Исполнительный директор Украинского ветеранского фонда Наталья Калмыкова путешествует по США и исследует, как государство поддерживает ветеранский бизнес. Ветеранское предпринимательство спасло США после Второй мировой, убеждена она. Как Америка стимулировала ветеранский бизнес, какие известные бренды и технологии создали воины и как этот опыт может помочь Украине
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
$60 наличных и билет домой – так завершалась Первая мировая война для американских ветеранов, которые не получили ранений на фронте и могли возвращаться к привычной жизни.
По окончании Второй мировой все было по-другому. Великая депрессия, накрывшая Соединенные Штаты в 30-х годах, подняла дебаты: какие льготы и возможности должно предоставлять правительство бывшим солдатам?
Первый опрос, проведенный в 1937 году Институтом Гэллапа, показал: общественность поддерживает предоставление пенсий ветеранам. Через год начались обсуждения относительно того, давать ли деньги вдовам и детям ветеранов. Каждый следующий год заставлял правительство пересматривать ветеранские политики.
Следовало учитывать и количество ветеранов. Во время мировой войны было мобилизовано более 4 млн военных. С таким количеством бойцов правительство могло справляться «социальными гарантиями», которые не предусматривали развития: пенсии, выплаты по инвалидности, лечение. Однако Вторая мировая увеличила количество ветеранов до около 12 млн. Правительство вынуждено было уходить от «экономики проедания» к «экономике возможностей».
В 1944 году Франклин Рузвельт издал Закон «О реабилитации военных», известный как G.I. Bill. В нем указывалось, что ветераны смогут получать недорогие ипотечные кредиты, ссуды под низкие проценты для открытия бизнеса или фермы, год компенсации по безработице и целевую оплату обучения и проживания для посещения средней школы, колледжа или профессионально-технического училища. Льготами могли воспользоваться все ветераны, прослужившие во время войны не менее 90 дней и не уволенные в запас «позорным образом».
Так что курс на программу «не только пенсии, но и бизнес и образование для ветеранов» в США взяли еще до окончания войны. К встрече воинов дома общество было уже более подготовлено: наработанные программы по поддержке и реинтеграции, каждый боец получал буклет-инструкцию, которая помогала сориентироваться, куда идти и что делать. Запросы самих ветеранов в течение столетия выглядели так:
В прошлом веке 49,7% ветеранов Второй мировой войны стали владельцами или управляли бизнесом, по данным Института ветеранов и семей военных Сиракузского университета. Около 40% ветеранов Корейской войны тоже развивали собственное дело, параллельно создавая миллионы рабочих мест.
На обеспечение первого закона, внедренного Рузвельтом, а впоследствии и второго закона о расширении поддержки ветеранов (G.I. Bill Korean), правительство потратило $21 млрд. Эта инвестиция впоследствии принесла $60 млрд федеральных налогов, уплаченных ветеранами, подсчитали экономисты.
Преимущества для государства относительно вложения в ветеранский бизнес и образование не заставили себя долго ждать. Начиная с 1960-х ветераны создали мировые бренды с высокой капитализацией – Nike, FedEx и GoDaddy – и новые технологии: Sybase, Skybox Imaging, Ustream, RedOwl, Rhumbix и RideScout.
Ландшафт ветеранского бизнеса в США
В ХХІ веке уровень ветеранского предпринимательства значительно снизился по сравнению с предыдущими годами. По данным Управления малого бизнеса США (SBA), каждый 10-й владелец малого бизнеса в США – ветеран. Более 2,5 млн предприятий принадлежат ветеранам и трудоустраивают более 5 млн американцев. Эти компании генерируют $1,14 трлн поступлений, а по состоянию на 2021 год ВВП США составил $23,32 трлн.
Основные направления ветеранского бизнеса: медицина, оборона, строительство. По окончании войны потребности в медицине растут. В помощи нуждаются не только ветераны. Ситуация по созданию именно милитари-медицины актуальна для Украины, где от последствий войны страдают не только военные, но и гражданские. Иногда спасти гражданского человека с множественными рваными ранами могут только военные хирурги, имеющие соответствующий опыт.
Как ветеранский бизнес становится конкурентоспособным
Первое – лицензирование малого ветеранского бизнеса. Так правительство понимает, сколько людей может рассчитывать на поддержку. Далее включаются механизмы максимального развития возможностей.
Ветераны могут получить бесплатное обучение для улучшения ведения собственного дела. Этим занимаются правительственные и неправительственные организации. Больше деталей можно прочитать в аналитическом исследовании от Украинского ветеранского фонда.
Правительство увеличивает возможность ветеранов получать государственные контракты. Делается это через большой бизнес. Если крупное предприятие берется выполнять какую-нибудь работу за федеральные средства, например, будет прокладывать дорогу в штате, ему нужно включить к субподрядчикам предприятие, принадлежащее ветерану. Сейчас на государственном уровне ежегодно выделяют 3% годовых федеральных контрактов на закупку у малого бизнеса, принадлежащего ветеранам и защитникам с инвалидностью. Планируется, что уровень субподрядных контрактов поднимется до 20%.
Развивать ветеранский бизнес помогает также «милитари-история». Это право ветеранов – монетизировать военный опыт в бренде. Но не опускаться до того, что наблюдается в Украине, когда компании для прибыли делают «патриотические» трусы с картой страны. Важно, чтобы милитари делали именно ветераны, а не те, кто вообще не имел отношения к войне. Иначе мы обесцениваем опыт воевавших.
Сейчас большинство ветеранов США занято в малом и среднем бизнесе. Эта когорта предпринимателей платит больше налогов и нанимает людей. Соответственно, генерирует большой оборот денежных средств. Поддержка на государственном уровне малого ветеранского предпринимательства – это развитие среднего класса и демократии.
Общая концепция действий Рузвельта в 1944 году для послевоенного восстановления звучала так: «Мы четко осознали, что истинная свобода не может существовать без экономических гарантий и независимости. Люди, у которых неудовлетворенные потребности, не свободны. Голодные и безработные – те, на ком основываются диктатуры». Свободу от нищеты нам не подарят союзники. Должны выбираться сами. А ветераны – люди, наиболее понимающие цену государства, которое защищают – могут стать двигателем его развития.
«Украинские ветераны продемонстрировали мужество, страсть и преданность, защищая свою страну, с невероятными шансами на успех. Они будут использовать такую же отвагу, страсть и преданность, чтобы восстановить Украину в более сильную страну как владельцы малого бизнеса. Эти ветераны, которые будут развивать малый бизнес, будут залогом успеха в будущем Украины», – говорит ветеран военно-воздушных сил США, ветеран SBA и SBO Эрл А. Морган.
Украинский ветеранский фонд Минветеранов совместно с социологической группой «Рейтинг» также исследовал, как украинское общество относится к предоставлению льгот ветеранам и развитию ветеранских политик. Ознакомиться с результатами можно здесь.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.