Категория
Инновации
Дата

Рынок доставки еды безумно рос на пандемийных стероидах. Война его обрушила. Как выживают Glovo, Zakaz и Bolt

4 хв читання

Киевский метрополитен выполняет функцию бомбоубежища, 13 марта 2022 года. /Getty Images

Киевский метрополитен выполняет функцию бомбоубежища, 13 марта 2022 года. Фото Getty Images

Война проредила украинский рынок фудтех-стартапов, занимающихся доставкой продуктов и еды. Основанные на пандемии сервисы Cooker, Goodex, OVO поставили бизнес на паузу – неизвестно, временно или навсегда. Старшие конкуренты курят ресурсы, волонтерят и ждут победы. Будет ли возрождение

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

«В 2021 году через Zakaz.ua продали товаров на сумму свыше $130 млн», – рассказывал Forbes за 10 дней до войны коммерческий директор компании Евгений Нетреба. Украинский рынок доставки продуктов, по его оценкам, достиг $300 млн. В 2022 году стартап хотел увеличить продажи вдвое.

На третий месяц российского вторжения работу возобновили 44% украинских бизнесов, свидетельствует опрос Опендатабот. Для расцветших в пандемию сервисов доставки самым тяжелым оказался март. Индустрия была в шоковом состоянии, рестораны по всей стране закрылись массово, говорит руководитель Bolt Food в Украине Иван Гринчук.

С магазинами не лучше. Zakaz.ua занимается доставкой крупных закупок из сетевых супермаркетов Auсhan, Metro, Varus. «Все товары выметали, нам не было смысла запускаться», – говорит Нетреба. Кома длилась две недели – к началу апреля заказы возобновились до 20% от мирных времен. В настоящее время компания работает в 10 городах из 15. Из 14 ритейлеров-партнеров активны девять.

Zakaz.ua – флагманский проект из портфеля Chernovetskiy Investment Group (CIG), которому принадлежит 98,8%. Фонд Степана Черновецкого выкупил компанию у основателя Егора Анчишкина и ранних инвесторов и вложил в нее около $15 млн. Какова позиция инвестора? «Инвестор полностью понимает текущую ситуацию, поддерживает финансово и верит, что этот бизнес быстро возобновится после победы Украины», – говорит Нетреба, являющийся одним из менеджеров CIG.

Кто не пережил войну

Стартапам без больших фондов за спиной повезло меньше. Онлайн-супермаркет Cooker – детище владельца харьковского мясоперерабатывающего гиганта SMK Group Дениса Парамонова. К середине 2022 года он хотел вложить туда $20 млн, построив 17 дарксторов по всему Киеву, говорил основатель в разговоре с Forbes.

До войны, по оценкам исполнительного директора Ассоциации «Мясной отрасли» Николая Бабенко, SMK являлся основным игроком на рынке с долей 25–30%. Теперь крупнейшее предприятие группы – мясокомбинат на Салтовке в Харькове – под постоянными российскими обстрелами. Бердянский мясокомбинат – в оккупации.

Cooker на первое время перевели на волонтерские рельсы – курьеры доставляли оставшиеся на складах продукты в бомбоубежища и нуждающимся. Но проект пополнил список военных потерь – с конца апреля он свернул деятельность, сайт не работает.

Свернуть доставку решил и владелец сервиса Goodex Владислав Савченко. Выручка его основного бизнеса – сервисной IT-компании PowerCode – просела на 10%. В Украине Goodex, на который Савченко потратил минимум $3,5 млн, так и не вышел на безубыточность. Пока остается только филиал в польском Быдгоще – в начале 2022-го он генерировал €180 000 оборота в месяц.

Из тройки Glovo, Bolt Food и Rocket, соперничавших за доставку из ресторанов, уцелели только двое. Последний в середине марта окончательно приостановил работу после давно назревших проблем с финансированием. Что им осталось?

Стратегии обеих компаний схожи: заниматься волонтерством и благотворительностью, а в бизнесе действовать по ситуации. «Нам нужно очень быстро принимать разные решения», – говорил и.о. генерального менеджера Glovo в Украине Евгений Тришин. Для украинского офиса он стал CEO военного времени, сменив Дмитрия Расновского.

«Сейчас 20% от выручки переводим фондам поддержки военных или конкретным волонтерам», – написал в Facebook черниговский стартапер Ярослав Цыганенко. В начале мая его сервис доставки Mister.Am возродился в 13 городах – небольших областных и районных центрах. Второй проект – платформу DotsPlatform – Цыганенко перенастроил для волонтеров. Его софт помогает развозить лекарства и гуманитарку для объединения «СпівДія».

Рынок доставки еды сократился в три раза по сравнению с мирным временем, оценивает Гринчук. Но динамика положительная. «Месяц назад я бы сказал, что он упал не в три раза, а в шесть-семь», – отмечает он. Эстонский единорог успел охватить пять украинских миллионников и принципиально не прекращал сделок ни в одном. Но в Харькове присутствие номинальное – из-за обстрелов коммерческие доставки так и не работают.

Glovo и Bolt не разглашают финансовые результаты в Украине. Главный офис Bolt перечислил 5% всех европейских заказов в марте 20 благотворительным организациям, помогающим украинцам. Вышло €5 млн. Вклад украинского отделения – 3 млн грн операционной прибыли, полученной за время войны.

Опосредованно падение бизнеса можно отследить по количеству курьеров – их подключают только если имеют достаточно заказов. На платформу Bolt Food вернулось 700 ресторанов-партнеров и 1500 курьеров. Заказы из Glovo в мирное время развозили 10 000 человек. По состоянию на 22 апреля у сервиса находилось 4000 активных курьеров в 25 городах.

Рынок доставки еды безумно рос на пандемийных стероидах. Война его обрушила. Как выживают Glovo, Zakaz и Bolt /Фото 1

Инфографика: Максим Золоедов

Что поменяет закрытие других игроков

На мирном рынке заказы Rocket должны распределиться между Bolt и Glovo. Сейчас такие прогнозы никто не делает, ведь клиенты тоже пострадали. Более 7 млн украинцев покинули родные города, более 5,5 млн выехали за границу, оценивает ООН.

Для Glovo, имеющего и доставку из ресторанов, и дарксторы с продуктами, за последние два месяца рынок сократился в пять раз, по оценкам Тришина. «А значит, все оставшиеся сервисы должны еще больше инвестировать в его восстановление и развитие», – говорит он.

За неполный месяц в почти не тратившемся на маркетинг Zakaz.ua добавились тысячи новых заказчиков, говорит Нетреба.

Доставку из собственных супермаркетов «Сільпо» понемногу возобновляет Fozzy Group. В подвешенном состоянии онлайн-супермаркет фруктов и овощей OVO, получивший от TA Ventures $350 000 с оценкой €3 млн. С начала войны стартап Романа Мелкумова и Степана Зинякова переоборудовал склады под распределение и доставку гуманитарной помощи и ушел в волонтерство. Коммерческие заказы временно не принимаются.

«Украина остается для нас стратегическим рынком, на котором мы планируем развивать бизнес», – говорит Гринчук. Zakaz.ua выбирать особо не из чего. Офис в Узбекистане компания закрыла. На молдавском рынке стартап работает только с сетью Metro в двух крупнейших городах: Бельке и Кишиневе. А провокации в непризнанном Приднестровье и призывы европейских стран к своим гражданам покинуть Молдову уверенности в бизнесе не придают.

Из успехов – запуск доставки нового партнера – одесской сети «Таврия В». Заказы у некоторых ритейлеров уже возобновились на 50%, говорит Нетреба. Найти инвестиции на масштабирование он не рассчитывает.

В декабре 2021-го, когда СМИ распространялись новости, которые Glovo планирует приобрести Zakaz.ua, Forbes оценивал возможное поглощение примерно в $40 млн. Покупка так и не состоялась, однако фигурирует в новом годовом отчете фонда AVentures о состоянии украинского венчура.

Закрытие таких соглашений обычно совершается этапами, ответил управляющий партнер фонда Евгений Сысоев, называя его анонсированным. «Как двигаются этапы и как будет все завершено, здесь есть сценарии», – добавил он. Zakaz.ua и Glovo потенциальную покупку традиционно не комментируют. Является ли поглощение любым игроком выходом для компании? «Со стороны моей инвестиционной части, конечно, выход», – считает Нетреба.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд