Эльдорадо заканчивается. «Укрзализныця» выходит на рынок дизельного топлива. Что будет с ценами /Фото Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Эльдорадо заканчивается. «Укрзализныця» выходит на рынок дизельного топлива. Что будет с ценами

Getty Images

В скором времени на украинском топливном рынке появится новый мощный игрок – «Укрзализныця». Компания подписала прямые контракты с зарубежными производителями. Поможет ли это снизить цены на топливо.

«Укрзализныця» подписала прямые контракты на поставку дизельного топлива с иностранными производителями. Среди них ExxonMobil Asia Pacific. Это часть одной из самых крупных нефтеперерабатывающих компаний мира ExxonMobil. Также УЗ заключила соглашения с польским нефтяным концерном Orlen, его литовским подразделением Orlen Lietuva и польским импортером топлива Unimot Paliwa. Об этом Forbes сообщили в пресс-службе УЗ. Кроме того, продолжаются переговоры с другими потенциальными поставщиками и производителями, добавили там.

Прямые контракты позволят УЗ сэкономить примерно 10% на цене топлива, поскольку теперь компания не будет платить маржу трейдерам, считает аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко.

Единственная ли это причина заключения подобных договоров? Весной Украина столкнулась с дефицитом топлива. Чтобы решить проблему, в мае правительство поручило УЗ подписать контракты на его закупку на внешних рынках. Импортное топливо компания будет закупать как для собственных нужд, так и с возможностью реализации его на внутреннем рынке, рассказали в УЗ. Компания планирует продавать топливо аграриям и госпредприятиям.

Эльдорадо заканчивается. «Укрзализныця» выходит на рынок дизельного топлива. Что будет с ценами /Фото 1

В УЗ не раскрывают объем закупок и цены. Однако первые импортные партии топлива уже начали поступать. В июне УЗ импортировала 1700 т, а за 24 дня июля – уже 7000 т, сообщил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Пока эти объемы – не более 1–2% всего украинского потребления.

«Думаю, что динамика будет расти», – ожидает Сергей Куюн. Чтобы наладить поставки, УЗ нужно время на решение бюрократических, логистических и технических проблем, говорит Сергей Куюн. «Они раскачаются и будет поинтереснее», – считает он. По оценке Куюна, сейчас на долю УЗ приходится 5% всего украинского потребления дизельного топлива.

УЗ сможет продавать дизтопливо после того, как сначала удовлетворит собственные нужды, считает Александр Сиренко. Зарубежные поставщики топлива могут продать УЗ большие объемы, считает он. Это позволит УЗ стать определяющей правила игры на украинском оптовом рынке дизельного топлива, ожидает Сиренко.

До войны наценка на оптовые партии топлива составляла $20/т, а после начала полномасштабного вторжения РФ она достигала $800–1200/т. «Сейчас наценка около $100/т. УЗ должна вернуть рынок к мирной наценке в $20/т. Золотое эльдорадо заканчивается», – считает Александр Сиренко. Уменьшение наценки должно привести к снижению розничных цен на дизельное топливо с 2,5 до 5,0 грн/л, ожидает он.

Что происходит с ценами на дизтопливо

(нажмите "читать больше")

В июне оптовые цены на дизельное топливо стали активно снижаться. Но не благодаря закупке УЗ. На рынок вышло много новых небольших импортеров, пытавшихся как можно быстрее продать свой товар, поэтому цены снижались, объясняет владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.

Оптовые цены на дизтопливо достигли минимума 20 июля – 44,80 грн/л (данные «НефтеРынка»). Затем снова произошел скачок, связанный с тем, что НБУ снизил официальный курс гривни к доллару. Однако падение цен на нефть в мире вернуло тенденцию к снижению цен на дизельное топливо, говорит Дмитрий Леушкин. Фактически падение цен на нефть и изменение официального курса гривни не позволили ценам на дизельное топливо стремительно пойти вверх или вниз, объясняет он. Если в ближайшие две недели гривня стабилизируется, то из-за удешевления нефти мы увидим новое снижение цен на дизтопливо примерно на 50 коп./л, считает директор по маркетингу «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук.

Это не все от УЗ

В отличие от дизельного топлива страна все еще испытывает острую нехватку бензина, особенно в Центральной Украине, говорит директор по маркетингу «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук. Причина дефицита – для перевозки бензина недостаточно техники, объясняет владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. В отличие от дизельного топлива, для бензина нужны более надежные бензовозы, поскольку он более пожароопасен. Такой техники в Украине в три раза меньше, чем для перевозки дизтоплива, говорит Дмитрий Леушкин.

Разрешение проблемы с дефицитом бензина может стать следующей задачей для УЗ. Компания уже ведет переговоры о закупке бензина и автогаза с потенциальными поставщиками и производителями, сообщили Forbes в УЗ. «Объемы, цены, условия и сроки поставки обсуждаются», – ответили в «Укрзализныце».

Материалы по теме