Острого дефицита уже не будет, цены пойдут вниз. Что крупные сети АЗС думают о топливном кризисе и чего ждать их клиентам. Рассказывает директор SOCAR /Фото Из собственного архива
Категория
Компании
Дата

Острого дефицита уже не будет, цены пойдут вниз. Что крупные сети АЗС думают о топливном кризисе и чего ждать их клиентам. Рассказывает директор SOCAR

Директор сети SOCAR Energy Ukraine Игорь Орлов Фото Из собственного архива

Когда исчезнет дефицит топлива и какими будут цены. Интервью с директором сети SOCAR Игорем Орловым

С начала войны топливо в Украине – дефицитный товар, а цены на него взлетели почти вдвое. Причина: Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов, преимущественно из России, Беларуси и морем.

В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, российские ракеты уничтожили около 20 украинских нефтебаз. Также из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, обеспечивавшие около половины потребления бензина в стране.

Теперь импортные нефтепродукты завозят через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами – топливо идет сразу на АЗС, обходя нефтебазы. В июне Украина увеличила импорт дизеля, бензина и сжиженного газа до 20 000 т в сутки, по данным «Нефтерынка» . По сравнению с поставками в мае, поставки дизеля выросли на 70%, бензина – на 40–45%. В апреле о таких объемах можно было только мечтать. Тогда максимальная поставка в Украину была на уровне 10 000 т.

Удалось ли решить топливный кризис, что будет с ценами и как сети АЗС переживают войну, рассказал Игорь Орлов, директор азербайджанской сети SOCAR Energy Ukraine, которой принадлежит 57 заправок в Украине.

Об окончании кризиса на рынке топлива

Ситуация стабилизируется. В июле мы видим, что рынок насыщается. В этом месяце потребность по дизелю будет закрыта на 80%. Потребность по бензину закрыта где-то на 50%. Дефицит автогаза был преодолен в начале июня. Ситуация примерно одинакова во всех регионах страны.

В течение одного-двух месяцев исчезнет дефицит дизеля и улучшится ситуация с бензином. Тогда мы сможем осознать реальное потребление нефтепродуктов в стране. Прогнозирую, что по сравнению с прошлым годом потребление упадет на 20%, до примерно 800 000 т в месяц.

Преодоление дефицита приведет к снижению цен. Цена на автогаз уже упала на 10%, дизель подешевеет примерно на 5%. Перспективы снижения цен на бензин пока не вижу.

Дефицит дизеля исчезнет в течение месяца-двух, цена снизится на 5%. Реальное потребление нефтепродуктов в стране уменьшится на 20%.

Прогнозировать цены сейчас сложно. С одной стороны, котировки на нефть пошли вниз, что уменьшает конечную стоимость топлива. С другой – на цены влияет существенно выросший курс валют, а также логистика. К примеру, «Укрзализныця» недавно подняла свои тарифы на 70%.

Рынок продолжает работать «с колес» – никто не хранит большие объемы на нефтебазах. Резервуары на заправках позволяют делать запасы максимум на семь суток, вместо 14 суток, как это было раньше.

Впрочем, острого дефицита не будет. Игроки рынка наладили логистику, закупили бензовозы, нашли контрагентов.

О новых направлениях импорта

Нашей компании было проще перестроиться, потому что мы никогда не продавали топливо из Беларуси, России и внутреннего производства. В то же время, упустив возможность импортировать морем, мы тоже столкнулись с логистическими проблемами.

В июне вышли на прошлогодние объемы импорта. Еженедельно выполняем более 15 рейсов нашими и арендованными бензовозами. После начала войны значительно расширили географию поставок. Начали импортировать из Германии, Италии, Финляндии, Греции, а также по более традиционным направлениям: Словакии, Польше, Литве, Румынии и Молдове. В июле приступили к импорту собственного бензина из Болгарии.

Может ли Украина выйти на довоенный уровень импорта без деблокирования портов?

Да. Но это зависит не только от Украины, но и стран-импортеров. Инфраструктура Европы не была рассчитана на поставку в Украину таких объемов. Украинское правительство и «Укрзализныця» общаются с другими странами, чтобы расширить узкие места.

Такой пример: недавно министр экономики Юлия Свириденко поехала в Польшу на перевалку, которая находится возле границы. Она договорилась с польскими властями, чтобы эта перевалка работала в три смены вместо одной. Благодаря этому пропускная способность выросла втрое.

В конце весны, когда еще сохранялось госрегулирование, на каждом литре дизеля теряли примерно 50 копеек, на литре бензина – 1,5 грн.

Но в Европе много других нюансов, на которые невозможно влиять. К примеру, по их правилам, если температура воздуха поднимается выше 35 градусов, то поезда с топливом должны остановиться. Это оказывает существенное влияние на ритмичность поставок, особенно сейчас, когда на улице жара.

О продажах и убытках от войны

Мы еще не оценивали ущерб. Будем считать после окончания войны. Разрушений АЗС у нас не было. В Харьковской области мы приостановили работу четырех из шести станций. Остальные станции работали без остановок.

Продажи в первые месяцы войны упали 30–50%. В июне мы вышли на довоенные показатели продаж дизеля, по бензину – 50% довоенного уровня, в связи с его нехваткой.

По договоренностям с правительством розничные цены не могут превышать 52 грн за литр бензина и 58 грн за литр дизеля. Это позволяет зарабатывать АЗС около 5 грн на литре. В конце весны, когда еще сохранялось госрегулирование, мы работали в убыток. На каждом литре дизеля теряли около 50 копеек, на литре бензина – 1,5 грн. Эта ситуация не была одинаковой для всех сетей, поскольку у игроков рынка были разные запасы, в разную цену.

О лимитах и очередях

Небольшие очереди за бензином сохраняются. Дизель продается без очередей. В Киеве и Львове сняли ограничения по отпуску дизеля. В других регионах лимиты пока сохраняются: 40 л дизеля, 20 л бензина в один бак. Для бизнеса лимит – 100 л.

Пытаемся рассчитывать запасы топлива на АЗС так, чтобы его хватило максимальному количеству людей. Если сейчас снять лимиты по бензину, некоторые клиенты останутся без топлива.

Еще одна цель лимитов – борьба со спекулянтами. Мы фиксировали случаи, когда люди заправляли полный бак, а в 10 м от заправки сливали топливо и продавали на 30 грн дороже.

Мы также продолжаем приоритетно заправлять волонтеров по розничным ценам, а также бесплатно – коммунальщиков, ГСЧС и медучреждения.

О финпоказателях и инвестициях

2021 год закончили с положительным финансовым результатом. В 2022 году ожидаем существенно худший. Насколько? Будет зависеть от хода боевых действий и ситуации в стране. На доходы влияет рост цен на нефтепродукты, логистику и падение продаж. Чтобы стабилизировать ситуацию, мы сократили расходы примерно на 50%.

Уменьшили расходы на содержание станций, ремонты, отложили ряд инвестиционных проектов. Сейчас делаем только благотворительные проекты, например, восстанавливаем школу в Ирпене.

Выполняем все обязательства перед нашими сотрудниками, которые остались в стране и продолжили работу. Сейчас у нас на АЗС работает около 1000 человек, а до войны было 1457. Из них 80 были мобилизованы. Мы сохраняем за ними рабочие места и продолжаем выплаты зарплат. 400 человек уехали из страны или отказались работать.

Мы рассчитываем на дальнейшее развитие сети в Украине. После войны возобновим инвестиции в большие проекты.

 

Материалы по теме