Старший вице-президент Visa Вера Платонова, 43, рассказывает о возобновлении бизнеса и торговой активности населения, расходах беженцев за границей и что происходит с платежами на оккупированных территориях. Интервью.
До полномасштабного вторжения России киевский офис платежной системы Visa был полноценным региональным хабом, охватывавшим 17 стран от Юго-Восточной Европы до Кавказа и Центральной Азии.
В результате часть его функций перебрали временные подразделения в Болгарии и Чехии, но две трети менеджеров остаются в Украине, рассказывает вице-президент Visa Вера Платонова. «Я была поражена, когда люди работали из бомбоубежищ, чтобы, например, завершить настройки для Центральной Азии или для Балканских стран», – говорит она.
По данным НБУ, по состоянию на 1 июля украинцы имели на руках 18,8 млн активных карт Visa. Что с ними происходило в начале вторжения, как изменилась ситуация сейчас и как это характеризует военную реальность для Украины?
Платонова поделилась с Forbes данными Visa о платежной активности украинцев за последние полгода. Как их можно интерпретировать?
Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью Веры Платоновой.
«10% МСБ оборотом до $35 000 в месяц прекратили существование»
Как война повлияла на активность держателей карт Visa в Украине?
Мы не можем делиться абсолютными показателями, но можем показать относительные значения.
Если сравнить с февралем, взяв значение в этом месяце за 100%, дневной объем снятия наличных в марте «просел» до 58%, а платежи за товары и услуги – до 73%. Из-за сложностей с инкассацией в банкоматах в марте популярной стала услуга снятия наличных денег в кассах магазинов: «плюс» 20% по объему транзакций по сравнению с февралем. В июне этот показатель вернулся к довоенным показателям.
В июне снятие наличных составило уже 77% от февральского показателя, а торговые операции выросли до 107%. То есть, мы можем сказать, что Украина вернулась к довоенным объемам расходов в торговых сетях и интернет-платежах.
Что в это время происходило с карточками за границей?
С февраля объемы оплаты беженцами товаров и услуг картами стабильно увеличивались. Максимального уровня они достигли в мае, после чего начали несколько снижаться. Но в июне объем таких платежей по-прежнему превышал февральские показатели в пять раз.
Зарубежные расходы в целом на 50% выше довоенных показателей. Основные категории платежей – продукты питания, расходы на автомобиль (СТО, горючее – часть украинцев выехали на собственном авто), а также одежда и товары повседневного потребления.
Самые большие «скачки» по снятию наличных денег за рубежом были в марте (на 633% больше, чем в феврале) и мае (846%).
В июне показатель несколько снизился – до 634%. Сработали лимиты НБУ. С каждых $100, потраченных за границей с помощью платежной карты, $47 приходилось на снятие наличных. В феврале этот показатель был вдвое меньше – $21.
Какие необычные особенности в платежах можно выделить за время войны?
В марте средняя сумма сделки без наличия карты вне Украины увеличилась на 254%. Такой резкий скачок в марте–апреле объясняется ростом, в частности, объемов quasi cash транзакций.
Это была в какой-то мере паническая реакция определенной категории людей, которые понимают как пользоваться криптокошельками и разными квази-решениями. Открывались счета в Revolut и Wise, и мы видели, что через эти каналы был существенный отток средств. НБУ довольно быстро отреагировал и ввел регулятивные меры, и сегодня этот отток остановился.
Также сильно выросли объемы P2P-транзакций. Они стали средством для криптоплатежей за границей и внутри страны. Это также волонтерский инструмент.
Отдельно рост P2P является следствием перетока классических торговых платежей МСБ, ранее осуществляемых через POS-терминалы, в сферу Р2Р.
В Украине в июне по сравнению с февралем дневной объем операций «с карты на карту» увеличился на 143%. С началом войны средняя сумма P2P-транзакций выросла более чем на 50%, однако в июне наметился спад. За рубежом с начала войны средняя сумма операций «с карты на карту» по сравнению с довоенной базой повысилась более чем на 1000%. В июне дневные объемы переводов составляли почти на 1500% довоенного уровня.
Что можно сказать на основе ваших данных о возобновлении работы МСБ?
Если проанализировать сегмент с месячным оборотом до $35 000, то свыше 10% прекратили существование. Из того, что мы видим, не могут полноценно восстановиться предприятия ресторанного бизнеса, пошива и торговли одеждой, сферы отдыха и SPA-услуг. Они почти исчезли или показывают незначительные показатели в наших цифрах. Снизилась доля транзакций в сегменте электронной коммерции. По-видимому, этот сегмент тоже частично перешел в Р2Р.
«Visa прекратила сотрудничество с российскими банками»
Какую долю бизнеса потеряла глобальная Visa из-за закрытия офиса в России?
Visa более 20 лет развивала бизнес в РФ, и закрытие офиса оказало определенное влияние на финансовые показатели. Пока компания прекратила какое-либо сотрудничество с российскими банками и не поддерживает процессинг карт на территории РФ: карты Visa не работают, ими невозможно платить в онлайне за глобальные сервисы. Мы строго соблюдаем санкционные правила и сотрудничаем в этом вопросе с банками.
Сколько Visa потеряла из-за выхода из РФ
В глобальном финансовом отчете компании за второй финансовый квартал отмечено, что Visa зафиксировала убыток в размере $35 млн в результате ликвидации российской дочерней компании. Также Visa потратила $25 млн на поддержку своих сотрудников в России и Украине.
В каком случае россияне могут получить карту Visa?
Если российский эмигрант получил налоговый номер или вид на временное проживание в другой стране и местное законодательство легально разрешает открыть счет в банке, тогда он может получить и карточку местного банка.
Работают ли карты Visa на временно оккупированных территориях и ОРДЛО? Что там происходит сейчас с платежами?
Важно разграничить новые и старые оккупированные территории. На подсанкционных с 2014–2015 годах территориях Visa не работает. На новых временно оккупированных территориях все зависит от того, продолжают ли работать украинские банки. Большинство банков не могут вести работу в серой зоне: отделения закрыты, инкассация и эквайринг не производятся, соответственно, и мы не работаем. Видим, что на новых оккупированных территориях пользователи переходят в цифровые каналы обслуживания, чтобы получить банковские услуги. Это возможно, поскольку они граждане Украины.
«PayPal будет в большом тренде в Украине»
Visa с 1 марта отменила все местные транзакционные комиссии для украинских банков, чтобы поддержать торгово-сервисные предприятия, и обнулила интерчейндж. Как долго шла такая льгота и чем еще компания помогла Украине во время войны?
Когда началась война, государство обратилось к нам с просьбой помочь бизнесу. Можно сказать, что мы обнулили интерчейндж и комиссии для торговцев, которые они платят банкам.
Три месяца работали в таком режиме, но постепенно с возобновлением бизнес-активности решили вернуть интерчейндж до уровня 0,3%. Внутренние межбанковские и эквайринговые комиссии для платежей на благотворительные цели были отменены до 31 мая.
Надеемся, что осенью государство даст зеленый свет, и мы сможем возобновить полноценную работу.
В Украину при вашем содействии зашла платежная система PayPal. Пользуется ли она спросом?
Мы давно контактировали с PayPal вместе с глобальным офисом Visa и Минцифры. Война ускорила их решение зайти в Украину, однако также пригодилась платформа Visa Direct, благодаря которой средства из кошелька PayPal можно перечислять на карты украинских банков. Раньше этот функционал был недоступен украинцам.
Как отчитывался ранее глава Минцифры Михаил Федоров, по состоянию на май украинские граждане открыли более 200 000 кошельков PayPal и отправили и получили платежи на сумму более $200 млн.
Сейчас часть функционала PayPal попадает под ограничение НБУ по поводу quasi cash операций, так же, как и переводы средств на Revolut и Wise. Но уверена, что после войны и снятия ограничений PayPal будет в большом тренде в Украине.
Какой вы видите работу Visa в последующие месяцы во время войны и в послевоенной Украине?
Сотрудничество с государством – это одно из трех важнейших направлений, кроме социальной миссии, поддержки финансового сектора и стабильности платежной инфраструктуры. Мы активно сотрудничаем с Минцифрой и командой «Дія.Бізнес». Уверена, что «Дія» – это уникальная платформа, ей нет аналогов в мире.
Построение финансовых сервисов на базе «Дія», прежде всего речь идет о поддержке и социальной карте, – новый шаг в понимании социальных выплат. «Дія» стала первым некоммерческим государственным приложением, которое подключено к нашей платформе Cybersource. Оно обеспечивает более надежные, быстрые и бесперебойные оплаты, поскольку платежная компонента «Дія» подключена напрямую к ядру нашей сети VisaNet.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.