Категория
Деньги
Дата

Регулирование цен на продукты не поможет бедным украинцам и ударит по бизнесу. Это плохая идея из СССР. Вот почему

3 хв читання

12 января Кабмин ввел административное регулирование цен на ряд продуктов питания. Теперь торговая надбавка на сахар, гречку, макароны, яйца, масло, хлеб не может превышать 10%. Что это означает

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

Правительство возвращает советский ценовой режим для защиты социально уязвимых слоев населения. Министерство экономики будет ежедневно мониторить цены на 30 категорий товаров, включая горючее, лекарства и продукты питания. В случае роста цен на них правительство, вероятно, еще больше расширит «ручное» ценовое регулирование. Именно так власти видят борьбу с инфляцией, часть плана по макроэкономической стабилизации.

Такой способ борьбы с ростом цен редко встречается в странах с современной рыночной экономикой. Это привет из Советского Союза с его тотальным ценовым регулированием. Ближайшим примером государства, где регулируют цены на социальные товары, является Беларусь. Там в 2021 году более 55% цен на потребительские товары и услуги регулировались государством. По итогу эта страна тотального госплана закончила прошлый год с индексом потребительских цен 10%. 

За последние 20 лет в Беларуси никогда не было режима свободных цен. Доминация государственной собственности и политическая диктатура могли бы предполагать эффективную борьбу с инфляцией. Но в 1998–2008 годах среднегодовая инфляция в Беларуси в режиме ручного регулирования цен составила 49,1%, России – 19,8%, в Украине с более рыночным ценовым режимом – 13,5%, в развивающихся странах Азии – 4%.

По данным МВФ, в 2003–2012 годах среднегодовая инфляция в Беларуси составила 20,8%, России – 10,2%, Украине – 10,7%, в развивающихся странах Азии – 4,8%. В развитых странах, где нет ручного регулирования цен, среднегодовая инфляция, выраженная индексом потребительских цен, составила 2% в год.

Наконец, в период 2013–2021 годов среднегодовая инфляция в Беларуси составила 10,4%. И это при дешевых российских энергоресурсах и обширном ручном регулировании цен. В России в этот период инфляция была 6,7%, в Украине – 13,4% (годы революции и экономического кризиса). В развивающихся странах Азии, где правительства не прибегают к советским ценовым практикам, среднегодовая инфляция составила 3,0%, в развитых странах – 1,4%.

Без сомнения, ручное регулирование цен не приводит к снижению инфляции и защиты от нее самых уязвимых слоев населения.

При среднегодовой инфляции Украины в 2000–2021 годах более 10% в год среднегодовые темпы роста экономики близки к нулю. Предположения о благоприятном воздействии умеренной инфляцией на экономической рост не имеют ни эмпирического, ни научного подтверждения.

На деле инфляция стала невидимым, но очень выгодным инструментом обогащения 5% населения за счет 95% остальных. Новые деньги (наличные и безналичные) не попадают в экономику одновременно всем. Инфляция меняет пропорции между ценами на разные товары и услуги. 

Основными бенефициарами свеженапечатанных денег являются их первые получатели. Это крупные банки, правительство, а также участники их коммерческих программ и проектов. Инфляция сбивает пропорции между потребительскими и инвестиционными товарами, между кредиторами и заемщиками, между сбережением и инвестированием.

В Украине в период 01.11.2020 – 01.11.2021 наличные деньги в обращении увеличились на 13,8% после роста на 34,3% в 2020 году. Показатель М1 (активная денежная масса в гривнях) выросла на 21,8% и 36,4% соответственно. При ограниченном спросе на гривню, блокировке системных реформ, недоверии к экономической политике властей, а также при большом росте цен на сырьевые ресурсы на внешних рынках высокой инфляции не могло не быть.

Вместо того чтобы менять монетарную политику, украинские власти в борьбе с инфляцией пошли в другом направлении. Это направление выбрал авторитарный любитель госплана Лукашенко, продемонстрировав миру провал в достижении ценовой стабильности. 

На ценовом регулировании настоял президент Турции Эрдоган, получив годовую инфляцию в 2021 году более 35% и болезненную девальвацию национальной валюты. В начале января курс турецкой лиры к доллару был 7,05 лир за $1, а 10 января 2022 года – 13,8 лир за $1. 

Проблемы для производителей

Последствия государственного регулирования цен описаны на тысячах примеров более 100 стран мира в течение многих столетий. 

Производители товаров, цены на которые фиксируются правительством, в ответ снизят качество товаров, уменьшат объем упаковки и сузят ассортимент. 

Если цены на сырье или комплектующие будут расти так, что выведут производителя в минус (при условии соблюдения ценового потолка), он вынужден будет прекратить производство или же договариваться с контролерами о том, чтобы те не наказывали его за нарушение ценового императива. Значит, Украина получит еще один источник коррупции – ценовой договорняк.

Чтобы компенсировать потери от продажи товаров, цены на которые фиксируются, компании будут перекладывать издержки на новые товары, с новыми брендами. Если такой возможности нет, производства будут закрываться, а инвесторы еще больше отворачиваться от Украины. 

Как можно спланировать реализацию инвестиционного проекта, если вдруг правительство страны решит в какой-то момент запретить свободное ценообразование? Рост неопределенности добавляет инвестиционного пессимизма. Он ведет к стагнации, ухудшению состояния бюджета и проигрышу Украины на региональном рынке труда. 

В такой ситуации о защите социально уязвимых украинцев от высокой инфляции можно забыть.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд