По данным утечки секретной информации США, у Украины заканчиваются ракеты к советским комплексам ПВО. Запасов хватит до середины мая, и пополнить их нечем. Западные самолеты могли бы помочь ВСУ защищать небо, но НАТО пока не решается поставлять их Украине, опасаясь ядерной эскалации со стороны РФ. Почему без этой авиации Россия может выиграть не только «сражение за небо».
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
За год полномасштабной войны Украина пережила одну из самых больших ракетных атак в современной истории: Россия выпустила по нашей территории около 5000 ракет и более 660 БПЛА Shahed-136.
Украинская ПВО выдержала этот удар. Однако сейчас есть три проблемы:
- ПВО Украины состоит преимущественно из советских комплексов;
- запасы ракет для них уменьшаются;
- большинство ракет, используемых украинскими военными для этих ПВО, производит только Россия.
Кризис в противовоздушной обороне Украины может наступить в мае, по данным утечек секретной информации США.
Чтобы продолжать эффективно закрывать небо, Украине нужны западные самолеты, об этом все чаще говорит украинская сторона западным партнерам. Но США отвергает этот запрос.
Россия продолжает истощать ресурсы ПВО Украины, очевидно, готовя силы для новых ударов.
Как закрывают небо Украины
На 22 февраля 2022 года, по данным The Military Balance, противовоздушные силы ВСУ имели на вооружении около полусотни батарей комплексов С-300 дальностью действия до 200 км, примерно 170 комплексов С-125, «Бук» и «Куб» дальностью 20–45 км и более 200 фронтовых ЗРК малого радиуса действия типа «Стрела-10», «Оса» и «Тунгуска».
Это старая советская техника, и ее недостаточно, чтобы закрывать воздушное пространство Украины и прикрывать линию фронта протяженностью более 1000 км от российской штурмовой авиации.
В начале войны западные союзники усилили украинскую ПВО несколькими тысячами комплексов Stinger. Сокращение средств обороны воздушного пространства Украины заставило союзников пересмотреть концепцию военной поддержки и принять решение о передаче комплексов NASAMS и IRIS-T. А в декабре 2022-го – Patriot и SAMP-T. В итоге союзники должны поставить Украине еще более 18 комплексов ПВО среднего действия, но этого недостаточно, чтобы полноценно заменить десятки советских систем.
На сегодня, по данным обнародованных материалов спецслужб США, у Украины на вооружении 31 комплекс С-300. ВСУ применяет их чаще всего против враждебных целей, ежемесячно расходуя 200 ракет. Также для отражения воздушных атак ежемесячно используется 69 ракет комплексов «Бук», 33 ракеты С-125, 20 ракет «Оса» и десятки других.
Для комплексов С-125 Украина освоила производство ракет еще до войны. К «Букам» могут применяться западные зенитные ракеты RIM-7. Согласно утечке данных, их поставлено Украине 148 штук.
Перспективы пополнения расхода ракет для комплексов С-300 и других советских комплексов неизвестны. Украина может исчерпать свои ресурсы к середине мая, свидетельствуют данные Пентагона. Россия все меньше использует дорогие и дефицитные ракеты «Кинжал», «Калибр» и Х-555, атакуя Украину старыми советскими ракетами Х-59/Х-32 и иранскими дронами.
Выход есть: западная авиация
Украина могла бы более активно использовать авиацию, экономя ракеты для ПВО. Но авиапарк и возможности ограничены. В начале войны украинское небо прикрывалось до 100 истребителей и боевых самолетов. Украина уже потеряла 60 из них, по данным секретных документов Пентагона. Ко всему прочему украинские самолеты по сравнению с российскими имеют меньшую дальность поражения и меньше шансов в воздушном поединке.
Россия же, потеряв за время войны 308 самолетов и 294 вертолета (по данным Генштаба на 24 апреля), продолжает использовать против Украины боевую авиацию, не залетая за линию фронта.
Наши союзники могли бы пополнить украинский боевой авиапарк из запасов советской авиации. Первые шаги уже сделаны.
МиГ-29, которую Украина получает сейчас от Польши, могли поставить еще в марте 2022 года. Варшава инициировала их передачу еще в начале полномасштабного вторжения РФ. 7 марта 2022 года НАТО якобы предварительно согласилось с этой идеей, а уже на следующий день категорически отказалось, сообщало британское издание The Spectator.
Словакия и Польша в ближайшее время завершат передачу Украине около 33 советских самолетов МиГ-29. Это самый большой пакет авиационной помощи.
Проблема в том, что после этого доступные запасы советской авиации, находившиеся на вооружении наших союзников, фактически будут исчерпаны. То есть в долгосрочной перспективе у Украины нет альтернативы, кроме западных самолетов.
Сколько у союзников ПВО и авиации
У союзников Украины нет большого количества свободных комплексов ПВО, чтобы передать их Украине. А снятие систем с вооружения ослабляет их собственную оборону. Производство же комплексов ПВО средней дальности типа NASAMS и Patriot, которые нам предоставляют, длительное и дорогое.
США, в отличие от советской армии, не делали ставку на комплексы фронтовой противовоздушной обороны типа «Оса», «Стрела», «Тор», «Тунгуска». В свою очередь, активно развивали воздушный флот. Из фронтовых ПВО в США есть 453 зенитно-ракетных комплекса M1097 Avenger и Stinger.
Авиационный парк стран НАТО и ЕС, по данным The Military Balance, насчитывает тысячи единиц техники: 1700 F-16 различных модификаций, более 1000 F/A-18, более 700 F-15 и сотни других современных истребителей.
Чаще всего украинская сторона просит у партнеров передать Украине многоцелевые истребители F-16 – массовую модель боевых самолетов, которые сейчас многие страны списывают со своего вооружения, заменяя на более современные F-35. Несколько лет назад Норвегия продала 42 списанных истребителя F-16 частной компании, сообщает The WarZone. США также постепенно списывают парк самолетов F-15 и F-16, заменяя их на F-35.
Сейчас F-16 в США около 1000, у Нидерландов – 61, в Дании – 54 шт. Их изъятие не влияет на обороноспособность этих стран.
Большое количество авиационного парка союзников остается невостребованным. К примеру, Австралия могла бы передать Украине законсервированные на складах хранения F/A-18, сообщает The WarZone. Это лучший вариант: в отличие от F-16, у F/A-18 кабина рассчитана на двух пилотов, как у МиГ-29 и Су-27, отмечает издание.
По данным The WarZone, министерство обороны Австралии уже обратилось в США относительно возможности реэкспорта Украине F/A-18, поскольку Штаты – их страна-производитель. Но по неизвестным причинам Вашингтон медлит с ответом. Не получив разрешения на реэкспорт, Австралия может их просто уничтожить, заменяя боевой парк теми же F-35.
Интерес к поставке самолетов в Украину выражал производитель F-16 Lockheed Martin. Но любая из этих инициатив пока не нашла поддержки в Белом доме.
Преимущества западной авиации
В воздушном бою самолет F-16 использует ракету АІМ-120, дальность которой в несколько раз превышает дальность 75 км ракет Р-27, которые используют украинские истребители. С АІМ-120 украинские пилоты смогли бы сбивать российские самолеты на расстоянии до 140–180 км, не приближаясь к потенциальной зоне действия вражеской ПВО и не подвергая себя опасности.
Российская авиация использует более современные модификации Р-27 дальностью 90–130 км, а также Р-37. Это дает врагу значительное преимущество в воздухе.
Боевой пилот ВСУ Владимир Ворошилов (позывной Karaya), описывая противостояние с российской авиацией в воздухе, отметил, что украинским лётчикам приходится подходить на более близкое расстояние для удара, чем российским. Самолет F-16 принципиально изменит ситуацию и позволит нивелировать преимущество в штурмовой авиации врага.
Западные самолеты более эффективны и в вопросе перехвата крылатых ракет и БПЛА. Они снизили бы нагрузку на системы ПВО, концентрируя их фокус на более быстрых и сложных целях.
Однако между принятием решения союзниками Украины передать нам F-16 и началом их боевого использования украинскими пилотами может пройти около полугода, сообщал спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. Украинских пилотов нужно научить ими управлять. Даже в случае принятия решения до конца весны Украина сможет использовать самолеты не раньше конца года.
Почему Запад отказывается передавать Украине самолеты и другую авиацию
Авиация и дальнобойные системы – последние типы вооружения, на поставки которых Украине Запад не дает согласия. Причина табу для авиации – договоренности между США и Китаем из-за возможного применения Россией ядерного оружия против Украины, сообщало британское издание The Spectator. Пекин якобы договорился с Вашингтоном, что будет заставлять Кремль рассматривать возможность его использования только в формате ядерной доктрины РФ как оружия защиты, а не нападения.
США должны были отказаться от идеи передачи Украине Польшей истребителей МиГ-29 или другого оружия, которое могло быть расценено как угроза удара по территории РФ. Ко всему прочему, Вашингтон довольно остро реагировал на возможное сбивание западными самолетами российской авиации.
С тех пор Штаты пытаются избегать рисков прямого удара по территории РФ западным оружием, в том числе не передавая Украине оружие дальнего действия. Китай же последовательно выступал против ядерной угрозы. Вероятно, эти шаткие договоренности продолжают действовать, ведь ни США, ни Китай не отказались от своей последовательной политики.
Хотя сейчас Польша и Словакия передают Украине более 30 советских МиГ, это вынужденный шаг, чтобы поддержать способность украинской стороны продолжать борьбу за небо. И это частично покрывает потери Украиной боевой авиации.
Идея риска ядерной эскалации никак не объясняет, почему запрет действует не только на парк истребителей, способных нести ракеты дальнего действия, но и на фронтовую авиацию. Кроме самолетов F-16, Украина просила у партнеров ударные вертолеты и штурмовики А-10 Thunderbolt.
Это фронтовая авиация с ограниченной дальностью, она не несет угрозы эскалации в виде нанесения удара по территории России, но их передачу также пока не одобрили союзники.
В середине января появилась информация, что Великобритания планирует передать Украине вместе с танками Challenger 2 американские вертолеты AH-64 Apache. Позже эту информацию опровергли, но неизвестно, действительно ли Британия рассматривала такой вариант и получила ли отказ от США.
Войска НАТО используют AH-64 Apache в составе общих войск, в том числе вместе с танками. Например, в первые дни операции «Буря в пустыне» 277 вертолетов за 100 часов операции разбили 278 танков и более 600 единиц легкой бронетехники и других целей.
США могли бы поставить Украине снимаемые с вооружения штурмовики А-10 Thunderbolt. Несмотря на то, что дозвуковой самолет довольно старый, во время Иракской войны он стал самым эффективным: 144 штурмовика А-10, по данным Пентагона, совершили 8100 боевых вылетов и уничтожили более 1000 иракских танков (больше, чем любые другие американские самолеты), 20 других единиц военной техники и 1200 орудий. В одном из боев пара А-10 Thunderbolt уничтожила 23 иракских танка и повредила еще 10.
Назревание проблемы
Откладывание проблемы восполнения дефицита парка украинской авиации и возможностей ПВО может иметь негативные последствия для Украины. В следующем отопительном сезоне украинская сторона будет значительно ограничена в своих возможностях для отражения массированных ракетных атак РФ.
Если ВСУ введет лимит на использование ракет ПВО, Россия сможет активнее использовать фронтовую авиацию и попытаться расширить свое господство в небе в приграничных и прифронтовых районах.
США понимают, что передача Украине достаточного количества западной авиации может коренным образом изменить ситуацию на поле боя, но до сих пор затягивают решение. Может быть, они действительно опасаются потенциальной угрозы ядерной эскалации со стороны РФ, если американские самолеты станут причиной военного поражения российской армии.
Но пока США взвешивают риски, Россия продолжает уничтожать Украину.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.