Категория
Инновации
Дата

Китайская Alibaba дистанцируется от войны. Почему и как ее AliExpress работает в России и Украине

Китайский интернет-гигант Alibaba пока не присоединился к санкциям против России. Не прозвучало от владельцев интернет-магазина AliExpress и заявлений в поддержку Украины

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Молчание можно объяснить политическим давлением и бизнес-интересами, пишет издание Protocol. В России у Alibaba совместное предприятие (СП) с участниками санкционных списков, в Украине тоже успехи и стратегический плацдарм для выхода в Европу. Как устроен e-commerce бизнес, пытающийся игнорировать войну.

Что случилось

Alibaba не просто игнорирует войну России против Украины. Как пишет Protocol, компания еще и прибегает к цензуре. Профиль украинского стримера Дмитрия Ромашко, имевшего на AliExpress более 268 000 подписчиков, заблокировали на 30 дней за публикацию об агрессии против Украины. Чем можно объяснить такую позицию?

Alibaba начала глобальную экспансию в 2010 году и запустила интернет-магазин AliExpress. Россия для него стала крупнейшим рынком из-за географической близости, низких цен и тесных экономических связей двух стран.

Насколько крупный бизнес Alibaba имеет в России

Основатель Alibaba Джек Ма регулярно встречался с Владимиром Путиным и во время визита в 2018 году объявил о запуске отдельного российского филиала в партнерстве с местными компаниями. Совместное предприятие «AliExpress Россия» было открыто вместе с VK Group (тогда – Mail.ru), USM International (тогда – телеком-оператор MegaFon) и суверенным Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Итого они имели контролирующий пакет в 58,5% акций компании.

По состоянию на начало 2022 года российский Forbes оценивал «AliExpress Россия» в $1,9 млрд. Это был наиболее посещаемый маркетплейс страны, продавший в 2021-м товаров на 306 млрд рублей и занимавший 10% всего рынка электронной коммерции. В планах компании было удвоить долю к 2025 году.

Сейчас все российские партнеры Alibaba стали источником проблем. РФПИ попал под санкции США и Канады, руководитель VK Group Владимир Кириенко, сын первого замруководителя главы администрации президента РФ, попал под американские персональные санкции. Что касается USM, то владелец компании, миллиардер Алишер Усманов, попал в санкционные списки США, ЕС и Великобритании.

Китайская Alibaba дистанцируется от войны. Почему и как ее AliExpress работает в России и Украине /Фото 1

Основатель Alibaba Джек Ма

Сама «AliExpress Россия» пока не попала под международные ограничения, как и Alibaba. Хотя эта компания и размещена на Нью-Йоркской бирже, она может избегать американских требований посредством сложной системы организации бизнеса, пишет Protocol. Кроме того, китайский гигант – только миноритарный владелец «AliExpress Россия». Если компания будет избегать расчета с американской валютой и участниками санкционных списков, она сможет работать.

Пока так и происходит – 28 февраля «AliExpress Россия» сообщила государственному агентству Sputnik (заблокированному в Украине и Европе), работающему в привычном режиме. Ее материнская компания тоже не планирует сворачивать сотрудничество. Единственный минус – расчеты на публичное размещение «AliExpress Россия» вряд ли оправдаются.

Шансы на четкую позицию от Alibaba и ее дочерей уменьшают политические настроения внутри Китая. Ранее такси-сервис Didi и производитель Lenovo уже заявили о сворачивании бизнеса в России, но столкнулись с волной негатива на родине. Didi в результате сообщил о продолжении работы в России. Следующим фигурантом скандалов может стать разработчик TikTok, компания ByteDance – она не закрывает сервис в РФ и даже имеет несколько открытых вакансий в Москве.

Зачем AliExpress Украина и что делать дальше

Оценить финансовые результаты AliExpress в Украине сложнее – компания не имеет здесь юридического лица и не публикует финансовые результаты. Однако Украина точно входит в первую десятку крупнейших рынков.

По состоянию на середину 2020 года AliExpress была третьим по популярности макретплейсом Украины, сообщает EVO.Business, и имела более 15 млн посещений в месяц. Весь наш рынок электронной коммерции оценивался в 107 млрд грн. По данным «Новой Почты», украинцы ежедневно заказывали с Aliexpress товаров не менее чем на 2,6 тонны.

Такой успех – не единственная мотивация китайского интернет-гиганта по отношению к Украине. Компания также рассматривает Украину как стратегическую точку. Ранее президент Зеленский уже говорил Си Цзиньпину, что Украина может стать «мостом в Европу» для китайских компаний. Это уже частично сбывается – здесь успешно ведут дела производители техники типа Lenovo, Xiaomi, Huawei. Также Alibaba нанимала в Украине инфлюэнсеров, таких как Дмитрий Ромашко. Они помогали продвигать продукты и положительный образ китайского бизнеса.

Пока Aliababa избегает четких заявлений, пишет Protocol, однако это нежизнеспособная стратегия. «Даже если китайские компании не хотят занимать политическую позицию, они все равно должны счесть, насколько дорого будет продолжать работу в Украине или России и какие последствия она может иметь», – цитирует издание Зою Лю, экономическую исследовательницу из Совета международных отношений. В самой компании отказываются отвечать на запросы журналистов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине