monobank купил сервис по бронированию столиков в ресторанах TakeUsEat, который дополнит ресторанную инфраструктуру проекта. Уже скоро mono ожидает нашествия конкурентов в этом сегменте. Сколько сумеют заработать банки на новом рынке ресторанных безналичных платежей?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
В понедельник, 18 сентября, финтехпроект monobank объявил о покупке сервиса по бронированию столиков TakeUsEat, который должен дополнить его ресторанную инфраструктуру: с осени 2021-го она включает платежи по QR-коду Expirenza.
Конкуренция за безналичные платежи в ресторанах и кафе вскоре может усилиться. До конца года на этот рынок планирует выйти и один из государственных банков. Об этом сообщили три топ-менеджера, которые попросили не указывать в статье их фамилии, название банка и другие подробности проекта из-за бизнесовой сенсивности информации.
Почему банкам интересно работать с ресторанами и как они зарабатывают на этом?
Что такое TakeUsEat, сколько он может стоить и зачем это monobank
«Когда мы впервые узнали о TakeUsEat, они только запустили продукт и имели около 25 подключенных ресторанов, – говорит соучредитель monobank Михаил Рогальский. – Нам понравилась именно команда: в составе трех-четырех человек они смогли сделать очень крутой продукт».
TakeUsEat – это сервис для бронирования столиков, который в 2020 году основали Александр Леськив, Наталья Шкаровская, Серафима Лопухина и Ольга Кирдяева. «Он станет частью expirenza by mono, которая дает ресторанам один QR на меню, оплату, чаевые, отзывы и оценки», – отметил, комментируя соглашение с TakeUsEat в Facebook, другой соучредитель mono Олег Гороховский. Теперь, по его словам, гости получат удобное бронирование столиков, а рестораны – больше полезной аналитики.
TakeUsEat работает по модели подписки, которая стоит примерно 2000 грн в месяц. mono не планирует отказываться от этого подхода, уточняет Рогальский.
Стороны не раскрывают денежные подробности соглашения. Сколько mono мог заплатить за стартап?
Директор инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital Игорь Сотник оценивает проект в $300 000–$500 000. Он исходит из предположений, что в связи с войной в Украине действует около 10 000 ресторанов и баров, а целевая доля рынка для услуг TakeUsEat 5–10% (или 500–1000 заведений).
Учитывая чек TakeUsEat из одного заведения в 1250–2250 грн, выручка компании, по расчетам Сотника, может достигать 10,5–21 млн грн в год. «Логика транзакции – добавить услугу по бронированию столиков в экосистему услуг для ресторанов, которую создает mono», – считает он.
Глобальный рынок QR-платежей в 2020 году, по данным американской исследовательской компании Allied Market Research, превысил $8 млрд и может вырасти до $35 млрд в 2030-м. В США подобные TakeUsEat компании оцениваются с мультипликатором в 4–5 выручки, более «взрослые» корпорации в секторе доставки еды – в 2,5–3,5 выручки, говорит директор по инвестициям Capital Times Артем Щербина. Если речь идет о растущем бизнесе, дисконт в связи с войной в Украине не применяется, говорит он. «Но мы не знаем, генерирует ли стартап реальную выручку, поэтому, возможно, речь идет об инвестиции на ангельской стадии», – уточняет Щербина.
Сколько денег «лежит» под QR-кодами в ресторанах
monobank вышел на рынок платежей в сегменте HoReCa осенью 2021-го, купив сервис отзывов, электронного меню и безналичных чаевых через QR-код Expirenza. Его в 2019-м основали Александр Гудков (фаундер GUDfood) и Михаил Селецкий.
С тех пор к сервису expirenza by mono, по данным Рогальского, подключено 1100 заведений. Ежемесячно к сервису присоединяется 50–70 ресторанов.
Как банк на этом зарабатывает? Как и в случае с POS-терминалами, заведение платит банку, обслуживающему сервис платежей через QR, стандартную комиссию по каждой транзакции – в среднем это 1,3%, рассказывает топ-менеджер одного из банков – конкурентов mono, изучавший этот рынок (он попросил не указывать его имя в данной статье из-за сенситивности темы). Двойной интерес банка – если оплата производится картой того же финучреждения, которое обрабатывает платеж: в таком случае он экономит также на комиссиях interchange.
Способ, как стимулировать рестораны пользоваться для оплаты больше QR-кодом, чем POS-терминалом или наличными, – кешбэк заведения, который можно направить на дополнительное вознаграждение официантам, добавляет собеседник из учреждения – конкурента mono. «У нас были программы стимулирования официантов в самом начале запуска продукта, – подтверждает Рогальский. – Но мы очень быстро поняли, что переход на такую оплату увеличивает чаевые в среднем на 40%, поэтому нужды в дополнительном стимулировании нет».
О каких объемах идет речь? Один ресторан в хорошем, «проходном», месте в центре Киева на 100 мест может генерировать примерно 2,5–3 млн грн выручки в месяц, говорит директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Эквайринг (обработка безналичных платежей), по ее подсчетам, стоит заведениям примерно 1–1,5% от оборота. В самых современных ресторанах безналично производится около 90% оплат, уточняет Насонова.
Кто мог бы составить конкуренцию monobank в ресторанном сегменте?
По данным НБУ на 1 августа 2023-го, крупнейшими сетями торговых POS-терминалов были государственные ПриватБанк и Ощадбанк – 257 053 и 69 190 штук соответственно. На третьем месте – Райффайзен Банк (29 058). Далее с большим отставанием следуют Сенс Банк (8890), Укрсиббанк и ПУМБ (оба – около 8000 терминалов).
Потенциальный соперник expirenza by mono среди работающих с ресторанами QR-сервисов – компания Choice, которая с 2020-го занимается разработкой QR-меню и, работая на разных рынках, по состоянию на конец 2021-го привлекла €700 000 инвестиций. Сооснователь сервиса Владимир Оляницкий отметил, что пока рано говорить о возможном партнерстве его компании с украинскими банками.
Что о конкурентах думают в mono? «С Choice у нас разные бизнес-модели, которые могут уживаться на одном рынке, – говорит Рогальский. – Условно говоря, если они – бэкенд для ресторана, то мы – фронтенд».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.