Из магазинов исчезает брендовая одежда. Причин несколько – падение спроса и проблемы международных ритейлеров с оплатой заказов. Но это шанс для украинских производителей одежды, у которых тоже много проблем.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Товара на складах достаточно, но не весь актуален, – говорит CEO мультибрендового fashion-ритейлера ARGO Павел Савчук. – Продаем то, что приехало в январе – феврале». ARGO, у которого в Украине 52 магазина, где продаются бренды Benetton, Mango и другие, сократил импорт более чем вдвое. Не все летние коллекции, которые обычно завозятся в Украину в марте – апреле, доехали до ТРЦ, говорит Савчук.
Импорт одежды и обуви во время войны, по оценке консалтинговой компании Pro-Consulting, снизился почти на 60%. Международные fashion-бренды – основные игроки украинского ритейла. В 2019–2020 годах, по данным ассоциации «Укрлегпром», они заняли более половины всего рынка, еще свыше 30% – контрабанда и секонд-хенд, украинские производители завоевали лишь 11%. Все они делили рынок в объеме почти 60 млрд грн.
На украинский рынок до сих пор не вернулись все международные операторы. Например, закрыты магазины Zara, Pull & Bear, Bershka и шведский H&M.
В Украину также не доехали футболки, которые сеть Intertop заказала еще до войны. В общей сложности ритейлер, в портфеле которого более 200 мировых брендов, завез в Украину только 40–45% заказанных коллекций. Их, как и другую одежду, стало сложнее заказывать: банки перестали гарантировать оплату долгов ритейлеров.
К тому же одежда, например футболки и обувь, не входят в перечень критического импорта, который ввели в начале войны. Поэтому компании не могут закупать валюту для оплаты одежды или обуви. «Уже идет заказ коллекций на весну – лето 2023, – разводит руками CEO «Intertop Украина» Сергей Бадритдинов. – Мы даже не можем выплатить долги, чтобы заказать хоть что-нибудь».
В дефиците окажется легкая летняя одежда, говорит Савчук из ARGO. Если валютные ограничения не ослабят, нехватка одежды и обуви увеличится еще больше через полгода, объясняет Бадритдинов. «Будет дефицит, – говорит он. – Мы производим только 20% одежды и обуви в Украине. Этого недостаточно».
В ARGO во избежание проблем с оплатой заказывают одежду через компании партнеров в Европе. «По сути переводим задолженность с поставщика на них, – объясняет Савчук. – Это трехсторонние договоры».
Компания также частично заменяет бренды, которых недостаточно в магазинах, одеждой собственной марки Equilibri. Ее отшивают подрядчики под Одессой и на западе Украины и через несколько недель доставляют в магазины. «Мы добавляем в ассортимент новые модели, которые производим под нужды рынка», – говорит Савчук. К примеру, патриотические футболки, пользующиеся спросом. До войны доля собственной марки на полках была 10–15%, сейчас может достигать 30%, говорит Савчук.
Шанс для украинских изготовителей?
Дефицит импортной одежды – шанс для украинских производителей, чтобы нарастить долю продаж. Украинские бренды могут увеличить спрос на свою продукцию, считает гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов.
Чтобы часть покупателей осталась у локальных игроков, нужно, чтобы магазины Zara и других игроков были закрыты около года, говорит Савчук из ARGO. У международных брендов достаточно рычагов для возвращения своей доли. Часть международных брендов уже идут на уступки: уменьшают долги на ввозимый товар или отдают коллекции с большими скидками, чем раньше.
«Предложение ограничено, и люди покупают украинское, – объясняет Савчук. – Степень патриотизма выше, чем до войны». В 2014 году волна патриотизма после Революции достоинства повысила спрос на made in Ukraine. На ней поднялись несколько отечественных марок: VOVK, Must Have, Goldi и aTan.
Сейчас ситуация другая – у людей нет денег, говорит владелец сети aTan Андре Тан. Его сеть после 2014-го выросла втрое, до 52 магазинов (из них только 16 сегодня работают). Выручка открытых магазинов упала в три раза, в некоторых случаях – в четыре-пять. Похожая ситуация и у других игроков рынка: у Must Have продажи в мае упали на 60%. У мультибрендовых ARGO и Intertop – на 30–40%.
Смог сохранить объемы на уровне прошлого года украинский производитель Goldi, у которого 25 магазинов. Помогли продажи повседневной одежды. «Но прошлый год – это тоже было выживание из-за пандемии», – говорит совладелец Goldi Олег Червонюк.
«Сейчас показатели хуже, чем в СOVID», – говорит совладелица Must Have Анна Коваленко. Поэтому ее компания на 50% сократила коллекцию на весенне-летний сезон, чтобы не копить остатки на складах.
Украинской одежды достаточно, чтобы заменить импорт. «У украинских брендов много остатков на складах», – говорит Тан. В свои магазины он отгрузил всего 20% сшитой весенне-летней коллекции (в коллекции 65 000 единиц одежды). Остальная одежда, если не продастся оптовикам в Европе, появится в магазинах и летом 2023-го.
Что дальше? Чтобы вернуться к довоенным оборотам в суперконкурентной нише недорогой одежды, Тан выходит в Европу. Это единственный шанс не утонуть, а после нарастить долю на рынке. Его магазины осенью по франшизе откроются в Австрии, Великобритании, Испании и Италии.
Но партнеры, которые хотят их открывать или покупать одежду у него оптом, расценивают как риск то, что производство в Украине может пострадать и они останутся без товара. Во избежание этого склад с одеждой Тан планирует открыть в Европе, например в Польше. Одна из трех его фабрик пострадала в результате боевых действий.
Еще одна цель – вместе с другими девятью брендами, в числе которых одежда дизайнеров Лилии Литковской, Кати Сильченко, увеличить экспорт одежды. Чтобы получить заказы в Европе, Тан и компания поедут на выставки моды в Германию, Италию и Францию, где байеры закупают коллекции. Чтобы представить стенд с украинской одеждой, бренды привлекают финансирование у Европейского банка реконструкции и развития. Пока его еще не согласовали.
Но шанс зайти в нишу в Европе есть только в премиум-сегменте, отмечает Тан. «Теперь задача – создавать дополнительную стоимость товара и продавать его в Европе, – говорит он. – Наши дизайнеры уже доказали, что могут продаваться по всему миру».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.