Категория
Инновации
Дата

Евросоюз всерьез взялся за регулирование цифровых услуг и контента. Как адаптироваться украинскому бизнесу? Рассказывает руководитель практик технологий и инвестиций Juscutum Петр Билык

5 хв читання

Digital Services Act (DSA) і Digital Markets Act (DMA) /Иллюстрация Forbes Ukraine

Введение Евросоюзом Digital Services Act (DSA) и Digital Markets Act (DMA) стало ответом на необходимость регулирования крупных технологических компаний и защиты прав потребителей Фото Иллюстрация Forbes Ukraine

Евросоюз взял курс на создание безопасного цифрового пространства для своих граждан, введя ряд законов и актов. Под их лупой уже оказались «гейткиперы» и «очень большие онлайн-платформы»: соцсети TikTok, X, Facebook и Instagram. Эти изменения касаются и украинского бизнеса, работающего или выходящего на рынок ЕС. Что нужно знать компаниям и как адаптироваться к новым правилам

TikTok сталкивается с риском получить штраф в размере до 6% от своего глобального оборота из-за нарушений Digital Services Act (DSA). Против платформы X также возбуждено дело за несоблюдение DSA. В ответ на DSA Facebook и Instagram ввели подписку для пользователей без рекламы в ЕС. Запросы о разъяснениях деятельности маркетплейсов также получили Google и Apple. И это при том, что DSA полностью вступил в силу только 17 февраля 2024 года.

В современном цифровом мире, где технологии развиваются быстрее, чем законодательство, Евросоюз взял курс на обеспечение безопасной цифровой среды для своих граждан. Введение Digital Services Act (DSA) и Digital Markets Act (DMA) стало ответом на необходимость регулирования крупных технологических компаний и защиты прав потребителей.

Понимание цели DSA, DMA, DGA

Целью Digital Services Act (DSA) является создание безопасного цифрового пространства, обеспечивая защиту прав пользователей и уменьшая риски, связанные с распространением незаконного контента.

Digital Markets Act (DMA) направлен на поддержку справедливой конкуренции, регулируя деятельность ключевых игроков рынка: TikTok, X, Meta, Google, Apple, Amazon, Microsoft, получивших статус «гейткиперов».

Data Governance Act (DGA) вводит ряд положений, направленных на урегулирование вопросов обмена данными между компаниями; права на доступ государственного сектора к данным, хранящимся в частном секторе, в случаях исключительной потребности; требования, связанные с интероперабельностью пространства данных; и даже требования к смартконтрактам, выполняющим соглашения об обмене данными.

Причем DGA касается не только персональных данных, как предусмотрено в GDPR. Поэтому он имеет более широкую силу действия.

За нарушение DSA и DMA компании могут получить штраф до 6% и 10% от их глобального годового дохода. Этот факт подчеркивает важность понимания и соблюдения новых правил для любого украинского бизнеса, действующего на территории ЕС.

Как и GDPR, эти акты имеют экстерриториальное действие – распространяются на любую компанию, предоставляющую цифровые услуги гражданам ЕС. В частности, украинские, американские, британские и т.д.

На кого распространяется регулировка

Первое, на что стоит обратить внимание – подпадают ли ваши компании под действие этих актов и начать с определений.

DSA выдвигает требования к следующим провайдерам:

  • Простые провайдеры каналов и кэширование.
  • Поставщики услуг хостинга.
  • Онлайн-платформы.
  • Онлайн-маркетплейсы.
  • Очень большие онлайн-платформы (VLOP) и очень большие онлайн-поисковые системы (VLOS).

Обязательства DSA в зависимости от типа бизнеса можно разделить следующим образом:

DSA маркетплейс онлайн-платформа /пресс-служба Juscutum

Обязательство DSA в зависимости от типа бизнеса Фото пресс-служба Juscutum

Понятия «гейткипер» по DMA и «очень большие онлайн-платформы» (VLOP) или «очень большие онлайн-поисковые системы» (VLOS) применяются к Big Tech-компаниям по ряду критериев. Один из них – это 45 млн пользователей. Именно к таким компаниям применяется больше требований по DSA и DMA.

В то же время микро- или малый бизнес получил ряд смягчений, однако также должен имплементировать определенные разделы DSA.  

Пять шагов для украинского бизнеса, выходящего в ЕС

1. Анализ влияния новых регуляций на вашу деятельность:

  • Проверьте, как новые правила ЕС (DMA и DSA) могут затронуть вашу деятельность.
  • Убедитесь, что ваш бизнес отвечает этим нормам. Используйте инструкции DSA для проверки. К примеру, рекомендации от нидерландского Управления потребителей и рынков (ACM).

2. Адаптация к требованиям DSA и DMA:

  • Обновите или создайте внутренние политики, чтобы соответствовать требованиям DSA и DMA.
  • Внедрите анализ рисков, новые методы отчетности, защиту данных пользователей и несовершеннолетних, методы эффективного обнаружения и сообщения о незаконном содержании на сайтах, проверку информации о продавцах для онлайн-платформ, прозрачность работы с контентом и рекламой, процесс модерации, а также процедуры для связи с европейскими регуляторами, назначение представителя и многое другое.

3. Техническая и юридическая подготовка:

  • Внесите технические изменения в платформы для повышения прозрачности и контроля.
  • Обеспечьте юридическое сопровождение для соблюдения цифровых прав и обязанностей, включая ликвидацию манипулятивных элементов в цифровом интерфейсе.

4. Мониторинг и взаимодействие с регуляторами:

  • Ведите активный диалог с регуляторами в ЕС и на национальном уровне для обеспечения соответствия вашего бизнеса действующим нормам.
  • Используйте рекомендации с официальных сайтов для соблюдения законодательства.

5. Образовательные программы для команды: организуйте обучение для сотрудников, чтобы они были осведомлены о новых требованиях и умели их применять на практике.

Универсального решения для всех нет, ведь необходимые действия зависят от специфики вашего бизнеса. Начинайте с определения, какие именно требования касаются вас.

Не только изменения в законодательстве ЕС, но и Украины

В Украине с марта 2024 года вступил в силу закон о цифровом контенте и цифровых услугах. Он вносит изменения в регулирование цифровых услуг и цифрового контента.

Это открывает новую эру в цифровом пространстве, обеспечивая дополнительную регулировку для:

  • Поставщиков цифрового контента на материальном носителе.
  • Поставщиков программного обеспечения и приложений, в частности, их разработка в соответствии с требованиями потребителя.
  • Поставщиков услуг SaaS ( software as a service).
  • Поставщиков медиаконтента в электронном формате (трансляции, фильмы, книги, музыка, изображения, издания).
  • Потоковых сервисов (музыка, фильмы, онлайн-телевидение, онлайн-издания и публикации).
  • Цифровых услуг и контента в социальных сетях и облаках.
  • Онлайн-игр.
  • Услуг хостинга файлов и т.д.

Примеры, указанные в законе, не являются исчерпывающим списком. Он будет применяться также к другим видам цифровых услуг и контента.

Для соответствия этому закону бизнесу необходимо:

Проверить, применяются ли к вам новые правила.

Оцените, должен ли ваш бизнес отвечать новым требованиям закона. Это может касаться, например, правил предоставления цифрового контента или услуг потребителям (ст. 3), требований к качеству и безопасности услуг (ст.ст. 5–7), обеспечения гарантий, что права третьих лиц не будут нарушены (ст. 8 ), условий предоставления услуг в обмен на персональные данные пользователей (ст.ст. 1, 14), ответственности за невыполнение обязанностей по цифровому контенту или услугам (ст. 9), обязанности исправить недостатки в течение приемлемого срока (ст. 12) и правил возврата средств (ст. 14).

Оцените, как это повлияет на ваш бизнес.

Следует понять, какие изменения в деятельности бизнеса могут потребоваться для соответствия закону. Привести условия предоставления услуг и/или публичные оферты, политики обработки персональных данных, а также механизмы защиты прав потребителей в соответствии с этими требованиями законодательства.

Адаптировать процессы.

Необходимо адаптировать способы предоставления цифровых услуг и контента, чтобы они соответствовали новым правилам.  

В случае нарушения прав потребителей возможно наложение штрафов на исполнителя. Размер штрафа будет определяться Госпродпотребслужбой и может быть связан либо с необлагаемыми налогом минимумами доходов граждан, либо со стоимостью цифрового контента или услуги.

Адаптация к DMA, DSA, DGA требует комплексного подхода и понимания новой регуляторной среды ЕС. Украинским компаниям, стремящимся успешно выйти на европейский рынок или уже работающим на нем, необходимо учитывать эти изменения и адаптировать свою деятельность в соответствии с европейскими стандартами.

Планирование, прозрачность и ответственность станут ключевыми элементами вашего успеха на пути к цифровой гармонизации с ЕС.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд