Израильский предприниматель Борис Голденштейн строит под Одессой город на 100 000 жителей. «По дороге» ему пришлось создать e-commerce-платформу по продаже и обслуживанию недвижимости, а также внутреннюю IT-компанию. Forbes разобрался, как устроены первые фиджитальные городки Украины и есть ли в этом бизнес-смысл.
«Мы строим города» – эта надпись на стене конференц-зала компании Zezman – не вызывающее преувеличение. С 2017 года СЕО и владелец Zezman – израильский бизнесмен Борис Голденштейн, 51, – построил под Одессой, вблизи легендарного рынка «Седьмой километр», три жилых городка: Artville, KEKS и Urban Market на 18 000 жителей.
Кроме 68 домов, в комплексах более 70 000 кв. м коммерческой, социальной и парковой инфраструктуры. Пока он строит неподалеку еще два городка, а когда проект завершится, это будет агломерация на 100 000 жителей.
Но уникальность бизнеса Голденштейна не в комплексной застройке, а в глубокой цифровизации физического пространства. К примеру, процесс покупки квартиры у Zezman, по сути, не отличается от приобретения микроволновки на Rozetka.
«Пример Zezman вдохновляет. Потому что в среднем строительная отрасль недодиджитализирована лет на 20», – говорит экс-директор по разработке цифровых продуктов «Новой почты» Артем Волхонский.
Мы создаем единую экосистему сервисов для инвесторов и жителей. В ней есть физическая часть – это территория и инфраструктура, которую строит Zezman, и диджитальная – виртуальное пространство», – объясняет Голденштейн.
Такой подход – тренд, набирающий обороты в состоятельных странах. Клиентский опыт будущего не является ни физическим, ни чисто цифровым, отметил Deloitte в прошлогоднем отчете Future of Real Estate: Shift to phygital. Даже появился термин «фиджитал» (от английских слов physical и digital).
Deloitte советует девелоперам подражать технологическим компаниям, совместить физический опыт с цифровым, а продукт – с обслуживанием. Как это делает Zezman?
Из «Цитруса» в девелопмент
Девелопером в Украине израильский предприниматель Борис Голденштейн стал случайно. Купил в 2009 году квартиру в доме, который возводили на берегу моря в Одессе, и оказался среди обманутых инвесторов. Строительство замерло на пять лет. Чтобы спасти инвестицию, предприниматель возглавил инициативную группу и предложил вариант достройки комплекса самостоятельно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.