Украинский сервис доставки Rocket уволил более 50 работников и срезал маркетинговые бюджеты из-за сокращения финансирования, сообщил DOU.UA. Что пошло не так, и каков план у основателей стартапа
Стартап одного инвестора – почему у Rocket возникли проблемы
В декабре 2020-го украинская служба доставки «Ракета» сменила название на понятное иностранцам Rocket. Стартап принял направление на десятку европейских стран в год. В течение 2021 покорились семь: Кипр, Нидерланды, Франция, Португалия, Испания, Венгрия, Греция.
Масштабировались за счет инвестора Игоря Рохлина – этот непубличный бизнесмен израильского происхождения приобрел контрольный пакет стартапа в 2019 году. Двое учредителей проекта Алексей Юхимчук, 35, и Станислав Дмитрик, 32, имеют по 7% акций компании, писал ранее Forbes.
Впоследствии планы инвестора построить главный FoodTech-проект региона изменились. «Сокращение финансирования было достаточно резким процессом. Мы не можем знать, с чем это связано», – говорит соучредитель Алексей Юхимчук. На сколько сократились дотации Рохлина, стартап не разглашает – «критическое сокращение не произошло, точно не в два или три раза». По просьбе Forbes учредители Rocket передали Рохлину предложение пообщаться, однако он отказался.
Почему он мог порезать финансы для своего стартапа?
- В конце марта 2021 года Генеральная прокуратура Украины сообщила, что двоих киевлян взяли под стражу в качестве подозреваемых, якобы причастных к международной мошеннической схеме. Досудебное расследование было начато с подачи прокуратуры немецкого города Бамберг. Она просила украинских правоохранителей провести дополнительное расследование по группе лиц, среди которых был Тимур Рохлин, сын Игоря Рохлина, говорится в расследовании Dev.ua.
- Он якобы имел отношение к мошеннической схеме, где иностранных граждан убеждали инвестировать через специальные сайты в куплю-продажу банковских металлов, иностранной валюты, криптовалюты, ценные бумаги и другие активы.
- Задокументированная сумма ущерба от мошеннической схемы составила €9 млн.
- В декабре 2020 года были арестованы компании Игоря Рохлина: «Спецторг» (арест сняли в 2021), «Укрдонстройнии» (арест сняли в 2021), «Билдингс Эмпаер», «Реноме Рент».
- Иван Староста, представляющий интересы Тимура Рохлина в судах, сказал, что клиент не желает проявлять какую-либо публичность в ходе досудебного разбирательства до передачи материалов следствия в суд, если таковой произойдет.
- Адвокаты Тимура уверены, что денежные средства и активы их клиента, которые фигурируют в расследовании, получены легальным путем. Тимур Рохлин обратился в суд с исковыми заявлениями на ряд изданий и журналистов, писавших о деталях этого следствия.
Чем обернулось для Rocket «некритическое» сокращение финансирования? Штат уменьшили с 500 до 450 работников. Около 40% уволенных — разработчики. Решение называют непростым. «Мы пропитывали их ДНК нашей компании, а теперь пришлось прощаться», — говорит Юхимчук. Как пишет DOU и AIN.UA, все уволенные получили полные расчеты по зарплатным обязательствам и даже смогли унести с собой рабочую технику.
Под удар попал только украинский офис, где сосредоточены 80% сотрудников, в том числе весь маркетинг и разработка. Сокращения могли сэкономить зарплатному бюджету не менее $150 000 в месяц, подсчитывает Таисия Млюзан, управляющая партнер CNA International IT. В Rocket эту цифру отказались комментировать.
Финансы оптимизируют не только увольнениями, Rocket также сокращает расходы на маркетинг: отменили кампании на узнаваемость бренда, снизили скидки и забрали бесплатную доставку. «Используем наиболее эффективные кампании, чтобы крепко стоять на ногах и конкурировать с другими компаниями», – говорит соучредитель Станислав Дмитрик. Forbes обратился к РТМ-УКРАИНУ и Doors Consulting, чтобы они оценили расходы Rocket на наружную рекламу, но не получили ориентировочных подсчетов.
Rocket также готовил открытие первого dark store – магазин, товары из которого можно заказать только с быстрой доставкой. Компания планировала начать экспансию со спального массива на левом берегу Киева, инвестиции в каждую такую локацию – до $80 000. Управлять проектом должен был нанятый летом 2021 года экс-менеджер Payoneer Михаил Дейнега, но в декабре он покинул компанию.
Аналогичная ситуация с сетью dark kitchen – кухнями, готовящими блюда только для доставки. Стартап имеет пять таких локаций в Киеве, сроки открытия шестой были сдвинуты.
Антикризисная стратегия Rocket
В Rocket на ситуацию смотрят без пессимизма. Нужно только привлечь новые инвестиции, говорят учредители. Переговоры о раунде идут уже полгода, однако конкретными деталями пока не делятся. «Наше будущее, возможно, зависит от того, насколько правильно мы выберем стратегического партнера: сможет ли он нас усилить экспертизой, знаниями, подходами и новым видением», — говорит Дмитрик.
Слияние сервисов доставки – тренд. Немецкий Delivery Hero с недавних пор владеет 83% испанского Glovo. Американский DoorDash купил финский Wolt. Масштабы этих транзакций – миллиарды долларов. В прошлом году Forbes оценивал Rocket в сумму около $100 млн, при нынешних условиях стартап могут продавать с дисконтом.
«Старожилы, которые давно на рынке, покупают меньших игроков. Рынок консолидируется», – говорит экс-руководитель украинского офиса Bolt Food Игорь Шрамко. Через два-три года рынки разделят между собой пять крупнейших служб доставки, прогнозирует Дмитрик.
Слияние помогло бы Rocket быстрее стать прибыльным. Выручка юрлица «РОКЕТ ДЕЛИВЕРИ» в 2020-м была почти 157 млн грн, убыток – 46,9 млн грн. Данные за прошлый год пока не опубликованы аналитическими сервисами. Как обстояли дела по словам учредителей? «Цифры не соответствуют действительности. Нулей в выручке много, поверьте на слово», — сказал Юхимчук.
Новых планов по экспансии у Rocket нет – будут расти на присутствующих рынках. Самым успешным кажется венгерский. Там Rocket занимает 24 место в списке 50 приложений, наиболее часто загружаемых в категории «Еда и напитки». В других европейских странах он за пределами первой пятидесятки. По словам Дмитрика, лучше всего дела обстоят в Кипре, Венгрии и Португалии.
Самая большая доля стартапа на украинском рынке – второе место после Glovo. «Три компании составляют более 90% рынка, но по разным городам доля варьируется», – говорит Шрамко. У лидера Glovo финпоказатели лучше, чем у Rocket. Выручка их юридического лица в 2020-м – почти 720 млн грн, ущерб – 17,5 млн грн.
Чтобы нарастить мышцы, Rocket планирует улучшить продукт: сократить время доставки, нанять больше курьеров, расширить количество партнеров по ритейлу, запустить доставку лекарств. Отдельно хотят и усовершенствовать приложение – искусственный интеллект будет подбирать рекомендации для клиента в зависимости от его предпочтений. «Нас больше мотивируют не цифры, а чтобы компания выстояла в этот непростой период», – говорит Дмитрик.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.