Государственная служба деградировала в профессионализме и качестве. Там созданы токсичные условия для талантов.
Новый общественный договор может изменить систему и привлечь лучших, считает Роман Бондарь, управляющий директор Korn Ferry Ukraine, эксперт по подбору эффективных команд
С 2014 года мы видели несколько волн прихода на государственную службу людей, которые на своей энергии, профессиональном опыте и силе воли меняли страну. У большинства этих историй – печальный или, в лучшем случае, нейтральный конец. Государству так и не удалось стать магнитом для талантливых реформаторов.
Пять причин, почему
Причина 1. Плохой бренд работодателя и депрофессионализация
На госслужбу нет очереди из желающих. Это не самая желанная работа в мире, мягко говоря. В массовом коллективном сознании украинский чиновник – недалекий, бесполезный жулик. Главный смысл которого – лояльно прислуживать вышестоящим руководителям, которые периодически сменяются, как времена года, оставляя после себя горы новой макулатуры, презентаций и планов действий. Как вознаграждение чиновник получает возможность паразитировать на своей зоне ответственности, мутить темы и договариваться, эксплуатируя государственный ресурс и взимая коррупционную ренту в свою пользу.
Такой имидж госслужбы, как организации, не рождает удовлетворения и доверия у клиентских аудиторий – населения страны. Посмотрите социологию замера доверия к госаппарату и хронически низкие показатели на протяжении последних лет. Согласно опросу Центра Разумкова в сентябре-октябре 2022 года, государственным учреждениям доверяло 55% из опрошенных тогда – 2021 респондент в 112 населенных пунктах.
Хроничность заболевания налицо. Причина такой статистики – государственная служба деградировала в профессионализме и качестве. Сработала отрицательная селекция – лучшие ушли с должностей, а остальные остались и заняли руководящие позиции. Если в министерствах и центральных аппаратах центральных органов власти еще куда не шло, то в регионах, на местах, ситуация критическая.
На государственной службе престижем и не пахнет. Небольшой удельный вес чудом оставшихся профессионалов лишь усугубляет общую драму. Кроме стабильной занятости, государство не в состоянии ничего предложить: ни льгот, ни статуса, ни славы, ни развития, ни карьерного роста. Если бы такими параметрами характеризовалась компания в частном секторе, она давно бы обанкротилась.
Причина 2. Структура государства Украина
За годы независимости она причудливо росла и развивалась с точки зрения структурного дизайна органов управления, их предназначения, миссии, реализуемых политик и задач. Министерства и органы власти создавались, объединялись, ликвидировались без особой логики.
Каждое новое правительство за последние 15 лет добавляло свой вклад в хаотическое перемешивание зон ответственности.
Количество органов власти, численность и функции, за это время как минимум удвоились. Их ответственность и функционал образовались под воздействием политической воли, а не рациональных аргументов и правил организационного дизайна.
На каждый государственный орган нормативными актами и регуляцией возложили множество задач. Большинство из которых не имеют практической ценности, но для их реализации нужно содержать множество людей, которые делают отчеты, отвечают на запросы граждан, пишут справки. Система создает сама себе работу, не делать которую нельзя. Иначе — уголовное и административное преследование исполнителя, на которого возложена ответственность.
Вдобавок к этому культурному конфликту между старыми подхожами и новыми Украине досталась в наследие советская система, со всеми плюсами и минусами.
Из позитива – хорошо работающая система контроля, согласование действий и вшитый компенсаторный механизм от плохих решений (защита от дурака). Зато эта система необычайно устойчива к стрессу, выдерживает испытания и способна справиться с любым кризисом. Война — это хорошо показала. Несмотря на ужас военных действий, государственная машина работает, как часы. С перебоями, но выполняет свои функции.
Из минусов – жесткая колея традиций и устоявшихся практик, которая приводит к полному отсутствию инициативы, слабой способности меняться в соответствии с веяниями новых практик и нежеланию использовать современные технологии управления. Сколько бы реформаторов не приходило — эффект одинаков.
Чинить и редактировать изнутри невероятно сложно и требует экстраординарных усилий. Легче и надежней – создавать с нуля. Кейсы ДП «Прозорро» и ДП «Медицинские закупки Украины» говорят сами за себя.
Причина 3. Система вознаграждения и стимулирования
Из-за отрыва от реальности, система вознаграждения и стимулирования госуправленцев на порядки отстает от уровней, которые внедрены в других сферах, например, бизнесе.
Размер компенсации в четыре-пять раз меньше, чем на позициях со схожим уровнем ответственности в частных компаниях. Такой разрыв приводит к коррупционным провокациям и демотивирует тех, кто внутри системы.
Негатива добавляет культура управления. В большинстве органов налицо стратегическая неясность. Документы долгосрочного планирования не актуализированы и слабо соответствуют требованиям реальности. Планы действий просрочены и часто не соблюдаются. С войной, которая перемешала все планы, все стало еще хуже.
Вдобавок отсутствует система управления по целям, нет оценки эффективности. Из-за этого невозможно сказать — хорошо выполняет государственный служащий свою работу или нет. Создает ли он ценность или просиживает штаны?
Отсутствие справедливого вознаграждения и стимулов к достижению целей приводит к тому, что для мотивации результата нет места, остается мотивация властью и стремление занять позицию для контроля над государственным ресурсом. Это создает идеальную среду для развития патогена коррупции, убивающего любые разговоры об эффективности в государстве.
Причина 4. Незрелый и ненастроенный репрессивный механизм
Со стороны ясно видно, что правоохранительная система не до конца осознает свое предназначение и задачи в демократическом государстве. Силовая и правоохранительная машина заточена на преследование и наказание любой аномалии. В этой парадигме все, что выбивается за рамки привычного, любое изменение сложившихся правил не имеет право на существование.
Агрессивное преследование с презумпцией вины включается по умолчанию. А добавив сюда политический компонент — получаем избирательность правосудия. Друзьям — все, врагам – закон.
Результат избирательности применения репрессий – реформы делать не выгодно, так как любая реформа –это аномалия, а значит, за тобой гарантированно придут. Сейчас, или как в случае с экс-министром инфраструктуры Андреем Пивоварским – через семь лет после увольнения с должности.
В таких условиях любой, кто приходит на работу в государство (не говоря уже о тех, кто работает в нем годами), главной целью ставит перед собой – не сесть в тюрьму, и исповедует правило «Лучше не делать, чем делать». Такой подход стимулирует работать «в рамках и в способ». А идеалистически настроенных реформаторов очень быстро приземляет первый запрос от антикоррупционных и правоохранительных органов.
Причина 5. Коррупция в системе госуправления
Эффективности работы государству мешают сотни налипших паразитов, сателлитов – решал, смотрящих, аффилированных бизнесменов, дельцов и прочих элементов, которые живут от коррупции в системе государственного управления.
Любой орган власти, какой не возьми, окружен сложной и агрессивной сетью теневых бенефициаров. Исторически построенные схемы коррупции, модели лоббирования и возврата бенефитов создают искаженную реальность, в которой любому реформатору приходится бороться не только с сопротивлением системы, но и с откровенным врагом, который находится за ее пределами.
Результат – токсичные условия для талантов
Пять вышеперечисленных «темных факторов» создают токсичные условия для захода талантливых людей. Особенно в условиях конкурентного рынка, когда за лучших борются все вокруг, включая бизнес. Сумма этих факторов создает отрицательный risk reward ratio, соотношений риска и награды.
Работая на госслужбе, ты не получаешь практически ничего, а потерять можешь очень много. В этом легко убедиться, задав себе вопрос, – кто из реформаторов последних десяти лет сделал себе карьеру после ухода из системы государства. Например, в частном бизнесе. На ум приходят единицы. А таких примеров должны быть тысячи, если бы государство хорошо выполняло функции живой и здоровой системы.
Но с этим нельзя мириться. Систему надо менять, так как впереди много испытаний.
Помимо ужасов и разрушений войны, с которыми нам предстоит бороться, нас ожидают очень сложные вызовы восстановления и возрождения Украины. Такие задачи требуют нестандартного мышления, экстраординарных лидерских качеств и управленческого таланта, чтобы провести нашу страну по максимально эффективной траектории. Нам нужны будут лучшие из лучших.
Выход – новый общественный договор
Что делать, чтобы государство смогло создать гравитационную мощь, которая будет притягивать лидеров во все сферы: от образования и культуры, до обороны и экономики, и реально ли это.
Опыт последних десяти лет показывает – реально. Примеры — кейсы Министерства цифровой трансформации, Укрпочты, Национального банка Украины, Укрпочты, ДП «Прозорро Продажи». Чтобы превратить одинокие примеры в обыденность нам нужны новая парадигма мышления о госслужбе. В которой быть госслужащим станет высшей честью, поводом для гордости и основанием для престижа. В которой работать на государство станут и смогут лучшие из лучших. В которой госслужащий на всех уровнях будет защищен, обучен и развит, его работа справедливо оценена и оплачена.
И это идеалистическое желание создает условия для разговора о новомый общественномый договоре по поводу роли, предназначения и создаваемой ценности со стороны государственного служащего.
В состав этого договора должны войти пять базовых позиций.
Первая – лидерство имеет значение.
Государство должно стремиться заполучить лучших. А так как лучшее тянется к лучшему, выдающийся лидер гарантировано соберет соберет вокруг себя выдающуюся команду, способную за ограниченное время достичь экстраординарных результатов.
Лидеры, способные на подобное, требуют к себе определенного отношения. Четких правил игры, полномочий на принятие решений, ясных целей и возможности собрать команду. Без этого минимума они не смогут взять ответственность за результат. Поэтому мандат на самостоятельные решения явзяется обязательной частью договора.
Также, война добавляет специй — не каждый сможет быть лидером, даже если будет готов к этому.
Особенность военного и поствоенного времени состоит в том, что большое значение будет играть то, где ты был после 24 февраля 2022 года. Что ты сделал для своей страны, для ее победы. Для лидеров будущего авторитет и право управлять изменениями будет базироваться на моральном капитале, накопленном во время самых темных времен войны, сколько бы она ни длилась.
Вторая – безжалостное сокращение численности и радикальная диджитализация.
Государство наполнено бессмысленными процессами, которые определены захламленным регуляторным полем. Сокращение бесполезных контролей, отмена бессмысленных функций, замена ручного труда алгоритмами высвободит умы государственных служащих от тупой конвейерной работы и сосредоточит их деятельность на разработке и реализации политик.
Перестройка органов управления и ликвидация лишних функций радикально сократит численность государственных служащих и высвободит фонд оплаты труда, необходимый для создания конкурентных зарплат. А редизайн процессов, а также их масштабная цифровизация открывают бесконечный потенциал по улучшению работы государства, снижают коррупцию и повышают эффективность, особенно в таких проблемных сферах, как таможня, налоговая, госзакупки.
Создание Центра правительства, аутсорсинг непрофильных функций, всеобъемлющая цифровизация, передача управления имуществом в ФГИУ, сокращение количества органов власти – все эти действия сделают правительство плоским, оптимальным, мобильным и профессионализируют государственный аппарат.
Третья – справедливая компенсация и условия труда.
Достижение выдающихся изменений требует таланта. А талант имеет ценность, которую определяет рынок. Мы можем сколько угодно ссылаться на развитые демократии и приводить примеры стран, где государственные служащие получают меньше, чем в других сферах жизни. Это справедливо для стабильных систем. Государственная служба в Украине требует премии к стандартным практикам в силу кризисных обстоятельств.
Следующие 10 лет будут декадой испытаний: восстановление Украины после войны, вступление в Евросоюз, радикальные реформы. Нам потребуется особый тип лидерства – герои, способные брать ответственность и делать фундаментальные изменения, создавать качественно лучший результат и необратимость в сферах своей ответственности. Найти и привлечь их будет важной задачей.
Подобные герои и их команды требуют условий, которые позволят им получать достойную оплату, сравнимую с рынком. Под рынком имеется в виду не только рынок Украины, но и Европы. Для восстановления нам могут понадобиться таланты со всего мира, значит, мы должны иметь возможность себе их позволить.
Четвертая – эффективность и постоянное совершенствование.
Эффективная работа любой системы требует безупречного механизма обратной связи. Визионирование должно подкрепляться стратегиями, а стратегические планы конкретными операционными задачами со сроками исполнения и ответственными. Команда, которая будет отвечать за результат, должна работать по утвержденным дорожным картам и иметь справедливый критерий оценки эффективности. Достигаешь – слава, почет и признание. Не тянешь – беспощадно увольняем.
Такой подход легко очистит систему от пустословов и обаятельных жуликов, которые уже внутри или смогут туда проникнуть в будущем.
Пятая – правила игры и система ценностей.
Высокоэффективные системы схожи ценностной однородностью. Система правил и принципов позволяет сама строить и организовать даже принципиально разных людей. Если есть схожие принципы, то в лояльности, как инструменте контроля и управления, не будет смысла. Цель и ценности способны создать в разы более эффективную модель, где сильные люди получают свободный горизонт достижения результата.
Честность, ориентация на результат, командная игра, патриотизм – за каждым из этих слов стоят смысловые облака, которые способны контролировать и координировать поведение гораздо лучше инструментов репрессий и страха.
Ясные правила игры – одно из главных условий, которые ставят лучшие лидеры, рассматривая для себя государство, как территорию для подвига.
Они должны быть прозрачны и неизменными, выгравированы в граните. Тогда результат не замедлит себя показать. Например, повсеместная ориентация на результат – выжигает прокрастинацию и стимулирует инициативу, а честность — исключает кулуарные назначения посредственностей и коррупционные сделки в интересах третьих лиц.
Как бы фантастически не звучали эти пять пунктов, в той или иной степени мы уже были свидетелями их успешной реализации. Какой пример ни возьми, за каждой успешной реформой всегда стоит имя лидера. Часто вопреки обстоятельствам он собирал выдающуюся команду, совершенствовал структуру и процессы, мотивировал на достижение экстраординарных результатов и объявлял четкие правила игры, которые создавали условия для эффективной работы и радикальный культурной трансформации многотысячных коллективов.
При этом надо честно признавать, что не бывает чудес и нам предстоит тяжелый труд. Большие системы меняются годами. Эта работа по расчистке авгиевых конюшен может занять не одно поколение, но начинать ее нам.
Иначе, как говорится, «выиграв войну, можно проиграть мир».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.