Самый большой необанк monobank разрабатывает приложение на базе QR-сервиса Expirenza. Forbes получил доступ к бета-версии приложения. Какие функции в нем будут и зачем это monobank
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
1 млн пользователей в течение двух лет – такую цель озвучивает соучредитель monobank Олег Гороховский для будущего приложения Expirenza. «В перспективе это будет среда для украинцев, где будет все, что касается еды в ресторанах», – отмечает он.
В 2021 году необанк приобрел Expirenza, чтобы зарабатывать на комиссии по эквайрингу. Зачем крупнейший украинский необанк, у которого уже более 7,7 млн активных карт, создает приложение для посетителей ресторанов?
Функционал
Expirenza – это платформа, позволяющая ресторанам вводить оплату, просмотр меню и систему отзывов по QR-коду. К сервису подключено 1373 ресторана. В среднем через него проходит оплата на около 600 млн грн в месяц, говорит Гороховский. С каждой из оплат банк получает 1,3% эквайринговой комиссии. При этом 52% оплат идет с карт mono, и за эти операции банк не платит комиссию интерчейндж.
Теперь monobank решил сделать из Expirenza отдельное приложение и расширить его функционал. «Это своего рода платформа, объединяющая все вокруг еды. Глубина этой темы безгранична», – говорит Гороховский. Forbes получил доступ к приложению на стадии тестирования. Что в нем уже есть?
Там можно просмотреть ближайшие к пользователю рестораны, в которых доступна оплата через Expirenza. В приложении можно добавить карту любого банка. Также есть опция сформировать «еда-листы» – список любимых блюд, которыми можно будет делиться с друзьями (в тестовой версии они частные). Также в разработке функция «угостить знакомого».
Самую большую ставку Гороховский делает на рейтинги. Пользователи будут оценить блюда в ресторанах, на базе которых будут формироваться рейтинги. «Приложение будет показывать, в каком заведении самый вкусный борщ в Киеве или самые лучшие галушки в Полтаве», – говорит Гороховский. В первой версии, которую планируют запустить до марта 2024-го, такой функции еще не будет.
«Мы понимаем, что это приложение не для всех. Оно будет полезно тем, кто регулярно ходит в рестораны, и им это нравится», – сказал соучредитель monobank Михаил Рогальский DOU. Инвестиции в разработку Гороховский не считает, но на разработку приложения ушло 7832 часа работы, а на дизайн – 424 часа, говорит он.
Зачем monobank еще одно приложение
Прироста оплат через Expirenza после запуска отдельного приложения Гороховский не ожидает. Однако косвенно это может увеличить количество клиентов monobank, считает CMO необанка Sportbank Геннадий Васильев. «Сервис брендированный, поэтому это будет элементом лояльности для текущих клиентов и дополнительной точкой контакта с брендом», – убежден он.
Запуск отдельного приложения с «еда-листами» и рейтингами блюд – возможность закрепить за собой позиции на рынке оплат через QR-код, считает соучредитель QR-сервиса Choice Владимир Оляницкий.
50% посетителей ресторанов платят через классические POS-терминалы, еще 30–40% – наличными, остальные 10–20% – через QR-код, говорит ресторатор Дмитрий Борисов. В скором времени конкуренцию monobank на этом рынке может составить крупный госбанк, писал Forbes в сентябре этого года.
Однако monobank планирует развивать Expirenza как отдельный продукт. «Мы делаем это, чтобы делать целостный клиентский опыт», – отмечает Гороховский. Это не первые шаги monobank на ресторанном рынке – в сентябре необанк купил сервис по бронированию столиков TakeUsEat.
Помимо комиссии за эквайринг, дополнительной монетизации Expirenza пока не будет. Разве что сервис начнет делать для заведений «последнюю милю» – приводить клиентов, которые не собирались идти в заведение, говорит Гороховский. Один из способов это делать – запуск доставки.
Что же мешает? «Вот ты заказываешь в Expirenza суп и котлеты, а они приезжают холодные. Клиент будет считать, что это наше приложение натупило и будет жаловаться именно на нас», – говорил Рогальский DOU. Однако Гороховский предполагает, что в течение следующего года доставка все-таки может появиться в приложении.
«monobank может монетизировать приложение Expirenza, если превратит его в агрегатор или маркетплейс, что будет приводить пользователей в рестораны, предлагая им скидки», – говорит Борисов.
По его оценке, рестораны посещают несколько миллионов человек пару раз в год. Оценка основательницы компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой более оптимистичная – в среднем 8 млн человек ежемесячно ходят по ресторанам и кафе. «Средняя частота посещений – раз в неделю, в Киеве, Львове и Днепре – дважды в неделю», – добавляет она.
Интересная идея, но она нуждается в тестировании среди людей, говорит Борисов. «Учитывая то, что гастроиндустрия в Украине очень прокачана, такое приложение должно понравиться пользователям», – считает Оляницкий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.