Заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма в интервью Forbes анонсировал принятие новой налоговой модели, которую назвали «10–10–10»: 10% – налог на прибыль, 10% – НДФЛ и 10% – НДС. Что думают об инициативе ОП бизнес, депутаты, чиновники, экономисты и президент Зеленский
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Новая налоговая модель, имеющая рабочее название «10–10–10», предусматривает налог в размере 10% на прибыль, НДФЛ и НДС, а также отмену ЕСВ и установление военного сбора на уровне 3%, рассказал в интервью Forbes заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. «Мы хотим создать модель, которая позволит Украине быть конкурентной с налоговой точки зрения, в том числе и для глобального бизнеса», – добавил он.
Введение столь низкой ставки на ключевые налоги страны одновременно предусматривает полную отмену всех льгот и ужесточение ответственности за нарушение налогового законодательства.
Например, предлагается предоставлять доступ налоговой к информации о банковских счетах для предотвращения уклонения от уплаты налогов. Кроме того, из-за отмены ЕСВ Пенсионный фонд должен финансироваться из госбюджета.
По словам Шурмы, окончательного решения еще нет, но он ожидает, что новую налоговую модель примут за полгода.
Значит ли это, что вскоре Украина действительно проведет одну из самых радикальных налоговых реформ времен независимости?
Что о «10–10–10» думают чиновники и Зеленский
«Я – большой сторонник таких радикальных налоговых изменений, причем считаю, что их, пожалуй, нужно делать сейчас», – сказал Forbes Шурма. Впрочем, он признает и риски катастрофического падения доходов госбюджета. «Это очень ответственное решение, поэтому мы должны принимать его только когда достигнем консенсуса», – отметил чиновник.
Пока консенсуса нет. Против радикализма в налогах в интервью Forbes высказывался министр финансов Сергей Марченко. Критикует такой подход и глава финансово-налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
«Те, кто предлагает снизить налогообложение во время войны, должны подавать комплексные решения, – сказал он. – Пока это выглядит так, что люди предлагают поддержать бизнес за счет снижения пенсий, зарплат медикам и учителям».
Шурма пока не смог заручиться поддержкой своей идеи даже на уровне ОП, хотя она уже попадала на стол к президенту. Зеленскому не хватило конкретики и расчетов влияния на экономику, рассказывает собеседник, близкий к Банковой. «Президент сказал, что идея сырая», – отмечает он. Пока речь не идет о том, чтобы реформа приблизилась к реализации, добавляет собеседник.
Шурма и экономисты. Кто готовил налоговую реформу «10–10–10»
Над новой моделью работали команды Офиса президента во главе с Ростиславом Шурмой, а также Министерства экономики, в том числе при участии первого замминистра Дениса Кудина.
Кроме этого, в разработке концепта принимали участие директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин, старший экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухарь и генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач.
Мнение бизнеса из списка Forbes
Несмотря на то, что реформа «10–10–10» предполагает существенное снижение налогов, разное отношение к этой идее есть даже среди бизнесменов.
«Считаю ставки отличными, они помогут бизнесу выйти из тени», – говорит основатель и руководитель Ajax Systems Александр Конотопский. Идею поддерживает и основатель UBC Group Игорь Гуменный. «Лучший в Европе налоговый климат выделит Украину из других юрисдикций», – убежден он.
Что с этой идеей может быть не так ли? Главное опасение предпринимателей – снижение ставок будет нивелировано увеличением прессинга со стороны фискальных органов. Налоги нужно снижать без условий или компенсаций, говорит соучредитель «Новой Почты» Владимир Поперешнюк.
«Главный вопрос – в ответственности предприятия, – соглашается владелец корпорации «Биосфера» Андрей Здесенко. – С нашими судами и правоохранительными органами такая система может быстро превратиться в карательный инструмент».
Риски для евроинтеграции
Другая существенная проблема модели «10–10–10» – такой подход потенциально противоречит планам по евроинтеграции Украины, отмечает председатель совета директоров аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елена Макеева.
Согласно директивам ЕС, а также обязательствам стран, которые присоединяются к международной инициативе BEPS, минимальные ставки НДС и налога на прибыль не могут превышать 15%, уточняет ведущая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.
«Снижение ставки НДФЛ негативно влияет на доходы местных бюджетов, вопрос ЕСВ – вообще вопрос не налоговой, а пенсионной реформы», – отмечает она.
Авторы реформы нашли компенсаторы, утверждает директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач, участвующий в разработке концепта. Согласно расчетам, опубликованным другим участником «группы Шурмы» Михаилом Кухарем, разрыв между доходами и налогами в первый год реформы достигнет 30–35% ВВП, то есть около $50 млрд.
Как покрывать этот разрыв? «Если эффект будет именно таким, главный компенсатор потери – международная поддержка», – опасается Бетлий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.