Категория
Деньги
Дата

Кто шпионит за Forbes Ukraine? Как псевдорекрутерша якобы по заказу известной медиагруппы пыталась переманить в новое «политическое» СМИ почти половину редакции Forbes

Чому шпигують за Forbes Ukraine? /дизайн Александр Скориченко

дизайн Александр Скориченко

За последние две недели якобы представительница крупного рекрутингового агентства пыталась переманить в новое «политическое» СМИ более 10 работников редакции Forbes Ukraine. Делала она это якобы по заказу известной украинской медиагруппы, в которую входит сайт MC.Today. В этой истории почти все не так, как кажется на первый взгляд. Что происходит?

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

С первых чисел ноября около 10 репортеров и редакторов Forbes Ukraine получили предложение поменять работу. Человек, который в LinkedIn подписан как рекрутер агентства Sun One Инна Кускова, присылал всем почти одинаковое сообщение (отличались только должности), суть которого – медиагруппа Creators Media Group (издание MC.Today, ITC, Highload) запускает новое политико-деловое издание и предлагает присоединиться к проекту.

Кто шпионит за Forbes Ukraine? Как псевдорекрутерша якобы по заказу известной медиагруппы пыталась переманить в новое «политическое» СМИ почти половину редакции Forbes /Фото 1

Хантинг был массированным и неизбирательным: Кускова направила предложения всем – от стажера до главного редактора (кажется, всем, кого нашла в LinkedIn). Это не единственная странность. Сотрудники Forbes, написавшие в ответ, что не заинтересованы в предложении, получили следующее сообщение: «Несколько удивлена, честно говоря, вашим решением, поскольку от Веры узнала, что Forbes уже является собственностью российского олигарха, именно поэтому Creators Media Group решили предлагать украинским специалистам, не желающим работать на агрессора, возможность использовать свои таланты во благо страны».

Такой неэтичный ответ, мягко говоря, заинтересовал редакторскую команду Forbes. Чтобы разобраться в ситуации, один из заместителей главреда пошел на собеседование, а главный редактор связался с владельцами Creators Media Group. И тут началось самое интересное.

Почему поведение рекрутерши неэтично, или Что известно о продаже Forbes

– 20 октября издание The Washington Post опубликовало статью, где говорилось, что у редакции есть аудиозаписи, на которых российский бизнесмен Магомед Мусаев утверждает, что купил глобальный Forbes Global Media, частью которого является Forbes Ukraine. Позже Мусаев рассказал изданию Axios, что не инвестирует в Forbes ни единого доллара.

– В мае появились новости, что основатель и СЕО компании Luminar Остин Рассел заключил соглашение с Integrated Whale Media Investments (IWM) о покупке контрольного пакета акций Forbes Global Media Holdings. 82% Forbes Global Media Holdings оценили в $800 млн.

– Рассел не скрывал, что собирает пул инвесторов для финансирования сделки, и отрицал участие российского и китайского капиталов. 31 октября Axios сообщил, что Рассел отсрочил сделку по покупке Forbes примерно на две недели, поскольку не успел собрать нужную сумму.

– Соглашение тянется с мая 2023-го и пока не закрыто, оно почти сразу оказалось в фокусе регуляторов, в частности Комитета по иностранным инвестициям в США. А влиятельные политики вроде Марка Рубио сделали соглашение частью политической борьбы, требуют проверить каждый доллар, а лучше вообще его запретить.

– Forbes – глобальный бренд со 100-летней историей и безупречной репутацией. Любые действия, подрывающие это наследие, неприемлемы.

Forbes Ukraine издается согласно лицензионному соглашению, предполагающему высокие стандарты журналистики и корпоративного управления. Мы служим единой группе интересов нашей аудитории, и это не изменится никогда.

Внутри «сладкой» вакансии

На собеседование по поводу должности главреда нового СМИ пошел шеф-редактор digital Виктор Кищак. Онлайн-встреча состоялась в Google Meets, интервьюеры проводили собеседование, не включая камеры. Аргументация – они заболели и хотели говорить без видео. Со стороны Creators Media Group была якобы COO компании Ульяна Медуха.

Главреду в «новом проекте» обещали зарплату около $7000 и команду примерно из 15 человек (часть которой якобы уже собрали). Старт проекта – зимой 2024-го. «Аргументы были таковы: мы хотим создать новое политическое медиа, дословно – «менее скучное, чем «Украинская правда», у нас есть опыт монетизации медиа», – рассказал Кищак.

Кто шпионит за Forbes Ukraine? Как псевдорекрутерша якобы по заказу известной медиагруппы пыталась переманить в новое «политическое» СМИ почти половину редакции Forbes /Фото 2

Результат разговора главреда Forbes Бориса Давиденко с соучредителем Creators Media Group Тимуром Вороной вечером 4 ноября был весьма неожиданный: Ворона удивился и сразу сказал, что впервые слышит о политическом проекте, Инне Кусковой и агентстве Sun One. Сразу после беседы он написал пост на своей Facebook-странице: «Creators Media Group не запускает новые медиа, тем более политические. Компания сейчас ищет только специалистов в отдел продаж… Мы никогда не действуем подобным образом, мы не знаем, кто этот человек (но теперь очень хотим узнать)».

