Украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt. /Getty Images
Категория
Война
Дата

Как украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt (пока виртуально). Репортаж Time. 

5 хв читання

Украинские летчики учатся управлять американскими штурмовиками А-10 Thunderbolt. Фото Getty Images

Бывший чиновник, а ныне лейтенант ВСУ Александр Горган далек от авиации. Довоенные связи помогли ему достучаться до высшего руководства и создать центр подготовки пилотов американских штурмовиков A-10 Thunderbolt. Самолеты еще не поставляют в Украину, но летчиков решили готовить заранее, пишет Time. Forbes выбрал главное из статьи.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Мартовским днем 2022-го Александр Горган, 46, лежал под плотным артобстрелом в окопе недалеко от Киева. Он слышал, как командир взвода пытается вызвать огневое прикрытие, но ударить в ответ было нечем. Зажатый в своем тесном укрытии, Горган мечтал услышать единственный звук: гул реактивных двигателей американского самолета A-10 Thunderbolt II. Этот штурмовик, получивший прозвище «Бородавочник», был создан в годы холодной войны для уничтожения советских танков и оказания ближней огневой поддержки пехоте.

В детстве Горган видел кадры, как «Бородавочники» громят колонны иракской техники во время войны в Персидском заливе. Горган – верующий, но под артобстрелом мечтал не о божьей помощи. «В таких ситуациях лучше надеяться на что-то более осязаемое. Я думал, что был бы счастлив услышать грохот авиационной пушки A-10», – рассказывает Горган журналисту Time.

Следующие полгода Горган, бывший чиновник, а ныне лейтенант украинской армии, вместе с несколькими украинцами и отставными американскими пилотами A-10 пытался организовать поставки устаревших американских «Бородавочников» в Украину. Они надеялись защитить украинскую пехоту от шквального огня российской артиллерии и переломить ход войны. Задача не из легких. США с опаской относятся к передаче Украине сложных систем вооружения. И хотя A-10 хорошо справляется с атаками на танковые колонны, он уязвим для российских истребителей и зенитно-ракетных комплексов, действующих в Украине. В последние месяцы и Киев, и Вашингтон откладывали решение о передаче самолетов.

из личного архива

Довоенные связи помогли Александру Горгану достучаться до высшего руководства и создать центр подготовки пилотов американских штурмовиков A-10 Thunderbolt. Фото из личного архива

Но Горган заручился поддержкой бывшего одноклассника, а ныне украинского бизнесмена, и убедил украинское военное руководство и зарубежных партнеров помочь в создании секретного учебного центра. Украинские пилоты осваивают навыки пилотирования A-10 на сложных авиатренажерах и готовятся к тому дню, когда США поставят Украине эти самолеты. Центр создавался «на ходу» из готовых компонентов под руководством отставных американских военных-добровольцев.

Пентагон и ЦРУ потратили бы на программу секретного обучения пилотов массу времени и денег. Украинцы просто организовали краудсорсинг. «Украинцы удивили нас тем, насколько инновационными они могут быть», – говорит бывший посол США в Украине Билл Тейлор, который знает Горгана более 15 лет.

Реальные пилоты виртуальных штурмовиков А-10

Для секретности корреспондента Time привезли в учебный центр с завязанными глазами. Экскурсию проводит один из инструкторов. В небольшом двухкомнатном помещении – фотографии A-10 Thunderbolt и плакаты с лозунгом «Сохраняй спокойствие и бей советские танки». В комнате пять украинских пилотов учатся на тренажерах. Если бы не военная форма, то их можно было бы принять за геймеров. На каждом рабочем месте – реалистичные органы управления самолетом: штурвал и рукоятка управления двигателем. На курсантах – очки виртуальной реальности, подключенные к мощным компьютерам. Это не секретные разработки: большинство компонентов пожертвовали представители игрового сообщества, которые создают авиасимуляторы для развлечений.

Под очками виртуальной реальности на всех пилотах надеты лыжные маски. Обычно на подготовку летчика уходят годы и миллионы долларов. «Они ценнее генералов», – говорит Горган. Еще до российского вторжения личность каждого украинского летчика-истребителя держали в тайне из-за риска покушений. Но секретность – не главная проблема, с которой столкнулся предприниматель при создании центра.

Вначале Горган нашел в интернете совместную статью бывшего постоянного представителя США в НАТО Курта Волкера и бывшего командующего союзными войсками в Европе Филипа Бридлава. Оба отставных военных предлагали отправить Украине штурмовики А-10. Уже через несколько дней Горган переписывался с Бридлавом. Тот подробно объяснил украинцу главные трудности. Первая – угрозы, которые несут авиация и ПВО противника. А-10 – отличный самолет для уничтожения наземных целей, но ему нужна помощь в виде средств радиоэлектронной борьбы и подавления вражеских ПВО. Вторая – отсутствие у Украины пилотов А-10.

Getty Images

Американские летчики осматривают бомбу, загруженную на самолет A-10 Thunderbolt II на авиабазе Осан в Пхёнтхэке, Южная Корея, 20 сентября 2019 года. Фото Getty Images

Эта проблема казалась неразрешимой: нет летчиков – не получить самолеты, нет самолетов – не на чем учить летчиков. Тогда Горган начал искать в интернете все о подготовке и тактике пилотов A-10. Он наткнулся на богатую кладовую информации, посвященную «Бородавочникам». На одном из YouTube-каналов он увидел кадры 2020-го, как американские летчики на авиабазе в Тусоне отрабатывают в гарнитурах виртуальной реальности сложные маневры на авиасимуляторах. Вот как Украина может подготовить пилотов, подумал Горган.

До войны Горган руководил одним из районов к северу от Киева и владел юридической фирмой. Статус многодетного отца освобождал Горгана от мобилизации. Но он хотел служить и получил звание лейтенанта ВСУ. Офицеру низкого ранга непросто убедить высокое начальство создать учебный центр. Горган позвонил своему бывшему начальнику и однокурснику по бизнес-школе девелоперу Андрею Вавришу. Они два часа просидели в Land Rover Defender Вавриша рядом с казармой Горгана, и тот рассказал все, что знал о штурмовиках А-10. «Я чувствовал себя проповедником», – говорит Горган. Вавриш согласился финансировать проект и купить необходимое оборудование. Кроме того, он представил идею другому однокурснику по бизнес-школе – замминистра обороны Александру Полищуку. Тот донес информацию до командования ВВС Украины, которое согласилось подобрать пилотов.

Когда речь идет о самолетах, нужно начать подготовку пилотов заранее, пояснил Полищук корреспонденту Time. «У нас еще нет политического решения, но есть определенные политические сигналы о том, что в какой-то момент мы можем получить это оружие», – говорит он.

из личного архива

Бизнесмен Андрей Вавриш помог организовать виртуальное обучение украинских пилотов. Фото из личного архива

Решения о поставках боевых самолетов пока нет

Украинских военные высшего ранга говорят, что рассматривают возможность подачи официального запроса на поставки A-10. Но решение о том, когда и стоит ли официально просить американцев дать эти самолеты, еще не принято. В конце июля министра ВВС США Фрэнка Кендалла спросили, рассмотрят ли США заявку на предоставление штурмовиков A-10. Чиновник не исключил таких поставок в долгосрочной перспективе. «С более старыми американскими системами это возможно», – сказал он , выступая на Форуме по безопасности в Аспене.

По словам пресс-секретаря минобороны США Роберта Дитчи, на переговорах между Пентагоном и украинским руководством этим летом в приоритете обсуждались поставки различных вооружений – реактивных систем дальнего действия, противорадарных авиационных ракет AGM-88 HARM, а также артиллерии, радаров и беспилотников. О штурмовиках A-10 или истребителях F-15 или F-16 речь не шла. Такие самолеты требуют «значительной подготовки и крупных многолетних инвестиций в обслуживание, инфраструктуру и другие сферы», – сказал Дитчи.

Но, по словам Горгана, последние несколько месяцев украинским пилотам помогали в интернете как действующие, так и отставные американские пилоты A-10. Они подсказывали, где на открытых интернет-форумах искать нужное программное обеспечение и руководства. «Американские пилоты и инструкторы были крайне избирательны в том, какую помощь оказывали, – говорит Горган. – Они ясно дали понять, что не могут и не будут передавать никакой секретной информации». Старые руководства и программы можно найти в открытом доступе, говорит Горган, «но без советов американских пилотов мы бы не знали, что искать и какие методики изучать глубже». Оказывается, одним из самых эффективных инструментов современной войны может стать умелый поиск в интернете и настойчивость. «Новая реальность такова, что, проявив немного инициативы, вы можете связаться с кем угодно», – говорит Горган.

Во время экскурсии по учебному центру инструктор усадил репортера Time за тренажер и помог настроить гарнитуру виртуальной реальности. В виртуальной кабине с поразительной точностью воспроизведена вся авионика самолета – от управления радиосвязью до экрана радара. Под крыльями штурмовика подвешены различные типы вооружений. Нажатием на кнопку приводилась в действие скорострельная авиационная пушка. Из-за ее характерного ревущего звука «Бородавочник» получил свое прозвище. Симулятор оказался настолько реалистичным, что через несколько минут виртуальный полет вызывал у репортера головокружение и инструктор нажал на кнопку катапультирования. «Европа и Америка уже понимают, что Путин – угроза для всего мира, – говорит он. – Сегодня эта угроза на нашей территории, гибнут наши дети. Все, о чем мы просим, – это оружие для их защиты».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд