Театральный стриминг DRAMOX /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Чешский мультимиллионер запустил «театральный Netflix» в Украине. Как стриминг Dramox собирается зарабатывать на онлайн-спектаклях

Театральный стриминг DRAMOX Фото Shutterstock

Два с половиной года назад чешский предприниматель Мартин Хайек понял: он хочет чаще смотреть театральные спектакли, но времени на походы в театр у него мало. 33-й номер из сотни самых богатых людей Чехии, по версии местного Forbes (стоимость активов — $466,1 млн), начал искать выход. Он нашел бизнес-партнеров и создал стриминговый сервис с видеозаписями представлений. Уже полтора года Хайек, Мартин Завадил и Радим Горак работают над платформой, которую медиа называют «театральный Netflix»

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о Тарасе Чмуте и фонде «Повернись живим»

Онлайн-театр был запущен полтора года назад. Сумма инвестиций в проект составляет 1,5 млн евро. Стриминг набирает обороты на рынках Чехии и Словакии, а теперь пришел и в Украину. В репертуаре DRAMOX – более 200 записей от 132 театров. Для украинцев доступны видео пока 15 из них.

Половину дохода от подписок сервис передает театрам, предоставившим видео своих спектаклей. В Чехии платформа собрала полмиллиона евро для театров страны.

Почему для DRAMOX важен украинский рынок и почему театрам выгодно сотрудничество с сервисом, рассказал Forbes Радим Горак.

Чешский мультимиллионер запустил «театральный Netflix» в Украине. Как стриминг Dramox собирается зарабатывать на онлайн-спектаклях /Фото 1

Радим Горак

Чешский мультимиллионер запустил «театральный Netflix» в Украине. Как стриминг Dramox собирается зарабатывать на онлайн-спектаклях /Фото 2

Мартин Завадил

Чешский мультимиллионер запустил «театральный Netflix» в Украине. Как стриминг Dramox собирается зарабатывать на онлайн-спектаклях /Фото 3

Мартин Хайек

Предыдущий слайд
Следующий слайд

DRAMOX начала работать во время пандемии. Когда люди будут больше ходить в театры, это не приведет к оттоку подписчиков? Как вы видите развитие вашей платформы в дальнейшем?

Наш проект не противопоставляется театру, а помогает ему. Люди слушают музыку в Spotify, но до сих пор ходят на концерты. Они смотрят кино дома, но ходят в кинотеатры. Это совсем другой опыт. Так же с театрами: люди могут проводить время за просмотром спектаклей дома, но продолжать смотреть их вживую.

DRAMOX помогает театрам находить новых посетителей. Чешские пользователи сервиса пишут нам, что спектакли их настолько поразили, что они хотят увидеть их вживую. Они готовы проехать несколько сотен километров, чтобы впервые посетить театр.

Что получают театры в результате вашего сотрудничества?

Мы платим театрам 50% дохода от каждой нашей подписки, но от них не требуем никаких средств. Также мы сами занимаемся процессом получения лицензии для видеопоказа представлений. В Чехии это сложно: был случай, когда для показа одного спектакля мы заключили 40 контрактов.

На рынки каких стран вышел DRAMOX и куда планируете экспансию?

Полтора года назад мы вышли на рынок Чехии, и он остается для нас основным. Через несколько месяцев запустились на рынке Словакии. В Словакии и Чехии очень похожи языки, людям легко их понимать. Украина – наш первый существенно отличающийся рынок.

Мы планируем выходить в страны Западной Европы. Куда именно? Это зависит от ответов театров. Нашей аудитории важно видеть локальный контент. Если мы достучимся в театры Франции, Норвегии, Дании и получим их спектакли, возможно, зайдем в эти страны. Контент имеет решающее значение для нас.

Почему вы выбрали украинский рынок?

Минувшим летом мы искали иностранные театры и начали сотрудничество с несколькими украинскими. Мой партнер Мартин посетил многие театры Украины и познакомился с режиссерами. Они согласились сотрудничать: это означало хорошее количество контента. Так что мы начали выходить на украинский рынок. Важным для нас стало и то, что у Украины есть удивительная театральная культура.

Чехи, живущие в Великобритании или США, используют DRAMOX, потому что не могут посещать чешские театры. Мы думаем, что этот тренд может быть и в Украине: большое количество украинцев живет за границей.

Каких доходов вы ожидаете?

Всего в DRAMOX чуть менее 10 000 подписчиков. 90% из них чехи. Мы надеемся, что количество подписчиков в Украине через несколько месяцев станет таким же, как в Чехии. Возможно, через год оно станет даже больше, чем в Чехии сейчас.

Сколько подписчиков у популярных в Украине видеоплатформ?

Видеоплатформа для легального просмотра ТВ и кино онлайн Megogo – самая популярная среди пользователей платного телевидения. В 2020 году консалтинговая компания BigDataUа оценила их количество в 390 000. В этом году директор независимого рейтингового агентства Big Data UA Сергей Бойко озвучил новую цифру – 800 000.

Сколько в Украине подписчиков Netflix? Платформа данных не раскрывает. Сергей Бойко оценивает украинскую аудиторию Netflix почти в 200 000.

Отличается ли стоимость подписки в Чехии и Словакии? Netflix снизила стоимость подписки для украинцев. Готовы ли вы таким образом получать лояльность нашей аудитории?

Стоимость подписки для украинцев ниже, чем в Чехии и Словакии. В Чехии это 299 чешских крон (12,3 евро), в Украине – 299 гривен (9,4 евро). Эта цена выше подписки на другие стриминговые платформы. Это потому, что 50% дохода мы отдаем театрам. Доход последних прямо пропорционально зависит от количества просмотров. Остальные деньги инвестируем в развитие платформы, лицензии, создание субтитров и рекламы.

Мы используем реферальные программы: можно пригласить друзей к использованию сервиса и получить месяц бесплатного использования. Действует система скидок.

Netflix запускает игры, снимает кино и думает о других дополнительных возможностях привлечения пользователей. Есть ли у платформы свои продукты, которые она разрабатывает или может предложить подписчикам?

В Чехии мы делаем и платим за создание собственных записей театральных представлений. Также делаем краткие интервью с актерами и режиссерами. В Украине начали сотрудничать с проектом «Театр 360 градусов». Они создают спектакль «Верба» в драмтеатре имени Ивана Франко. Ее запись – наша первая инвестиция в Украину.

Когда сервис наладит работу в Украине, возможно, мы запустим здесь продакшен и начнем делать записи для платформы. Или будем помогать театрам снимать видео представлений. Они уже делают это, но мы можем улучшить.

За что платформу больше критикуют и как вы это планируете исправить?

В начале у нас были технические проблемы. В течение лета мы ездили по театрам, делали им предложения по сотрудничеству и начинали развивать платформу. Когда количество больных COVID-19 начало резко расти, наша команда решила запустить платформу раньше. Сделали это в конце октября, когда DRAMOX работал всего три месяца. Это очень короткое время для совершенствования подобного продукта, так что в течение двух-трех месяцев были технические проблемы. В конце февраля мы нашли новые технические решения, и с марта прошлого года проблемы исчезли.

Материалы по теме
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине