«Сільпо» ищет возможности выхода на рынок Польши. Какие испытания выпали на долю одной из крупнейших продуктовых сетей Украины /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

«Сільпо» ищет возможности выхода на рынок Польши. Какие испытания выпали на долю одной из крупнейших продуктовых сетей Украины

4 хв читання

Shutterstock

Forbes получил подтверждение, что одна из крупнейших продуктовых сетей в Украине «Сільпо» ищет возможности для выхода на польский рынок. Пока что окончательное решение не принято. Некоторые возможные объекты на паузе.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Ритейлер «Сільпо» ищет возможности для выхода на польский рынок. Об этом больше недели назад сообщало польское ритейл-СМИ Wiadomoscihandlowe.pl и украинское Allretail.ua, ссылающееся на неофициальную информацию. В материале говорится, что компания ищет локации для открытия первых торговых точек.

Forbes нашел в Польше топ-менеджера сети кафе, с которой, по ее словам, руководители «Сільпо» еще в 2022-м консультировались о возможном запуске формата pop-up. Она просила не упоминать ее имя в материале, а также подчеркнула, что этот проект сейчас на паузе. Также репортер получила подтверждение от эксперта консалтинговой компании по недвижимости «Colliers International Украина» Игоря Заболоцкого. Он говорит, что локации под супермаркеты ритейлера ищет польское подразделение Colliers.

Еще одно косвенное подтверждение – представители «Сільпо» приняли участие в форуме Retail Summit, который проходил в Варшаве вчера, 29 марта. В частности, сеть представляли топ-менеджеры – когнитивный директор Fozzy Group Дмитрий Цыганков и глава департамента корпоративных коммуникаций Fozzy Group Оксана Соржуленко. Компания в числе партнеров этого мероприятия.

В пресс-службе «Сільпо» по запросу Forbes подтвердили, что последние месяцы исследуют польский розничный рынок. Но планы насчет экспансии не подтвердили. «Мы обнаружили, что польские эксперты по розничной торговле заинтересованы в предложении «Сільпо», – говорится в ответе. Однако отмечается, что ритейлер наладил сотрудничество с польскими пивоварами, фермерами или шеф-поварами.

В Украине «Сільпо» насчитывает более 300 магазинов и входит в группу Fozzy Group, мажоритарный акционер которой – бизнесмен Владимир Костельман. В 2022 году чистый убыток группы достиг 239,4 млн грн против прибыли в 124,3 млн грн, подсчитал Украинский совет торговых центров.

со страницы facebook Stanislav Horbachevskyi/facebook.com/s.gorbachevskiy

Представители «Сільпо» приняли участие в форуме Retail Summit, который проходил в Варшаве вчера, 29 марта. Фото со страницы facebook Stanislav Horbachevskyi/facebook.com/s.gorbachevskiy

Польские приключения «Сільпо»

Первый магазин «Сільпо» должен появиться в Варшаве. Об этом свидетельствует онлайн-опрос «Варшавские закупки» на Google-форме, ссылку на который Forbes анонимно передала топ-менеджер. В нем команда сети просит украинцев, проживающих в Польше, поделиться опытом закупки продуктов. В частности, спрашивают о ежедневных и еженедельных закупках, необходимости наличия украинских продуктов, доставке и т.д.

У «Сільпо» еще нет места и даты открытия торговой точки, отмечается в опросе. Возможная причина – нехватка площадей, подходящих под супермаркеты.

Торговые площади ритейлер начал искать еще в 2022-м, но пока не нашел, рассказывает топ-менеджер сети кафе из Польши. То же самое говорит и Заболоцкий из украинского офиса Colliers. «Решение смотреть на Польшу и искать возможности принято, – добавляет он. – И они этим занимаются». Однако Заболоцкий предполагает, что если «Сільпо» и решит выходить на польский рынок, то при наличии не менее двух-трех локаций и перспективы открытия еще пяти в течение года. «Это большой рынок, и на него нет смысла выходить, если понимаешь, что один-второй магазин открыл, а потом ничего не будет», – объясняет он.

Параллельно с поиском помещений «Сільпо» думает о новых форматах. Один из возможных – pop-up, анонимно рассказывает вышеупомянутая топ-менеджер. Она провела с представителем сети несколько встреч в 2022 году. Собеседница Forbes рассказывает, что сеть рассматривала вариант размещения на день-два холодильных полок с локальными продуктами в ее кафе. Это должно было помочь представить формат «Лавки традиций» в Польше, но под брендом «Сільпо». «Это еще не подтвержденная история, мы пока только предварительно поговорили», – отмечает она. Проект сейчас находится на паузе.

Окончательное решение о выходе на польский рынок еще не принято, говорит Forbes неофициально топ-менеджер, знакомый с ходом событий. Он попросил не упоминать его имя в материале. По его словам, продуктовый ритейлер рассматривает возможность выхода на рынок Румынии.

«Покупатели ближе по культуре потребления, и поэтому наша модель, отработанная в Украине, легче для румынского рынка», – объясняет совладелец сети «однодолларовых» магазинов «Аврора» Лев Жиденко. Он изучал польский и румынский рынки для возможной экспансии.

Shutterstock

Супермаркет «Сільпо» Фото Shutterstock

Красный океан Польши

Конкурентная среда на польском рынке очень плотная. На нем работают крупные международные и локальные сети. К примеру, польская Biedronka, являющаяся частью португальского холдинга Jerónimo Martins, сеть магазинов у дома Żabka, немецкие гипермаркеты Kaufland и другие. Объем продовольственного рынка Польши, по данным исследовательской компании PMR, в 2023-м вырастет на 9,3%, до 440 млрд злотых ($102 млрд по курсу на 30 марта), в 2024-м – до 464 млрд злотых ($108 млрд по курсу на 30 марта), говорится в новости Wiadomoscihandlowe.pl.

Найти свободные торговые площади не так уж просто, а открывать магазины в строящихся объектах рискованно, объясняет Заболоцкий. Тем более что средняя площадь магазинов «Сільпо» – 1000–1500 кв. м, рассказывает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. А локации такого размера не слишком распространены в Польше. «Если говорить об открытии в торговых центрах Польши, то они, естественно, уже заняты другими продуктовыми аппараторами, – добавляет Гугля. – Надо будет провести серьезную работу с девелоперами».

Дело в том, что в Польше операторы заключают долгосрочные контракты с возможностью пролонгации за год до окончания, рассказывают Заболоцкий и Жиденко.

Кроме того, есть и другие особенности. К примеру, Жиденко, исследуя этот рынок, заметил, что жители соседней страны больше передвигаются на автомобилях. «Города построены таким образом, что условный пригород растянут гораздо больше, чем в наших городах, – говорит он. – Конечно, есть и многоэтажки, но больший процент людей живет в домах».

И полякам, вероятно, удобнее осуществлять покупки в торговых центрах с паркингами, в том числе в придорожных, добавляет он. «Они предпочитают практичные покупки, то есть в основном покупки в дискаунтерах», – уверен Гугля.

Логичнее выходить на польский рынок через поглощение, предполагает Гугля. Однако в Польше работают преимущественно транснациональные компании.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд