Категория
Деньги
Дата

Запасы еды дома, страх магазинов, донат на ВСУ. Как изменились потребительские настроения украинцев после полномасштабного вторжения. Главное из исследования Deloitte

2 хв читання

С началом полномасштабной войны украинцы стали спонтаннее покупать алкоголь, отказываться от товаров компаний, не вышедших из РФ, и более активно донатить на ВСУ. Deloitte в Украине исследовал, как вторжение повлияло на потребительские настроения украинцев, что они покупали в 2022 году и на чем экономили. Forbes выбрал главное из исследования.

Консалтинговая компания Deloitte провела третье ежегодное изучение потребительского поведения украинцев. Первое было в 2020-м, во время эпидемии ковида.

Кризисный период того года повлиял на потребительское поведение всего мира. Следующий, 2021 год, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции «Делойт» в Украине Александр Ямпольский описывает как более стабильный.

2022 год кардинально отличается от предыдущих. Более 80% украинцев начали копить дома стратегические запасы пищи, а каждый четвертый не чувствует себя безопасно в магазинах. Еще одно кардинальное изменение – потребители отказываются от покупки товаров у продавцов, оставшихся на российском рынке. Таковых подавляющее большинство – 71%.

Категории товаров, на которых украинцы экономили в 2022 году

Категории товаров, на которых украинцы экономили в 2022 году

Кроме того, украинцы стали более прагматичными – начали делать меньше импульсивных покупок, в частности, при выборе продуктов питания. Доля украинцев, вдумчиво выбирающих продукты питания, выросла на 12%. Но в то же время выросла спонтанность при покупке алкоголя. Согласно исследованию, доля импульсивно покупающих спиртное в онлайн-магазинах украинцев выросла на 12% по сравнению с прошлым годом.

Ключевые особенности потребительского поведения после полномасштабного вторжения

  • С началом полномасштабной войны украинцы стали больше экономить и реже покупать. В зависимости от категории товаров экономят 47–6% опрошенных украинцев. Меньше потребители экономят на лекарствах, детских товарах и товарах двойного назначения.
  • 33% украинцев стали меньше тратить на продукты питания, а более половины отметили, что готовы экономить на покупке продуктов.
  • Люди стали чаще готовить дома. Согласно опросу, таковых более 50%. В то же время об уменьшении частоты посещения ресторанов и баров говорят 79% респондентов. Больше всего украинцы сократили посещение кинотеатров и концертов. Существенное сокращение испытывает рынок спортивных заведений.
  • Тренд на офлайн. Большинство украинцев, как и в прошлом году, предпочитают традиционные магазины. В частности, из-за возможности увидеть товар. Однако доля таких покупателей значительно сократилась. В 2021 году их было 83%, в 2022-м стало 55%.
  • 71% опрошенных украинцев отказываются от покупки товаров или у продавцов, которые остаются на российском рынке. В то же время каждый пятый респондент выбирает нейтральную позицию в этом вопросе, а 9% воспринимают это утверждение негативно.
  • Более трети потребителей готовы платить больше за товары производителей, которые поддерживают ВСУ и/или пострадали от военных действий. Наибольшую лояльность демонстрируют украинцы со статусом ВПЛ.
  • 90% украинцев отметили, что донатят на помощь ВСУ и/или пострадавшим от войны. Большинство помогает время от времени, каждый пятый респондент делает это систематически, а каждый четвертый иногда. Активнее всего тратят средства на поддержку ВСУ жители столицы и западных областей. Только 14% украинцев, выехавших за границу, и 6% украинцев со статусом ВПЛ воздерживаются от осуществления донатов.
  • Граждане со статусом ВПЛ – лидеры по размеру среднего чека и частоте совершения покупок. Эта категория респондентов чаще всего покупает, в частности, мебель и товары для дома.
  • Наибольшее снижение расходов – 33% – в офлайн-магазинах в категории «Товары домашнего обихода и бытовая химия». В онлайн-магазинах наиболее снизились покупки в категории товаров «Электроника и бытовая техника».
  • Каждый четвертый респондент в 2022 году не чувствует себя безопасно в магазинах. Мнения остальных опрошенных поровну разделились между вариантами «Чувствую безопасно» и «Нейтрально». Наиболее обеспокоены вопросам безопасности – женщины и украинцы 18–42 лет, а также жители центральных и восточных областей Украины.
Влияние полномасштабного вторжения на активность украинцев

Влияние полномасштабного вторжения на активность украинцев

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд