Военный и блогер Валерий Маркус вернулся в ВСУ в первый день вторжения. Чтобы стопроцентно сфокусироваться на войне, расстался со своей девушкой. Маркус – автор популярной книги «Следы на дороге» /Антон Стародубцев
Категория
Компании
Дата

Бог войны и соцсетей. Военный Маркус имеет 600 000 подписчиков в соцсетях. Как он конвертирует популярность в стартап-подразделение

7 хв читання

Военный и блогер Валерий Маркус вернулся в ВСУ в первый день вторжения. Чтобы стопроцентно сфокусироваться на войне, расстался со своей девушкой. Маркус – автор популярной книги «Следы на дороге» Фото Антон Стародубцев

Великая война принесла Украине социальный феномен – инфлюенсер в военной форме. Валерий Маркус – один из самых ярких представителей этого «спецподразделения». Армия подписчиков помогла Маркусу привлечь около $2 млн и позволяет реформировать регулярную армию. Он помогает формировать 47-й отдельный стрелковый батальон, уже расширяющийся к полку. На что Маркус потратит социальный капитал после войны

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Спеціальний воєнний номер Forbes до Дня Незалежності

Спеціальний воєнний номер Forbes до Дня Незалежності

Цей матеріал із спеціального воєнного номеру Forbes до Дня Незалежності. Придбати його можна за цим посиланням. Редакція ставила за мету зробити об’єктивний зріз українського бізнесу, економіки, держави на шостому місяці війни. У номері ми віддаємо шану жертвам російського вторгнення.

Главный сержант Валерий Маркус, 29, опубликовал в конце мая сообщение в своих соцсетях, где рассказал о нуждах своего подразделения. За два дня Маркус собрал уже 43 млн грн. «Государственная система не справляется, поэтому очень много дыр мы закрываем собственными силами», – говорит Маркус, вошедший в список «30 до 30: лица будущего» от Forbes.

Военный умеет не только фандрейзить в соцсетях. В июле он сделал пост, в котором раскритиковал политику военкомов – «повестка как способ наказания». Сообщение разлетелось по соцсетям, его распространили 7500 раз в Facebook и он набрал более 50 000 лайков в Instagram. Возможно, это совпадение, но в тот же день министр обороны Алексей Резников заявил, что «служить стране и защищать страну – это точно не должно быть наказанием».

На шестом месяце войны у Маркуса – более полумиллиона фанатов в соцсетях, он лидер по общему количеству подписчиков среди блогеров-военных. «Я не очень публичный человек. Уже начинаю себя некомфортно чувствовать», – говорит сдержанный и неразговорчивый Маркус. И добавляет: «Соцсети для меня – это работа». В это легко поверить: Маркус – единственный среди топ-блогеров в форме, дисциплинированно ведущий все популярные в Украине соцсети.

Как он создал собственную армию поклонников и во что конвертирует свою популярность после войны?

Взятка на войну

Маркус родился в 60-тысячном райцентре (город не уточняется по просьбе героя). На вопрос об обучении отвечает, что хорошие оценки у него были только по физкультуре и довоенной подготовке. Все остальное не имело значения: он с 15 лет знал, что хочет быть среди самых «крутых ребят, живущих на планете» – в воздушно-десантных войсках.

На следующий день после 18-го дня рождения он бросил ПТУ, где учился на электрика, и прибыл в военкомат. Оттуда его отправили за мечтой в 169-й учебный центр «Десна». На дворе был 2011 год, и реальная украинская армия очень отличалась от ожиданий юноши. «Инициатива имеет (в оригинале – нецензурная лексика. – Forbes) инициатора», культура неуважения к солдату, незаконченный перечень задач типа «крась, копай, носи». Приблизительно так Маркус описывает впечатление от первых месяцев в армии в автобиографической книге «Следы на дороге».

Желание быть десантником победило раздражение от «армейщины». Уже через три дня Маркус подписал контракт и искал способы попасть на настоящую войну. Даже давал взятку $300, чтобы в составе миротворческой группы уехать в Африку. Деньги взяли, в Африку не отправили.

Война нашла парня на родине. Весной 2014-го началась антитеррористическая операция на Донбассе. В составе 25-й бригады Маркус освобождал Краматорск и Ждановку, участвовал в боях за Углегорск, Шахтерск, Доброполье, Коммунар и Дебальцево.

Бог войны и соцсетей. Военный Маркус имеет 600 000 подписчиков в соцсетях. Как он конвертирует популярность в стартап-подразделение /Фото 1

Тогда же началась его «карьера» блогера. «Я иногда выкладывал фотографии с хорошим содержанием, чтобы мама не волновалась… Но то, что кто-то посторонний может заинтересоваться моей страницей, читать мои «новости», я и подумать не мог», – вспоминает Маркус в своей книге. Он прибедняется. Два года, что он воевал на Донбассе, контент его соцсетей – это результаты боев, обстрелы и армейская жизнь. И уже тогда у него появились первые 5000 подписчиков у YouTube Маркуса (сейчас их более 300 000). А его видео, где он с собратьями обращается к Гиркину, стало виральным и набрало более полумиллиона просмотров.

В 2016 году он проходит реабилитацию, три месяца лечился. Его сочли непригодным к военной службе. После увольнения из ВСУ начался драматический период его жизни. Маркус пробовал себя на нескольких гражданских должностях, нигде долго не задержался (чем и где занимался – не рассказывает).

Психологические проблемы побудили его поехать в 1800-километровое путешествие по пути святого Иакова. В 2019-м он отправился в 3000-километровый пеший тур по странам Скандинавии. Его соцсети становятся похожими на нескончаемый тревел-блог. Это имеет умеренный успех: по его словам, с 2017 года аудитория соцсетей увеличивалась на 10 000 подписчиков ежегодно.

24.02.2022

Почти первое, что сделал Маркус 24 февраля 2022 – позвонил знакомым из родной 25-й бригады с вопросом, как к ним присоединиться. Но они уже были далеко, поэтому в обход военкомата Маркус через знакомых пробился напрямую в 30-ю бригаду. «Когда все началось, у меня не было иного нравственного выбора», – немногословно объясняет свое решение уходить воевать Маркус. Первые два месяца после вторжения он был разведчиком в составе этой бригады.

В апреле Маркусу и капитану Ивану Шаламаге, 25, предложили возглавить и сформировать 47-й отдельный стрелковый батальон (Маркус отказался рассказывать, от кого именно поступило предложение и как). «Это подразделение – магнум опус моей жизни. И сейчас все мои ресурсы и опыт я применяю, чтобы это было беспрецедентное подразделение в ВСУ», – говорит он.

Антон Стародубцев

Почти первое, что сделал Маркус 24 февраля 2022 года – позвонил знакомым из родной 25-й бригады с вопросом, как к ним присоединиться Фото Антон Стародубцев

Маркус называет свой 47-й батальон стартап-подразделением. Здесь соответствующая «корпоративная» культура, главные требования к желающим присоединиться – желание учиться и развиваться, украинская позиция и уважение друг к другу. Отдельное внимание к культурному развитию военных. Возглавить это направление Маркус позвал Александра Положинского, лидера группы «Тартак». Военной тактике бойцов подразделения обучают инструкторы из частных иностранных военных компаний.

«К Маркусу очень высокое доверие, – говорит военнослужащая 47-го батальона, которая попросила не называть ее имя. – Доверие на войне – признак, что командир толковый, правильно подбирает людей и борется за них, в критической ситуации быстро принимает решение». Чем занимается батальон, какая у них задача, Маркус не говорит.

Подходы Маркуса – это хороший эксперимент, но масштабировать его на всю армию не получится, считает аналитик Института стратегических исследований Николай Белесков. «Отдельные подразделения должны создаваться из общего видения армии, а не наоборот», – говорит он.

Золотые слова

На войне Маркус не забыл о социальных сетях. С начала вторжения он сделал около сотни постов в Facebook, Instagram, TikTok, Twitter (содержание постов во всех соцсетях почти идентично). Спрос на военный контент зашкаливал. «За последние четыре месяца в Facebook прирост 50 000, в Instagram – 140 000», – подсчитывает военный.

Он не единственный, чьи блоги взлетели с началом вторжения. «Это феномен, давно не наблюдавшийся в украинском Instagram, когда органическим путем за считанные недели выросли новые полноценные лидеры мнений», – констатирует основатель инфлюенсер-агентства WhyNot? Enot Евгений Таллер, 28, другой участник рейтинга этого года «30 до 30». Чем объясняется такой успех?

Война привела в ряды ВСУ сотни тысяч украинцев. «Среди них есть люди, которые и до этого активно вели соцсети, разбираются в SMM, имели определенное количество подписчиков», – объясняет военный Павел Вышебаба, соцсети которого тоже выросли на порядок.

Павел Вышебаба, 36

Павел Вышебаба, 36

Вышебаба по образованию журналист, до 24 февраля был экоактивистом (основатель ОО «Единая планета»). После – военный блогер, звезда TikTok, где у него более 200 000 подписчиков. Задачей своего блога называет «поднятие боевого духа гражданских». «Россия своим терроризмом хочет запугать людей, уговорить на капитуляцию, – говорит он. – Мы в ответ пишем, снимаем, рассказываем, передаем настроение и веру в нашу победу».

Но основной секрет успеха блогеров в форме – доверие. «Они получают информацию из передовой без фильтров, без цензуры. И подписчики точно знают, что это первоисточник, который видит все своими глазами», – объясняет Таллер. Также, по его мнению, важен механизм поддержки и благодарности. «Украинцы могут поддержать военных в комментариях и сообщениях. Это мотивирует любого военного, а сообщения военных поддерживают боевое настроение общества», – добавляет Таллер.

В конце мая Маркус написал в соцсетях, что батальону нужно 20 млн грн на приобретение 55 пикапов. Через 48 часов на счетах фонда батальона было вдвое больше. «Если бы мы не собрали, то я бы удивился. Я знаю свою аудиторию», – комментирует военный. В общей сложности он уже привлек для своего батальона более 45 млн грн (еще 15 млн грн Маркус собрал для 30-й бригады).

Фандрейзинг – приоритетная задача, поставленная на профессиональные рельсы. Создали фонд Markus Fundation, в подразделении есть несколько операторов, делающих видеоконтент для соцсетей. В планах – довести самофинансирование батальона до 85%. О какой сумме идет речь, Маркус не берется сосчитать, говорит – чтобы одеть и вооружить подразделение, нужны миллиарды.

Соцсети приносят и нематериальную пользу. Публичность Маркуса помогает решать кадровые вопросы. Маркус и Шаламага набирали людей в новое подразделение на собеседованиях, планировали проехать по пяти городам, но после поста Маркуса хватило и первого. Также полмиллиона подписчиков защищают экспериментальный батальон. «Если вдруг появится «начальник», который захочет создать нам неконструктивную проблему, это представляет угрозу появиться в публичной плоскости, – говорит Маркус. – Это своеобразная наша страховка».

Лейтенант Дмитрий Авсюков, 38

Лейтенант Дмитрий Авсюков, 38

Авсюков – моряк. 27 февраля вернулся в Украину из Барселоны, чтобы вступить в ряды ВСУ. На фронте начал активно вести соцсети. Количество подписчиков в Instagram выросло более чем в четыре раза – до 2500. Небольшую аудиторию компенсирует таргетированной рекламой, на которую уже потратил около $300.

«Моя цель – убедить ребят не бежать из страны. Доказать, что не страшно идти в ВСУ даже без военной профессии», – говорит он.

После войны

Говорить с Маркусом о послевоенном будущем непросто – он ничего не загадывает и долгосрочные планы не строит. «Сейчас в голове – только подразделение. Я засыпаю и среди ночи просыпаюсь от своей болтовни: нарезаю людям задачу в голове, говорю, что нужно сделать», – рассказывает он.

Но социальное влияние военных инфлюенсеров никуда не исчезнет. «Аудитория экспертных блогеров, как Маркуса, точно удержится и будет активной», – считает Таллер.

У Маркуса есть ответы на многие государственные вопросы. Его размышления об восстановлении Украины набрали полсотни тысяч лайков. Основную проблему Украины он видит в отсутствии элиты. «Люди, которые считают себя элитой, но за восемь лет ни разу не были на войне, морального права не имеют называться элитой. Они не понимают беды Украины», – говорит Маркус.

Он думает над проблемой возвращения миллионов украинцев, вынужденно покинувших страну. «С ними нужно общаться, чтобы они осознавали себя гражданами нашей страны и вернулись», – говорит Маркус. Их польза – иностранный опыт, который они могут привезти после победы.

Что такое украинская победа по Маркусу? Вернуть территории Украины в границах 1991 года и закрепить победу, исключив возможность восстановления российского влияния в стране.

Каковы роль и место военных в послевоенной Украине? «Переварив военный опыт, ты становишься более объективным и зрелым. Чем больше людей с подобным опытом, тем лучше», – считает он.

На уточняющий вопрос, как именно он будет влиять на восстановление, Валерий Маркус с улыбкой отвечает: «Буду дальше писать тексты в Facebook и, может быть, книгу. Если доживу».

Уточнено: редакция обновила инфографику в тексте, добавив Анатолия Штефана («Штирлиц»), Юрия Гудыменко, Вахтанга Кипиани.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд