Коллектив из восьми экономистов мирового уровня выпустил новый документ с рекомендациями для Украины. Если в апреле Кеннет Рогофф, Юрий Городниченко, Барри Айхенгрин и их коллеги посвятили свою работу украинской версии «плана Маршалла», то сейчас их советы касаются экономической политики, которую следует проводить правительству страны во время войны с Россией.
Forbes подготовил краткий перевод основных предложений, изложенный на 38 страницах работы. Ее опубликовал Лондонский Centre for Economic Policy Research.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Дефицит бюджета Украины в этом году может достичь 22% ВВП, или $50 млрд. Макроэкономический стресс усиливается, а из-за роста инфляции и фиксированного курса доллара гривна находится под значительным давлением. Правительство надеется на зарубежную помощь, но надежды могут оказаться напрасными: моральная поддержка Украины пока лишь частично конвертируется в финансовую.
В этом отчете мы описываем меры, которые украинским властям нужно принять, чтобы стабилизировать инфляцию и найти деньги на сопротивление российской агрессии. Рекомендации помогут Украине приспособиться к тяжелой реальности.
Кто авторы
(Чтобы открыть полный текст, нажмите «Читать больше»)
Барри Айхенгрин, Университет Калифорнии – Беркли. Доктор экономики, профессор. Специалист по международной валютной системе. В 1990-х возглавлял группу советников при МВФ.
Торбьерн Бекер, Институт переходных экономик при Стокгольмской школе экономики. Доктор экономики, специалист по развивающимся рынкам. Работал старшим исследователем в МВФ.
Беатриче Ведер ди Мауро, Высшая школа международных и исследований по развитию. Швейцарский экономист, профессор. Специализируется на международной экономике и финансовых кризисах. Экс-советник канцлеров Германии Герхарда Шредера и Ангелы Меркель в составе Немецкого совета экономических экспертов.
Юрий Городниченко, Университет Калифорнии – Беркли. Прикладной макроэкономист, соредактор Journal of Monetary Economics. Признавался лучшим молодым экономистом мира по версии RePEc.
Сергей Гуриев, парижская Школа политических наук Sciences Po. Российский экономист, в 2013-м эмигрировал во Францию. Экс-главный экономист ЕБРР. Член научного совета исследовательского института BRUEGEL (Бельгия).
Саймон Джонсон, Массачусетский технологический университет. Профессор. Экс-главный экономист МВФ. Специализируется на глобальной экономике. Входит в группу советников Congressional Budget Office.
Тимофей Милованов, Киевская школа экономики. Экс-министр экономики Украины. Профессор Питтсбургского университета, внештатный советник главы Офиса президента Украины. Специализируется на теории игр.
Кеннет Рогофф, Гарвардский университет. Макроэкономист. Профессор экономики, член Национальной академии наук США. Бывший главный экономист МВФ. Шахматный гроссмейстер.
Где Минфин может одолжить больше денег
История показывает, что правительства применяют смешанную политику в заимствовании денег.
Например, американское правительство начало агрессивную кампанию, привлекая к рекламе военных облигаций звезд шоу-бизнеса, во время Второй мировой. Если и создавать такую программу, то покупка облигации должна быть максимально доступной (простой дизайн, прямой доступ, невысокая стоимость, автоматическое списание средств из заработной платы и т.п.) для всех граждан. Украина пока не использовала по полной этот инструмент.
Также можно прибегнуть к «принудительным» сбережениям. Это может принимать различные формы. К примеру, Кейнс предлагал, по крайней мере, частично выплачивать зарплаты в военных облигациях, которые можно будет погасить только после войны. Еще один вариант – например, потребовать от банков держать часть их активов в правительственных облигациях.
В то же время правительство и центральный банк должны понимать, что процентная ставка по правительственным облигациям должна соответствовать процентной ставке НБУ, ставке по депозитам и другим рыночным ставкам.
Вынуждать банки (особенно государственные) покупать правительственные облигации, которые почти точно нанесут убытки, – это контрпродуктивно и может стать причиной банкротства банков и банковской паники. Такая финансовая репрессия поможет правительству мобилизовать дополнительные ресурсы, но ценой значительных потенциальных потерь.
Среди других инструментов можно вспомнить установление «нормы» на приобретение определенных товаров (таким образом уменьшая потребление) и отсрочку выплат ветеранам. К примеру, американское правительство выплатило бонусы участникам Первой мировой только в 1936-м. После Второй мировой закон о выплатах ветеранам тоже предусматривал отсроченные компенсации.
Какие именно налоги нужно повысить
Правительство должно сконцентрироваться на том, что обложить налогом теневую экономику, ведь домохозяйства и бизнесы все больше полагаются на безналичные расчеты из-за рисков использования наличных денег. А вот от чего стоит воздержаться, то это от налоговых каникул, скидок и других форм «налоговых расходов».
Пример таких негативных решений – недавний закон, освобождающий от налогов индустриальные парки. Однако у Украины уже был неудачный опыт подобного стимулирования экономики, когда индустриальные парки использовались прежде всего для избежания уплаты налогов, а не для создания новых рабочих мест.
Правительство также наложило мораторий на налоговые инспекции и ослабило требования к налоговым отчетам, что по сути приостанавливает налоговые взыскания. Для сравнения, количество домохозяйств, уплачивавших налоги в США, наоборот возросло с 4 миллионов в 1939-м до 42 миллионов в 1945-м.
В то же время правительство может поднять налоговые ставки, акцизы, пошлины и сборы. Так бремя войны больше ляжет на тех, кому это по силам. Это лучше и с точки зрения распределения капитала, и с точки зрения социальной солидарности. Например, администрация Рузвельта установила налоговую ставку в размере 90% для наиболее состоятельного слоя населения во время Второй мировой. Налог на доходы физических лиц в Украине одинаковый для всех и составляет 18%.
Текущий военный сбор (введенный в 2015-м) в настоящее время составляет 1,5%. Если правительство не способно обеспечить прогрессивное налогообложение, то можно ввести «дополнительные военные отчисления». Например, которые будут применяться только к доходам, достигающим определенного предела. Такой шаг может быть лучше воспринят обществом, тем более что после войны от этого можно отказаться.
Высшие налоги на предметы роскоши могут способствовать прогрессивному налогообложению. Повышение ставки также следует применить к другим прямым (налог на корпоративные доходы) и косвенным налогам (например, НДС, акцизы на алкоголь и табак).
Таможенные платежи на импорт нужно увеличить (особенно на товары роскоши), чтобы отохотить импортный бизнес.
От фиксированного курса доллара следует отказаться
Для украинской ситуации нет идеального решения по курсовой политике. Но управляемый плавающий курс выглядит «золотой серединой»: при таком подходе рынок будет задавать направление, а центральный банк будет ограничивать дневные колебания. Например, после соответствующих изменений НБУ может объявить, что за день курс обмена не может изменяться в ту или иную сторону более чем на 0,1%.
Также НБУ может определять, кому торговать на рынке иностранной валюты, а кому – нет. Этот список можно сузить только до импортеров и экспортеров.
Такой режим позволяет центральному банку стабилизировать экономику, ведь валютный рынок останется конкурентным, а регулятору не придется оглядываться на политическое одобрение для изменения фиксированного курса. Поскольку котировки валюты ежедневно могут подниматься и опускаться, то увеличатся шансы, что инфляция не будет расти. Если же будущие повышения курса обмена объявляют заранее, то рост инфляции более вероятен.
«Побег» денег нужно ограничить
Правительство имеет возможность ввести более строгий контроль. В частности, потребовать у экспортеров продавать часть (50% и более) валютных поступлений и возвращать в течение 120 дней (а не 180, как сейчас).
Импортерам можно запретить использовать предоплату за транзакции, превышающие определенный порог. Для граждан можно установить ограничения на снятие наличных денег за границей до 150 000 гривен в месяц для человека (а не из одного банка, которое сейчас составляет 50 000 в месяц и 12 500 в неделю), ведь у людей могут быть счета в нескольких банках.
Более строгий контроль нужно ввести немедленно, чтобы ограничить отток капитала. Заморозка выплат по внешним кредитам – ключевой шаг для защиты валютных резервов.
Помочь бизнесу кредитами и дерегуляцией
Правительству следует продолжить поддерживать банки кредитными программами. Так риск ложится на плечи не только банков, а значит, они становятся более устойчивыми к потрясениям и охотнее выдают кредиты. НБУ может минимизировать требования к потенциальным заемщикам. В то же время, в случае необходимости, следует повысить частоту и размер тендеров по поддержанию ликвидности.
Другая проблема – правительство поощряет бизнес переезжать на запад страны, где безопаснее, но это дало скромные результаты (менее 1000 фирм решили переехать).
Эту проблему можно решить с помощью радикальной либерализации рынков, чтобы ускорить поток рабочей силы и капитала в направлении секторов/отраслей, где экономика может активнее функционировать. Другой способ – использовать приложение «Дия» как площадку, объединяющую фирмы, желающие переместить свою деятельность, и владельцев площадей, которые способны их разместить.
Доступ к электричеству, земле и другой инфраструктуре нужно настроить так, чтобы фирмам было проще переезжать. Поскольку многие страны сняли ограничения на импорт из Украины, дерегуляция экспортных секторов может способствовать немедленному экономическому подъему.
Генерация электричества – хороший пример: переизбыток теперь направляется из Украины в ЕС, что не только дает доход украинской экономике, но и позволяет ослабить энергетический кризис, созданный Россией.
Над переводом работали Валерия Глинка и Сергей Шевчук.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.