monobank купил сервис по бронированию столиков в ресторанах TakeUsEat, который дополнит ресторанную инфраструктуру проекта. Уже скоро mono ожидает нашествия конкурентов в этом сегменте. Сколько сумеют заработать банки на новом рынке ресторанных безналичных платежей?
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
В понедельник, 18 сентября, финтехпроект monobank объявил о покупке сервиса по бронированию столиков TakeUsEat, который должен дополнить его ресторанную инфраструктуру: с осени 2021-го она включает платежи по QR-коду Expirenza.
Конкуренция за безналичные платежи в ресторанах и кафе вскоре может усилиться. До конца года на этот рынок планирует выйти и один из государственных банков. Об этом сообщили три топ-менеджера, которые попросили не указывать в статье их фамилии, название банка и другие подробности проекта из-за бизнесовой сенсивности информации.
Почему банкам интересно работать с ресторанами и как они зарабатывают на этом?
Что такое TakeUsEat, сколько он может стоить и зачем это monobank
«Когда мы впервые узнали о TakeUsEat, они только запустили продукт и имели около 25 подключенных ресторанов, – говорит соучредитель monobank Михаил Рогальский. – Нам понравилась именно команда: в составе трех-четырех человек они смогли сделать очень крутой продукт».
TakeUsEat – это сервис для бронирования столиков, который в 2020 году основали Александр Леськив, Наталья Шкаровская, Серафима Лопухина и Ольга Кирдяева. «Он станет частью expirenza by mono, которая дает ресторанам один QR на меню, оплату, чаевые, отзывы и оценки», – отметил, комментируя соглашение с TakeUsEat в Facebook, другой соучредитель mono Олег Гороховский. Теперь, по его словам, гости получат удобное бронирование столиков, а рестораны – больше полезной аналитики.
TakeUsEat работает по модели подписки, которая стоит примерно 2000 грн в месяц. mono не планирует отказываться от этого подхода, уточняет Рогальский.
Стороны не раскрывают денежные подробности соглашения. Сколько mono мог заплатить за стартап?
Директор инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital Игорь Сотник оценивает проект в $300 000–$500 000. Он исходит из предположений, что в связи с войной в Украине действует около 10 000 ресторанов и баров, а целевая доля рынка для услуг TakeUsEat 5–10% (или 500–1000 заведений).
Учитывая чек TakeUsEat из одного заведения в 1250–2250 грн, выручка компании, по расчетам Сотника, может достигать 10,5–21 млн грн в год. «Логика транзакции – добавить услугу по бронированию столиков в экосистему услуг для ресторанов, которую создает mono», – считает он.
Глобальный рынок QR-платежей в 2020 году, по данным американской исследовательской компании Allied Market Research, превысил $8 млрд и может вырасти до $35 млрд в 2030-м. В США подобные TakeUsEat компании оцениваются с мультипликатором в 4–5 выручки, более «взрослые» корпорации в секторе доставки еды – в 2,5–3,5 выручки, говорит директор по инвестициям Capital Times Артем Щербина. Если речь идет о растущем бизнесе, дисконт в связи с войной в Украине не применяется, говорит он. «Но мы не знаем, генерирует ли стартап реальную выручку, поэтому, возможно, речь идет об инвестиции на ангельской стадии», – уточняет Щербина.
Сколько денег «лежит» под QR-кодами в ресторанах
monobank вышел на рынок платежей в сегменте HoReCa осенью 2021-го, купив сервис отзывов, электронного меню и безналичных чаевых через QR-код Expirenza. Его в 2019-м основали Александр Гудков (фаундер GUDfood) и Михаил Селецкий.
С тех пор к сервису expirenza by mono, по данным Рогальского, подключено 1100 заведений. Ежемесячно к сервису присоединяется 50–70 ресторанов.
Как банк на этом зарабатывает? Как и в случае с POS-терминалами, заведение платит банку, обслуживающему сервис платежей через QR, стандартную комиссию по каждой транзакции – в среднем это 1,3%, рассказывает топ-менеджер одного из банков – конкурентов mono, изучавший этот рынок (он попросил не указывать его имя в данной статье из-за сенситивности темы). Двойной интерес банка – если оплата производится картой того же финучреждения, которое обрабатывает платеж: в таком случае он экономит также на комиссиях interchange.
Способ, как стимулировать рестораны пользоваться для оплаты больше QR-кодом, чем POS-терминалом или наличными, – кешбэк заведения, который можно направить на дополнительное вознаграждение официантам, добавляет собеседник из учреждения – конкурента mono. «У нас были программы стимулирования официантов в самом начале запуска продукта, – подтверждает Рогальский. – Но мы очень быстро поняли, что переход на такую оплату увеличивает чаевые в среднем на 40%, поэтому нужды в дополнительном стимулировании нет».
О каких объемах идет речь? Один ресторан в хорошем, «проходном», месте в центре Киева на 100 мест может генерировать примерно 2,5–3 млн грн выручки в месяц, говорит директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Эквайринг (обработка безналичных платежей), по ее подсчетам, стоит заведениям примерно 1–1,5% от оборота. В самых современных ресторанах безналично производится около 90% оплат, уточняет Насонова.
Кто мог бы составить конкуренцию monobank в ресторанном сегменте?
По данным НБУ на 1 августа 2023-го, крупнейшими сетями торговых POS-терминалов были государственные ПриватБанк и Ощадбанк – 257 053 и 69 190 штук соответственно. На третьем месте – Райффайзен Банк (29 058). Далее с большим отставанием следуют Сенс Банк (8890), Укрсиббанк и ПУМБ (оба – около 8000 терминалов).
Потенциальный соперник expirenza by mono среди работающих с ресторанами QR-сервисов – компания Choice, которая с 2020-го занимается разработкой QR-меню и, работая на разных рынках, по состоянию на конец 2021-го привлекла €700 000 инвестиций. Сооснователь сервиса Владимир Оляницкий отметил, что пока рано говорить о возможном партнерстве его компании с украинскими банками.
Что о конкурентах думают в mono? «С Choice у нас разные бизнес-модели, которые могут уживаться на одном рынке, – говорит Рогальский. – Условно говоря, если они – бэкенд для ресторана, то мы – фронтенд».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.