12 января Кабмин ввел административное регулирование цен на ряд продуктов питания. Теперь торговая надбавка на сахар, гречку, макароны, яйца, масло, хлеб не может превышать 10%. Что это означает
Правительство возвращает советский ценовой режим для защиты социально уязвимых слоев населения. Министерство экономики будет ежедневно мониторить цены на 30 категорий товаров, включая горючее, лекарства и продукты питания. В случае роста цен на них правительство, вероятно, еще больше расширит «ручное» ценовое регулирование. Именно так власти видят борьбу с инфляцией, часть плана по макроэкономической стабилизации.
Такой способ борьбы с ростом цен редко встречается в странах с современной рыночной экономикой. Это привет из Советского Союза с его тотальным ценовым регулированием. Ближайшим примером государства, где регулируют цены на социальные товары, является Беларусь. Там в 2021 году более 55% цен на потребительские товары и услуги регулировались государством. По итогу эта страна тотального госплана закончила прошлый год с индексом потребительских цен 10%.
За последние 20 лет в Беларуси никогда не было режима свободных цен. Доминация государственной собственности и политическая диктатура могли бы предполагать эффективную борьбу с инфляцией. Но в 1998–2008 годах среднегодовая инфляция в Беларуси в режиме ручного регулирования цен составила 49,1%, России – 19,8%, в Украине с более рыночным ценовым режимом – 13,5%, в развивающихся странах Азии – 4%.
По данным МВФ, в 2003–2012 годах среднегодовая инфляция в Беларуси составила 20,8%, России – 10,2%, Украине – 10,7%, в развивающихся странах Азии – 4,8%. В развитых странах, где нет ручного регулирования цен, среднегодовая инфляция, выраженная индексом потребительских цен, составила 2% в год.
Наконец, в период 2013–2021 годов среднегодовая инфляция в Беларуси составила 10,4%. И это при дешевых российских энергоресурсах и обширном ручном регулировании цен. В России в этот период инфляция была 6,7%, в Украине – 13,4% (годы революции и экономического кризиса). В развивающихся странах Азии, где правительства не прибегают к советским ценовым практикам, среднегодовая инфляция составила 3,0%, в развитых странах – 1,4%.
Без сомнения, ручное регулирование цен не приводит к снижению инфляции и защиты от нее самых уязвимых слоев населения.
При среднегодовой инфляции Украины в 2000–2021 годах более 10% в год среднегодовые темпы роста экономики близки к нулю. Предположения о благоприятном воздействии умеренной инфляцией на экономической рост не имеют ни эмпирического, ни научного подтверждения.
На деле инфляция стала невидимым, но очень выгодным инструментом обогащения 5% населения за счет 95% остальных. Новые деньги (наличные и безналичные) не попадают в экономику одновременно всем. Инфляция меняет пропорции между ценами на разные товары и услуги.
Основными бенефициарами свеженапечатанных денег являются их первые получатели. Это крупные банки, правительство, а также участники их коммерческих программ и проектов. Инфляция сбивает пропорции между потребительскими и инвестиционными товарами, между кредиторами и заемщиками, между сбережением и инвестированием.
В Украине в период 01.11.2020 – 01.11.2021 наличные деньги в обращении увеличились на 13,8% после роста на 34,3% в 2020 году. Показатель М1 (активная денежная масса в гривнях) выросла на 21,8% и 36,4% соответственно. При ограниченном спросе на гривню, блокировке системных реформ, недоверии к экономической политике властей, а также при большом росте цен на сырьевые ресурсы на внешних рынках высокой инфляции не могло не быть.
Вместо того чтобы менять монетарную политику, украинские власти в борьбе с инфляцией пошли в другом направлении. Это направление выбрал авторитарный любитель госплана Лукашенко, продемонстрировав миру провал в достижении ценовой стабильности.
На ценовом регулировании настоял президент Турции Эрдоган, получив годовую инфляцию в 2021 году более 35% и болезненную девальвацию национальной валюты. В начале января курс турецкой лиры к доллару был 7,05 лир за $1, а 10 января 2022 года – 13,8 лир за $1.
Проблемы для производителей
Последствия государственного регулирования цен описаны на тысячах примеров более 100 стран мира в течение многих столетий.
Производители товаров, цены на которые фиксируются правительством, в ответ снизят качество товаров, уменьшат объем упаковки и сузят ассортимент.
Если цены на сырье или комплектующие будут расти так, что выведут производителя в минус (при условии соблюдения ценового потолка), он вынужден будет прекратить производство или же договариваться с контролерами о том, чтобы те не наказывали его за нарушение ценового императива. Значит, Украина получит еще один источник коррупции – ценовой договорняк.
Чтобы компенсировать потери от продажи товаров, цены на которые фиксируются, компании будут перекладывать издержки на новые товары, с новыми брендами. Если такой возможности нет, производства будут закрываться, а инвесторы еще больше отворачиваться от Украины.
Как можно спланировать реализацию инвестиционного проекта, если вдруг правительство страны решит в какой-то момент запретить свободное ценообразование? Рост неопределенности добавляет инвестиционного пессимизма. Он ведет к стагнации, ухудшению состояния бюджета и проигрышу Украины на региональном рынке труда.
В такой ситуации о защите социально уязвимых украинцев от высокой инфляции можно забыть.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.