

Декакорны – более закрытый клуб. Всего 84 стартапа получили оценку более $10 млрд с 2007-го по 2021 год. Первым был Facebook – компанию оценили в $15 млрд после инвестиций от Microsoft. За последний год список пополнили 30 новых компаний, в том числе две с украинскими учредителями – Revolut и Grammarly. Их оценили в $33 и $13 млрд соответственно. «Статус декакорна лучше говорит о зрелости компании», – говорит Ракеш Нараяна, глобальный директор по инвестициям в британской компании Reckitt.

Почему дорогих стартапов так много

Оценка стартапов растет, потому что на рынке много свободных денег. «Из-за инфляции сбережения не выгодно хранить в наличных, поэтому инвесторы вкладывают куда угодно, в том числе и в стартапы, чтобы сохранить ликвидность», – говорит Алексей Витченко, основатель венчурного фонда Digital Future.

Еще одна причина – дотации государств во время пандемии. В 2020-м США влили в экономику $1,4 трлн, а в 2021-м – $1,9 трлн. Это отразилось и на фондовом рынке. В 2021 году частные компании привлекли рекордные $600 млрд после выхода на биржу.

Бум на фондовом рынке повлек за собой рынок венчурных инвестиций, говорит Александр Сорока, глава платформы Startup.Network, помогающей молодым бизнесам привлечь инвестиции. За девять месяцев 2021 года венчурные инвесторы вложили около $456 млрд в стартапы на разных стадиях – это на 64% больше, чем за 12 месяцев прошлого года.

Статус единорога сегодня получить гораздо легче: раньше это занимало от семи до десяти лет, а сейчас оценку $1 млрд могут получить даже те компании, которые существуют только год. Американский онлайн-ритейлер Jet.com, например, стал единорогом всего через четыре месяца после запуска, а индийский агрегатор брендов Mensa Brands – за шесть месяцев.

Стоимость компаний увеличивается и из-за конкуренции среди инвесторов. Ранее ключевыми игроками в индустрии были ангелы и венчурные фонды, а теперь на рынок вышли хеджевые фонды, паевые и PE-фирмы, пишет The Wall Street Journal.

Почему важно, сколько стоит стартап

Принято считать, что оценка стартапа – это метрика успеха. Она показывает прогресс и привлекает инвесторов. Но, в отличие от оценки публичных компаний, у частных этот процесс непрозрачен и часто базируется на предположениях, которые составляют после объявления поздних инвестиционных раундов.

Такой подход не дает объективную оценку. Акции, выпущенные на поздних стадиях, стоят дороже – не только из-за объективных успехов компании, но и из-за особых преференций.

К примеру, стартапы дают поздним инвесторам возможность в первую очередь продать долю в компании на гарантированную сумму после выхода стартапа на биржу. Другая опция – возможность заблокировать публичное размещение акций, если оно не гарантирует возврат большей части инвестиций. Это может объяснить, почему инвесткомпании готовы покупать несколько процентов у компании, поднимая оценку в пять-семь раз одной транзакцией.

Проблему перегретых оценок обсуждают не в первый раз – в 2017 году профессора Стэнфордской школы бизнеса выпустили исследование, в котором попытались справедливо оценить 135 единорогов с учетом особых условий для поздних инвесторов. Их вывод: у половины компаний завышенная капитализация.

В конце концов, что юникорны, что декакорны – это просто семантика. Кое-кто предлагает называть стартапы стоимостью $12 млрд «драконами», ведь они больше и сильнее. «Что действительно важно – это то, что предприниматели и инвесторы создают бизнес, который приносит прибыль и помогает обществу», – говорит бывший венчурный инвестор Тоби Харпер.

Будущее декакорнов

Капитализация стартапов в мире растет настолько быстро, что начинает волновать инвесторов. «Будущий рост интересует стартапы больше, чем другие показатели», – говорит глава американской компании Liberty Media Джон Мэлоун. Это, по мнению Мэлоуна, напоминает пузырь доткомов начала 2000-х, когда бум на рынке интернет-компаний оставил инвесторов ни с чем.

Из-за высокой ликвидности и капитализации стартапов венчурные фонды готовы инвестировать еще больше. Таким образом они поощряют стартапы расти быстро и агрессивно даже тогда, когда в этом нет нужды. Как следствие – возникают компании, у которых после выхода на биржу между доходом компании и оценкой большой разрыв.

Часто инвесторы вкладывают в компании, у которых нет ни стабильного дохода, ни отлаженного производства. Такое случается, потому что на глобальный рынок венчурных инвестиций «пришли многие молодые инвесторы, которые еще не теряли деньги и не до конца оценивают риски», – говорит инвестор Денис Довгополый. К примеру, американский производитель электрокаров Rivan вышел на биржу 10 ноября с рекордной оценкой – $66 млрд. Инвесторы поверили в компанию несмотря на то, что она произвела всего 156 автомобилей и не стала прибыльной за последние 10 лет.

Венчурные фонды начали дольше держать стартапы в своих портфолио, инвестируя в их развитие до экзита, говорит Сорока. Это глобальный тренд, подтверждает исследование McKinsey за 2016 год: в 1990-х стартапы выходили на биржу в среднем через четыре года после основания, а в 2014-м и позже – через 11.

В 2022 году инвесторы будут продолжать вкладывать в частные стартапы с большим потенциалом до того, как они станут публичными, пишет Crunchbase. Это означает, что к супер-единорогам будет повышен интерес. «Сейчас на такие стартапы спрос, потому что инвесторы поняли, что на них можно много заработать», – говорит Сорока.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"