За час до Нового года, 31 декабря, немецкий сервис быстрой доставки Delivery Hero объявил о покупке 39,4% акций испанского стартапа Glovo, оценив его в €2,3 млрд. Когда компании финализируют соглашение во втором квартале 2022 года, Delivery Hero станет основным стейкхолдером Glovo, ведь в сентябре прошлого года он уже купил 43,8% компании. Такие сделки не редкость на рынке. Сервисы доставки сжигают деньги быстро и растут агрессивно – чтобы выжить без прибыли, они объединяются с конкурентами.
Почему Glovo интересен для Delivery Hero
Сервисы доставки продуктов сжигают много денег – на продукты, работу с ресторанами, зарплату курьеров, маркетинг, открытие «облачных кухонь» и магазинов. Чтобы выжить, они пытаются завоевать первенство на конкурентном рынке, увеличить заказы и средний чек пользователя. Это можно сделать, разнообразив доставку.
Европейские Zapp, Glovo, Gorillas, американская Gopuff и российский «Самокат» добавляют новые категории продуктов – лекарства, алкоголь, еду из супермаркетов, товары для дома, – чтобы удержать клиента. Delivery Hero понял, что будущее доставки по мультикатегорийности и q-commerce, и направил туда инвестиции.
В октябре Delivery Hero инвестировал $235 млн в немецкий сервис Gorillas, доставляющий продукты первой необходимости. В декабре компания заявила, что поможет своим брендам, в частности немецкому foodpanda, перейти к модели q-commerce.
Glovo – выгодный партнер для развития этого направления:
- Он тоже доставляет еду в разных категориях и сфокусирован на q-commerce.
- Glovo лидирует на 16 из 25 международных рынков.
- Компания имеет 15 миллионов активных пользователей ежегодно, работает с 70 000 курьеров и 130 000 ежемесячных партнеров.
- Выручка Glovo в 2021 году – €800 млн.
Delivery Hero покупает большого конкурента, который и без нее растет очень быстро. С 2015 года компания уже привлекла более $1,2 млрд инвестиций и стала испанским единорогом.
Когда Delivery Hero получит контрольный партнер акций стартапа, для Glovo мало что изменится – он будет работать под тем же именем и брендом. Техспециалисты Glovo даже получат выгоду – они смогут реализовать свои опционы с общей стоимостью $7,2 млн.
Почему Glovo согласился на сделку
До нового соглашения Delivery Hero у Glovo были другие планы: компания хотела оставаться независимой, а затем выйти на биржу, рассказал СЕО стартапа Оскар Пьер в январе для Bloomberg. «Delivery Hero – хороший партнер», – говорит Пьер. – Они знают, что наша мечта – оставаться независимыми, и уважают ее».
За это время Glovo самостоятельно начал скупать бизнес конкурентов – в мае стартап приобрел испанскую Lola Market и португальскую Mercadão. Компания даже купила несколько брендов Delivery Hero, в том числе foodpanda. Также Forbes известно о переговорах с Zakaz.ua. Однако желание быть прибыльным и негативный опыт Deliveroo по выходу на биржу изменили стратегию компании.
«Glovo понятно, что с сильным партнером сможет расти быстрее», – пишет Алекс Вильгельм, главный редактор издания о технологиях TechCrunch. «Они решили взять деньги у Delivery Hero, обменять неликвидные акции на ликвидные и совершить экзит сразу».
Почему сливаются сервисы доставки
На мировом рынке доставки очень много игроков, работающих по одной модели и строящих одинаковый бизнес. «Лишь один-два игрока смогут выиграть и доминировать на рынке», – говорит Пол Мартин, руководитель консалтинговой компании KPMG в Великобритании. – Рынок доставки двигается в сторону консолидации», – говорит совладелец Glovo Саша Мишо.
В ноябре американский гигант DoorDash объявил, что покупает финский сервис доставки еды Wolt за $8 млрд. В октябре Delivery Hero купил датскую службу доставки Hungry и американский сервис Hugo, чтобы закрепиться на новых рынках.
Те, кто не хочет покупать самостоятельно, объединяются с партнерами – супермаркетами и магазинами. Все от этого выиграют: супермаркеты доставляют быстрее, а услуги доставки получают доступ к еде. В ноябре этого года сеть супермаркетов Tesco заключила соглашение о сотрудничестве с Gorillas – служба пообещала доставлять заказы в течение 15 минут.
Другая возможность коммерциализировать q-commerce – открыть «облачную кухню» или магазин вблизи клиента. Glovo тоже развивает модель «облачных кухонь». Сейчас они находятся в Украине, Испании, Италии, Грузии и Румынии. На украинском рынке эта бизнес-модель показывает лучшие результаты, говорит Дмитрий Расновский, генеральный менеджер компании Glovo в Восточной Европе и Центральной Азии.
Сегодня в Украине есть семь активных «облачных кухонь» – в Киеве и Днепре. «Около 90% партнеров «облачных кухонь» самостоятельно обращаются к нам с запросом на открытие новой локации в конкретном районе или городе», – говорит Расновский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.