У Вороны нет версий, почему рекрутерша ссылалась на его медиакомпанию. «Возможно, какая-то информационная атака, но не думаю, что кто-то ради нас так заморачивался. Мы нишевая медиагруппа. Единственная идея, что это могла быть атака на Forbes из-за последних новостей относительно слухов вокруг продаж Мусаеву», – добавляет Ворона.

Ульяна Медуха, якобы участвовавшая в собеседовании, отрицает, что за выключенной камерой была она. «Впервые слышу об этом проекте и имени [рекрутерши]. Я не участвовала ни в каких собеседованиях с редакцией Forbes», – говорит она.

Forbes опросил коллег из других ведущих медиа («Украинская правда», NV, BBC), и ни один из них не получал подобные предложения.

Опрошенные Forbes четверо политтехнологов и медиаменеджер также не слышали о планах по запуску нового политико-бизнесового медиа. В частности, мы говорили с Натальей Лигачевой, шеф-редактором отраслевого издания «Детектор медиа» и политтехнологом Владимиром Фесенко.

Бот-рекрутер

В понедельник, 6 ноября, рекрутерша Кускова продолжила рассылать предложения от имени Creators Media Group. На вопрос, действительно ли она представляет их интересы и работает ли в Sun One, Кускова ответила: «Меня нанимало MC.Today (одно из медиа Creators Media Group. – Forbes), я работаю в Sun One, но теперь это, очевидно, стало невыгодно подтверждать с их стороны, поскольку в беседе я упомянула информацию, которую озвучивать не стоило». Обсудить ситуацию по телефону она отказалась, а на сообщение о том, что, скорее всего, она не является рекрутером, не ответила (хотя прочла).

Но и в Sun One тоже не знают о существовании Кусковой. «Такой человек никогда не работал в нашей компании. Удивительно, что о ней спрашивают», – ответила менеджер Sun One, когда представитель траблшутингового агентства Underdog the Unlawyers позвонил по телефону в агентство под предлогом пригласить Кускову на специализированную HR-конференцию.

Официальная позиция Sun One: «Инна Кускова никогда не работала в нашей компании. С Creators Media Group мы не сотрудничаем», – говорит операционный директор Sun One Андрей Самчишин. «Наш маркетинг-директор сказал, что она, скорее всего, бот, потому что аккаунт в LinkedIn зарегистрирован три месяца назад. Эта девушка также оставила от нас заявки на участие в каких-то конференциях, которые нам не нужны. И нам звонят сейчас, просят оплатить счета», – говорит Самчишин.

У него нет объяснения, почему выбрали именно его компанию, отмечает, что Sun One никогда не сотрудничала с медиа или другими креативными сферами. Добавляет, что компания специализируется на рекрутинге «синих воротничков». «Это какой-то нонсенс, который я не понимаю», – говорит он.

Что известно о Sun One

Sun One – это рекрутинговое агентство, созданное в 2009 году. Основатель – Беркман Оксана из Днепра. Штат – более 30 человек. Выручка компании в 2022 году составила 65 млн грн, по данным YouControl. На сайте компании указано, что среди клиентов – «Новая почта», Vodafone, ROSHEN, Danone, PepsiCo, Interpipe. Sun One сотрудничает с производственными компаниями: заводами, складами, торговыми сетями и т.д. Компания предоставляет услуги в трех сегментах: рекрутинг, бизнес-аутстафинг (нанимает удаленных работников или даже команду через третье лицо. – Forbes), поиск сезонных работников.

Об Инне Кусковой интернет знает немного. У нее нет никаких аккаунтов, кроме страницы в LinkedIn. Фотография, указанная в профиле LinkedIn, тоже не «пробивается» ни в одном из сервисов поиска по фото. Forbes опросил 15 человек среди подписчиков Кусковой в LinkedIn – никто из них не знаком с ней лично (в том числе люди, которых она отметила как коллег с предыдущего места работы).

В аккаунте LinkedIn Кускова указала, что больше года работала бизнес-аналитиком в Andersen Lab и семь месяцев рекрутером компании United Tech. В Andersen Lab ответили, что Кускова не работала в компании. «Инна Кускова отсутствует в нашей системе. Соответственно, никогда не работала в нашей компании и не имеет никакого отношения к Andersen», – ответила Маргарита Назарова, глава PR и маркетинга Andersen.

Forbes также обратился в траблшутинговое агентство Underdog the Unlawyers. Его специалисты проверили аккаунт Кусковой и пришли к выводу, что страница не принадлежит реальному человеку.

В Underdog the Unlawyers отмечают, что аккаунт был создан три месяца назад, при этом отмечен опыт работы в IT-компании в 2021 году. «Учитывая популярность LinkedIn среди IT- и HR-специалистов, вызывает сомнения правдивость информации, указанной в анкете», – говорит Алексей Куприенко, СЕО Underdog the Unlawyers. Также совпадения не были найдены по другим открытым базам данных. Специалисты агентства считают, что и фотография в аккаунте, вероятно, была сгенерирована искусственным интеллектом.

«Подобные тактики рекрутинга возможны при использовании коммерческого шпионажа, – говорит старший партнер Korn Ferry Ukraine Роман Бондарь. – Пытаются вытащить как можно больше людей на собеседование, чтобы выяснить, как устроена компания, какие настроения у команды и т.д. Какова конечная цель кампании – сказать сложно».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине