Категория
Инновации
Дата

Vodafone наконец-то купил провайдера «Фринет». Ранее он входил в десятку самых больших в Украине. Зачем мобильному оператору этот актив и сколько он может стоить

3 хв читання

Vodafone наконец-то купил провайдера «Фринет». Ранее он входил в десятку самых больших в Украине. Зачем мобильному оператору этот актив и сколько он может стоить /Shutterstock

Shutterstock

Второй самый крупный в Украине мобильный оператор Vodafone продолжает скупать активы. После поглощения Vega Рината Ахметова компания завершила покупку старожила рынка «Фринет». Что это за сделка и почему она важна

«Наше убеждение состоит в том, что фиксированный бизнес «Vodafone Украина» должен развиваться, чтобы обслуживать больше абонентов, предоставляя им услуги высокоскоростного интернета, в том числе на базе современной технологии GPON», – заявляет в официальном релизе генеральный директор «Vodafone Украина» Ольга Устинова.

В конце августа второй из украинской «большой тройки» мобильных операторов объявил о приобретении местного провайдера «Фринет». Разрешение на это соглашение Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) принял еще в августе 2023-го.

Но, похоже, что Vodafone ожидал этого соглашения значительно дольше. А два года назад новым владельцем мог стать другой игрок телеком-рынка – «Датагруп». Сколько может стоить «Фринет»?

Что такое «Фринет»

«Фринет» – основанный в 2008 году всеукраинский интернет-провайдер с бурной историей, работающий под брендом «О3». В 2013 году компания входила в список крупнейших в Украине и занимала девятое место в отраслевом рейтинге исследовательской компании E&C. Тогда же привлекательный актив с 90 000 абонентов у совладельца Игоря Воронова и ряда миноритарных акционеров выкупили братья Александр и Сергей Буряки.

Летом 2013-го теперь уже бывшие владельцы скандального Брокбизнесбанка увеличили уставный фонд «Фринета» на $31 млн, получив 95% компании. $26 млн из этой суммы пошли на погашение кредитного долга в их банке. Остальные новые собственники рассчитывали влить в развитие бизнеса, цитирует одного из братьев «Экономическая правда». В перспективе двух-трех лет бизнесмены планировали вырастить провайдера на 300 000–400 000 абонентов.

Прогноз не оправдался. В 2021 году Буряки выбыли из сотни самых богатых украинцев. В 2020 году Forbes оценивал их активы в $100 млн, основной – агрохолдинг «Сварог Вест Групп». «Фринет» на момент закрытия соглашения имел более 163 000 абонентов в столице и девяти областях Украины. Выручка компании в 2022 году составила 313 млн грн, чистая прибыль – 54 млн грн, свидетельствуют данные Opendatabot.

Vodafone – тогда еще под брендом МТС – присматривался к «Фринету» с 2011-го. Воронов хотел найти инвестора, который бы помог разобраться со взятым в 2008 году кредитом на $15 млн. Потенциальный покупатель вел переговоры с собственниками, но выбрал стратегическое решение подождать, пока рынок консолидируется, писало издание «Капитал» со ссылкой на собственные источники.

В конце концов, бенефициар провайдера изменился в реестрах 23 августа 2023-го. Вместо члена совета директоров «Сварог Вест Груп» Александра Беркуна 90,6% компании владеет ЧАО «ВФ Украина», остальным – нидерландская «Телко Инвестментс Б.В.». Во сколько мог обойтись провайдер на втором году войны?

Генеральный директор «Vodafone Украина» Ольга Устинова /Ангелина Харди

Генеральный директор «Vodafone Украина» Ольга Устинова Фото Ангелина Харди

В чем ценность «Фринета»

«Это логическое продолжение стратегии в борьбе за свое место на телекоммуникационном рынке Украины», – комментирует соглашение о покупке пятнадцатилетнего провайдера управляющий партнер E&C Анатолий Фроленков. Рейтинг крупнейших телеком-провайдеров его компания не обновляла с 2019 года. «Фринет» тогда замыкал первую десятку, девятое место занимала Vega. Тройку лидеров возглавлял другой актив Рината Ахметова – «Укртелеком», второе и третье места достались «Киевстару» и Volia.

Накануне российского вторжения «Фринет» мог купить «Датагруп», принадлежащий Horizon Capital. АМКУ получил заявку в декабре 2021 года. Потенциальное соглашение могло стоить $19 млн, пишет издание dev.ua со ссылкой на собственные источники. CEO «Датагруп» Михаил Шелемба комментировать эту информацию Forbes отказался. Однако год назад холдинг уже усилил направление фиксированного интернета, приобретя Volia. На второй год войны выручка компании несколько просела – с чуть более 2 млрд грн в 2021 году до 1,9 млрд в 2022-м, свидетельствуют данные YouControl.

Стратегия Vodafone проста – получить долю на рынке фиксированного интернета, не строя сеть с нуля. Купить уже существующих провайдеров легче. По такой логике мобильный оператор в 2021 году купил интернет-провайдера Vega Рината Ахметова. Убыточная компания с 512 млн грн выручки стоила $15 млн, стало известно из финансовой отчетности покупателя.

Стоимость «Фринета» образца 2023 года стороны не разглашают. Ориентировочно – тоже до $15 млн, оценивает приобретение собеседник Forbes с телеком-рынка, который попросил не упоминать его имя в этом тексте. «У такого соглашения, наверное, был дисконт», – считает бывший член правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Александр Глущенко. Тем не менее, скупать активы по дешевке – не тактика Vodafone, убежден Фроленков. «Это целевой инвестор, рассматривающий покупку активов для расширения бизнеса», – сообщает он.

«Фринет» – еще один шаг в рамках нашей стратегии развития фиксированной связи в Украине, – говорится в письменном комментарии для Forbes Устиновой. – Как именно приобретение нового актива сменит позиции Vodafone на рынке, увидим в цифрах следующего отчетного периода».

Другая версия – обострение конкурентной борьбы на второй год полномасштабного российского вторжения. В 2022 году доход «красного» оператора просел до 19,8 млрд грн. За первый квартал 2023 года – до 5,1 млрд грн, или на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, свидетельствует финансовая отчетность Vodafone.

Абонентская база за время войны сократилась до 15,4 млн абонентов. Это усугубляет отрыв от главного конкурента «Киевстара» с более чем 24 млн клиентов. «За абонента нужно конкурировать, – говорит Глущенко, – Один из вариантов – «единое окно», когда клиент получает много цифровых услуг от одного поставщика».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд