Украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt. /Getty Images
Категория
Война
Дата

Как украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt (пока виртуально). Репортаж Time. 

Украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt. Фото Getty Images

Бывший чиновник, а ныне лейтенант ВСУ Александр Горган далек от авиации. Довоенные связи помогли ему достучаться до высшего руководства и создать центр подготовки пилотов американских штурмовиков A-10 Thunderbolt. Самолеты еще не поставляют в Украину, но летчиков решили готовить заранее, пишет Time. Forbes выбрал главное из статьи.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 всього чотири дні. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Мартовским днем 2022-го Александр Горган, 46, лежал под плотным артобстрелом в окопе недалеко от Киева. Он слышал, как командир взвода пытается вызвать огневое прикрытие, но ударить в ответ было нечем. Зажатый в своем тесном укрытии, Горган мечтал услышать единственный звук: гул реактивных двигателей американского самолета A-10 Thunderbolt II. Этот штурмовик, получивший прозвище «Бородавочник», был создан в годы холодной войны для уничтожения советских танков и оказания ближней огневой поддержки пехоте.

В детстве Горган видел кадры, как «Бородавочники» громят колонны иракской техники во время войны в Персидском заливе. Горган – верующий, но под артобстрелом мечтал не о божьей помощи. «В таких ситуациях лучше надеяться на что-то более осязаемое. Я думал, что был бы счастлив услышать грохот авиационной пушки A-10», – рассказывает Горган журналисту Time.

Следующие полгода Горган, бывший чиновник, а ныне лейтенант украинской армии, вместе с несколькими украинцами и отставными американскими пилотами A-10 пытался организовать поставки устаревших американских «Бородавочников» в Украину. Они надеялись защитить украинскую пехоту от шквального огня российской артиллерии и переломить ход войны. Задача не из легких. США с опаской относятся к передаче Украине сложных систем вооружения. И хотя A-10 хорошо справляется с атаками на танковые колонны, он уязвим для российских истребителей и зенитно-ракетных комплексов, действующих в Украине. В последние месяцы и Киев, и Вашингтон откладывали решение о передаче самолетов.

из личного архива

Довоенные связи помогли Александру Горгану достучаться до высшего руководства и создать центр подготовки пилотов американских штурмовиков A-10 Thunderbolt. Фото из личного архива

Но Горган заручился поддержкой бывшего одноклассника, а ныне украинского бизнесмена, и убедил украинское военное руководство и зарубежных партнеров помочь в создании секретного учебного центра. Украинские пилоты осваивают навыки пилотирования A-10 на сложных авиатренажерах и готовятся к тому дню, когда США поставят Украине эти самолеты. Центр создавался «на ходу» из готовых компонентов под руководством отставных американских военных-добровольцев.

Пентагон и ЦРУ потратили бы на программу секретного обучения пилотов массу времени и денег. Украинцы просто организовали краудсорсинг. «Украинцы удивили нас тем, насколько инновационными они могут быть», – говорит бывший посол США в Украине Билл Тейлор, который знает Горгана более 15 лет.

Реальные пилоты виртуальных штурмовиков А-10

Для секретности корреспондента Time привезли в учебный центр с завязанными глазами. Экскурсию проводит один из инструкторов. В небольшом двухкомнатном помещении – фотографии A-10 Thunderbolt и плакаты с лозунгом «Сохраняй спокойствие и бей советские танки». В комнате пять украинских пилотов учатся на тренажерах. Если бы не военная форма, то их можно было бы принять за геймеров. На каждом рабочем месте – реалистичные органы управления самолетом: штурвал и рукоятка управления двигателем. На курсантах – очки виртуальной реальности, подключенные к мощным компьютерам. Это не секретные разработки: большинство компонентов пожертвовали представители игрового сообщества, которые создают авиасимуляторы для развлечений.

Под очками виртуальной реальности на всех пилотах надеты лыжные маски. Обычно на подготовку летчика уходят годы и миллионы долларов. «Они ценнее генералов», – говорит Горган. Еще до российского вторжения личность каждого украинского летчика-истребителя держали в тайне из-за риска покушений. Но секретность – не главная проблема, с которой столкнулся предприниматель при создании центра.

Вначале Горган нашел в интернете совместную статью бывшего постоянного представителя США в НАТО Курта Волкера и бывшего командующего союзными войсками в Европе Филипа Бридлава. Оба отставных военных предлагали отправить Украине штурмовики А-10. Уже через несколько дней Горган переписывался с Бридлавом. Тот подробно объяснил украинцу главные трудности. Первая – угрозы, которые несут авиация и ПВО противника. А-10 – отличный самолет для уничтожения наземных целей, но ему нужна помощь в виде средств радиоэлектронной борьбы и подавления вражеских ПВО. Вторая – отсутствие у Украины пилотов А-10.

Getty Images

Американские летчики осматривают бомбу, загруженную на самолет A-10 Thunderbolt II на авиабазе Осан в Пхёнтхэке, Южная Корея, 20 сентября 2019 года. Фото Getty Images

Эта проблема казалась неразрешимой: нет летчиков – не получить самолеты, нет самолетов – не на чем учить летчиков. Тогда Горган начал искать в интернете все о подготовке и тактике пилотов A-10. Он наткнулся на богатую кладовую информации, посвященную «Бородавочникам». На одном из YouTube-каналов он увидел кадры 2020-го, как американские летчики на авиабазе в Тусоне отрабатывают в гарнитурах виртуальной реальности сложные маневры на авиасимуляторах. Вот как Украина может подготовить пилотов, подумал Горган.

До войны Горган руководил одним из районов к северу от Киева и владел юридической фирмой. Статус многодетного отца освобождал Горгана от мобилизации. Но он хотел служить и получил звание лейтенанта ВСУ. Офицеру низкого ранга непросто убедить высокое начальство создать учебный центр. Горган позвонил своему бывшему начальнику и однокурснику по бизнес-школе девелоперу Андрею Вавришу. Они два часа просидели в Land Rover Defender Вавриша рядом с казармой Горгана, и тот рассказал все, что знал о штурмовиках А-10. «Я чувствовал себя проповедником», – говорит Горган. Вавриш согласился финансировать проект и купить необходимое оборудование. Кроме того, он представил идею другому однокурснику по бизнес-школе – замминистра обороны Александру Полищуку. Тот донес информацию до командования ВВС Украины, которое согласилось подобрать пилотов.

Когда речь идет о самолетах, нужно начать подготовку пилотов заранее, пояснил Полищук корреспонденту Time. «У нас еще нет политического решения, но есть определенные политические сигналы о том, что в какой-то момент мы можем получить это оружие», – говорит он.

из личного архива

Бизнесмен Андрей Вавриш помог организовать виртуальное обучение украинских пилотов. Фото из личного архива

Решения о поставках боевых самолетов пока нет

Украинских военные высшего ранга говорят, что рассматривают возможность подачи официального запроса на поставки A-10. Но решение о том, когда и стоит ли официально просить американцев дать эти самолеты, еще не принято. В конце июля министра ВВС США Фрэнка Кендалла спросили, рассмотрят ли США заявку на предоставление штурмовиков A-10. Чиновник не исключил таких поставок в долгосрочной перспективе. «С более старыми американскими системами это возможно», – сказал он , выступая на Форуме по безопасности в Аспене.

По словам пресс-секретаря минобороны США Роберта Дитчи, на переговорах между Пентагоном и украинским руководством этим летом в приоритете обсуждались поставки различных вооружений – реактивных систем дальнего действия, противорадарных авиационных ракет AGM-88 HARM, а также артиллерии, радаров и беспилотников. О штурмовиках A-10 или истребителях F-15 или F-16 речь не шла. Такие самолеты требуют «значительной подготовки и крупных многолетних инвестиций в обслуживание, инфраструктуру и другие сферы», – сказал Дитчи.

Но, по словам Горгана, последние несколько месяцев украинским пилотам помогали в интернете как действующие, так и отставные американские пилоты A-10. Они подсказывали, где на открытых интернет-форумах искать нужное программное обеспечение и руководства. «Американские пилоты и инструкторы были крайне избирательны в том, какую помощь оказывали, – говорит Горган. – Они ясно дали понять, что не могут и не будут передавать никакой секретной информации». Старые руководства и программы можно найти в открытом доступе, говорит Горган, «но без советов американских пилотов мы бы не знали, что искать и какие методики изучать глубже». Оказывается, одним из самых эффективных инструментов современной войны может стать умелый поиск в интернете и настойчивость. «Новая реальность такова, что, проявив немного инициативы, вы можете связаться с кем угодно», – говорит Горган.

Во время экскурсии по учебному центру инструктор усадил репортера Time за тренажер и помог настроить гарнитуру виртуальной реальности. В виртуальной кабине с поразительной точностью воспроизведена вся авионика самолета – от управления радиосвязью до экрана радара. Под крыльями штурмовика подвешены различные типы вооружений. Нажатием на кнопку приводилась в действие скорострельная авиационная пушка. Из-за ее характерного ревущего звука «Бородавочник» получил свое прозвище. Симулятор оказался настолько реалистичным, что через несколько минут виртуальный полет вызывал у репортера головокружение и инструктор нажал на кнопку катапультирования. «Европа и Америка уже понимают, что Путин – угроза для всего мира, – говорит он. – Сегодня эта угроза на нашей территории, гибнут наши дети. Все, о чем мы просим, – это оружие для их защиты».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине