Вероятно, метавселенная станет одной из главных технологий ближайшего будущего. Стоит ли запрыгивать в этот поезд
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор, написав всего 6 слов: «Не купил биткоин в 2010 году». Чуть позже он дописал еще одно предложение: «Не стал изучать NFT-рынок».
И уже скоро может появиться третье предложение: «Не интересовался метавселенной на запуске».
Шутки в сторону. Купить биткоин по $5 уже не получится, ровно как и зайти в еще не активный рынок NFT. Но из метавселенной «поезд еще не ушел». Почему метавселенная – это так важно (настолько, что даже Цукерберг меняет название своей компании) и какие риски она несет.
Что такое метавселенная
Термин «метавселенная» впервые ввел американский писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году в своем научно-фантастическом романе «Лавина». Однако концепция виртуальной реальности, полностью заменяющей настоящую жизнь, была создана еще раньше. Например, в известной серии «Бегущий по лезвию».
Вероятно, одной из самых ярких демонстраций метавселенной можно считать фильм «Матрица» братьев (уже сестер) Вачовски в 2000 году.
Менее чем за 30 лет человечество смогло отойти от фантазий и перейти к реальным действиям. Так что же такое метавселенная сегодня?
Метавселенная – это виртуальный мир, который должен создать практически идентичную проекцию мира реального. Это пространство, где люди с помощью технологий (VR-очков, перчаток с сенсорами, смартфонов, компьютеров и т.д.) могут выполнять все те же действия, что они делают в обычной жизни.
Конечная цель метавселенной как продукта – воссоздание мира со всеми чувствами и процессами.
На каком этапе метавселенная находится сейчас
Пандемия COVID-19 внесла драматические коррективы в жизнь людей. Но все они ведут к единому финалу – метавселенной.
1. Развитие видеосвязи
О том, как успешен Zoom или Microsoft Teams, можно не упоминать. Видеокоммуникация стала главным спасением во время «ковидных» ограничений. Это стало абсолютно новой реальностью.
Если раньше встреча с инвестором по видеозвонку могла восприниматься как моветон, то сегодня это самый частый вариант. Больше не нужно открывать визу, покупать билеты, бронировать отель и т.д. Можно просто позвонить.
Однако видеозвонок – это лишь переходный этап. Уже сейчас появляется много компаний, которые не просто позволяют поговорить с собеседником, а сделать это максимально реалистично.
Допустим, вы работаете в международной компании с офисом в Нью-Йорке, но проживаете в Киеве. Ваша компания организовывает корпоратив, где планируют быть все сотрудники из разных уголков мира. Привезти всех в одно место будет стоить огромных затрат, и это еще повезло, если не нужно открывать визу. Но можно сделать проще.
Например, есть украинская компания Party.Space, которая разрабатывает специальные виртуальные площадки для проведения различных мероприятий. У каждого пользователя есть свой уникальный аватар – по сути, его изображение в виртуальном мире, с помощью которого можно передвигаться по виртуальному пространству, коммуницировать с другими пользователями и просматривать представление.
По похожему пути двигается и компания Марка Цукерберга Meta. В июле 2021 года Марк Цукерберг официально заявил, что в течение 5 лет Facebook станет метавселенной. Компания планирует развивать сразу несколько продуктов в этом направлении. Пока известно о двух: Horizon и Rival Peak.
Horizon – это Facebook в виртуальном мире, который пока работает только с VR очками Oculus Quest 2. В этом пространстве пользователи смогут перемещаться по миру, общаться со своими друзьями, смотреть трансляции, играть в игры и даже готовить.
Чтобы понять, как это работает, можно просто посмотреть видео.
Пока проект находится на бета-тестировании и выглядит, как и все подобные проекты: Zoom с использованием аватаров. Приложение бесплатное, но попасть туда можно только с помощью очков Oculus.
Rival Peak более похоже на реалити-шоу, где виртуальные герои под управлением AI выполняют действия, которые им предлагают зрители шоу в режиме реального времени.
2. Блокчейн и криптовалюты
Благодаря блокчейну человечество впервые получило возможность обмениваться активами в децентрализованной и защищенной системе. К тому же максимально быстро.
Блокчейн – крайне важная часть мира метавселенной. Эту технологию можно будет назвать «механизмом экономики» будущего. Блокчейн прикрепит данные и деньги каждого пользователя к его цифровому аккаунту и позволит пользоваться купленными продуктами во всей метавселенной.
Сейчас этот процесс уже можно увидеть на рынке NFT и цифровой одежды. Все ваши товары из виртуального мира: или скины для персонажа, или цифровые кроссовки для фото в Instagram, или вообще что угодно будут закреплены на крипто-кошельке.
Вопрос пока остается открытым в самом активе: какую цифровую валюту будут использовать в метамире? Вероятно, монополизации ожидать не стоит.
3. Программное обеспечение
Или же двигатель метавселенной. Вопрос о разработке ПО – самый важный в развитии будущих виртуальных миров. Самые известные платформы сегодня – Unreal Engine и Unity.
Сегодня 3D движки этих компаний используются практически повсеместно. Самый стандартный пример – видеоигры. Именно эти «двигатели» выстраивают весь окружающий ландшафт, персонажей, их действия и т.д.
Чтобы понять, как это может работать, стоит посмотреть на сверхуспешную видеоигру Fortnite. Ее разработали на движке Unreal Engine 5. Это игра жанра «королевская битва», где 100 игроков высаживаются на одну карту, добывают оружие и ресурсы. Цель игры – остаться единственными выжившими на карте и занять 1-е место. Но не все так просто.
Fornite, в целом, можно назвать идеальным примером метавселенной на сегодняшний день. Игроки не просто убивают друг друга 24/7. Они проводят время внутри вселенной-игры, общаются между собой и даже посещают концерты Travis Scott и Marshmellow в костюмах из вселенной Marvel, DC или коллекций от люксовых брендов.
Пространство игры позволяет гибко ее изменять, позволяя игрокам проявлять максимальную фантазию.
Пандемия показала, насколько сильно мы все будем зависеть от виртуального мира в будущем и как сильно зависим от него уже сейчас. Люди покупают цифровые вещи за $69 млн, тратят сотни миллионов на цифровые картины и мемы, проводят все свое время в соцсетях и просто живут в играх. В этом и опасность.
Проблемы и вызовы метавселенной
Модерация контента
Как контролировать все, что происходит в огромной вселенной, сопоставимой с реальным миром? Уже появились первые заявления о секс-вечеринках, домогательствах и сборах экстремистских организаций внутри метавселенной. Стоит ожидать, что этого будет еще больше.
И тут появляется несколько вопросов. Во-первых, насколько свободно человек себя сможет чувствовать внутри? Сможет ли, например, праворадикал проводить собрание своих единомышленников внутри метаплатформы или же это будет запрещено.
Во-вторых, кто и как будет оценивать этическо-моральную составляющую контента. Кто будет устанавливать правила дозволенного и запрещенного?
Контроль государств
Как писал Макс Вебер: «Государство единственный актор системы, что имеет мораторий на насилие». Но метавселенная отбирает этот контроль. Люди получают возможность творить практически все что угодно. Правда, виртуально.
Поэтому контроль за цифровым развитием устанавливают все большие державы. В особенности, Китай, США и Россия. Но смогут ли они контролировать метамир или это будет прерогатива компаний?
Данные пользователей
Цифровой след хранится в виде фото, видео, аудио и текстовых записей. Метавселенная не просто соберет это все воедино, она расширит это. Теперь ваш цифровой след будет даже в вашем движении рукой или в случайном контакте с другими аватарами. Вопрос в том, как сохранить в безопасности огромное количество данных различных пользователей.
Интеллектуальная собственность
Если в реальной жизни ваш сосед залезет к вам домой и украдет пару кроссовок – его посадят в тюрьму. А если воруют ваши цифровые кроссовки? Теоретически вора должны посадить в тюрьму. Но как это будет работать – непонятно.
Что будет дальше?
Сейчас мы видим зарождение большого виртуального мира. Пока интересно одно: кто первым сделает лучшую версию и сможет забрать бОльшую часть рынка.
Чтобы это сделать, нужно решить техническую проблему – максимально упростить доступ к VR-технологиям. Вряд ли люди будут массово покупать специальные очки ради тех продуктов, что существуют сейчас. Достаточно умно поступают китайские разработчики из Baidu, которые анонсировали собственную метавселенную Xi Rang.
В ней не обязательно использовать VR-очки, туда можно попасть просто со смартфона или компьютера. Вероятно, пользовательский опыт без VR будет хуже. Но это позволит завлекать все больше людей в новую технологию. И все больше заинтересовывать потребителей к покупке новых гаджетов.
Кроме этого, стоит ожидать и технологический прорыв в самих очках. Пока это достаточно большие конструкции, которые с большой натяжкой можно назвать мобильными (как минимум потребуется сумка). Вероятно, уже вскоре мы увидим портативные очки, которые удобно переносить и в которых можно «выходить» в метамир откуда угодно.
Если подытожить, то метавселенная может стать одной из главных технологий ближайшего будущего. По сути, человечество создает отдельный новый мир. Главное, чтобы это не превратилось в антиутопию.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.