Личный рекорд гендиректора компании Nemiroff Юрия Сорочинского – 152 прочитанные книги за год. В большинстве своем он читает бизнес-издания, по которым делает конспекты и делится ими с командой. Специально для Forbes Сорочинский посоветовал 10 настольных книг для топ-менеджмента – это литература о том, как воспитать в себе лучшие лидерские качества и избежать проявления худших
CEO Nemiroff Юрий Сорочинский, 52, одновременно читает по 3-4 книги. Его рекорд – 152 книги в «ковидный» 2020 год.
По дороге на работу утром Сорочинский читает бизнес-литературу, вечером – художественную. Топ-менеджер хранит ключевые цитаты и отрывки в One Note от Microsoft и делится с сотрудниками инсайтами. «Направляю конспект коллегам, предлагая также полную книгу, – говорит Сорочинский. – Для многих конспекта оказывается достаточно». Отдельные заметки СEО сопровождает дополнительными тематическими материалами.
По некоторым книгам, например, «The 4 Disciplines of Execution» Криса Макчизни, в Nemiroff делают для команды образовательные программы. Департамент внутреннего обучения размещает материалы на платформе для онлайн-образования и проводит групповые тренинги. Платформу регулярно наполняют уже более пяти лет.
Вот десять книг о топ-менеджменте, развитии лидерских компетенций, критическом мышлении и корпоративном управлении, которые советует прочесть СЕО Nemiroff.
«Совершенный СЕО», Кэролин Дьюар, Скотт Келлер, Викрам Малхотра, 2022 г.
(CEO Excellence: The Six Mindsets That Distinguish the Best Leaders from the Rest)
О чем эта книга
Старшие партнеры консалтинговой компании McKinsey провели многочасовые интервью с 67 корпоративными лидерами, среди которых руководители Netflix, JPMorgan Chase, General Motors и Sony. Результат – правила достижения эффективности, которыми пользуются лучшие СЕО мира.
Отзыв Сорочинского:
Все генеральные директора должны спросить себя: «Как вы хотите, чтобы вас запомнили – как выдающегося человека или как человека, сделавшего выдающуюся компанию?» Лучшие топ-менеджеры создают высокоэффективные команды и знают, что создание замечательной организации начинается с ролей. Они спрашивают себя, какие задачи являются наиболее важными, и определяют знания, навыки и опыт, необходимые для выполнения этой работы. Рекомендую эту книгу – она создана в сотрудничестве с большим количеством СЕО, работающих в разных сферах.
«Стать топ-менеджером», Кевин Кайзер, Майкл Пич, И. Дж. Шектер, 2015 г.
(Becoming a Top Manager: Tools and Lessons in Transitioning to General Management)
О чем эта книга
Профессора бизнес-школы INSEAD и генеральный директор The Schecter Group рассказывают о трансформациях, необходимых для того, чтобы на самом высоком уровне управлять бизнесом, другими менеджерами и собой.
Отзыв Сорочинского:
Переход к генеральному менеджменту требует серьезных умственных и эмоциональных усилий. Часто это означает отход от всего, что мы знали в прошлом. Переход от роли, ориентированной на выполнение задач, к роли управления задачами других и, наконец, к общему управлению, предполагает значительные изменения в масштабе и понимании. Книга поможет понять, как сделать переход более эффективным и результативным.
«Как работает менеджмент», Джим Ланкастер, 2017
(The Work Of Management: Daily Path to Sustainable Improvement)
О чем эта книга
«Отложите все, что отвлекает вас, выйдите из кабинета и пойдите туда, где проходит настоящая работа – на передовую линию производства», – советует генеральный директор машиностроительной компании Lantech Джим Ланкастер. В книге «Как работает менеджмент» он описывает, как перейти от эпизодических усовершенствований к более результативной системе – непрерывному управлению «в полях».
Отзыв Сорочинского:
Топ-менеджер должен помогать людям на более низких уровнях управления преодолеть проблемы, которые не удается решить в рамках отдельной функциональной сферы. Книга полна практических рекомендаций. В частности, полезные советы по day-to-day regular work для топ-менеджмента, важные для разработки и реализации бизнес-стратегии.
«Четыре дисциплины для осуществления ключевых целей», Крис Макчесни, Шон Кови, Джим Халлинг, 2012 г.
(4 disciplines of execution: Achieving Your Wildly Important Goals)
О чем эта книга
Срочные задачи могут отнять время и энергию, необходимые для внедрения стратегических инициатив. Авторы предлагают формулу «четырех дисциплин», помогающую сконцентрироваться на приоритетных целях и достичь их.
Отзыв Сорочинского:
Многие знакомы с методологией balance scorecard гарвардских профессоров Каплана и Нортона. Не во многих компаниях эта модель работает эффективно, потому что требует дисциплины и понимания, какие показатели являются «показателями отставания», а какие – «упреждение». Книга «4DE» поможет создать систему мониторинга прогресса, которую в дальнейшем можно будет отобразить в Dashboards. Также это очень практичный материал о дисциплине выполнения – часто именно этого не хватает для достижения целей.
«Машина лидерства», Майкл М. Ломбардо, Роберт В. Айхингер, 2006 г.
(The Leadership Machine. Architecture to Develop Leaders for Any Future)
О чем эта книга
Исследователи Center for Creative Leadership выделяют 67 компетенций для трех уровней сотрудников: исполнителей, менеджеров и топ-менеджеров. В частности, описывают практики планирования назначений, предоставления обратной связи и развития сотрудников.
Отзыв Сорочинского:
По-моему, среди большого количества работ о развитии лидерских компетенций в топе всегда будет книга выдающихся практиков Ломбарго и Айхингера. Это практический сборник советов (почти настольная книга) для всех, кто стремится развивать лидерские качества.
«Лидерство: теория и практика», Питер Г. Нортауз, 1997 г.
(Leadership: Theory and Practice)
О чем эта книга
Профессор Питер Г. Нортауз более 20 лет преподает лидерство в школе коммуникаций университета Западного Мичигана. В книге он описывает разные модели лидерства и приводит исследования их эффективности.
Отзыв Сорочинского:
Одно из наиболее полных и базовых исследований лидерских теорий. Это четкий анализ сильных и слабых сторон каждой из них с рекомендациями по наилучшему применению. «Вишенка на торте» – практичные кейсы (по три на каждую теорию) и тесты для самостоятельной и командной оценки каждого из стилей лидерства. Книга заслуживает на то, чтобы выйти в украинском переводе и стать ежедневным помощником для каждого лидера.
«Спасибо, что спорите. Как Цицерон, Шекспир и Симпсоны учат нас искусству убеждения», Джей Гейнрикс, 2017 г.
(Thank you for arguing. What Cicero, Shakespeare and Simpsons Can Teach Us About The Art Of Persuasion)
О чем эта книга
Мастер-класс по искусству убеждать, который стал бестселлером New York Times, учит приемам эффективного общения, в частности во время споров. Искусство риторики поможет понять мир и добиться профессионального успеха, убежден издатель и писатель Джей Гейнрикс.
Отзыв Сорочинского:
Если бы можно было изменить школьную программу и ввести вместо множества сомнительных предметов один, я бы предложил курс «Критическое мышление». Критическое мышление – это навыки и умение понимать не только слова, но и смыслы, анализировать и аргументировать. Очень интересно, увлекательно и полезно. После прочтения вы точно будете по-другому воспринимать многие вещи.
«Директор-активист», Айра Миллштейн, 2016 г.
(The Activist Director: The Lessons from the Boardroom and the Future of the Corporation)
О чем эта книга
Адвокат Айра Миллштейн 50 лет консультировал корпорации, некоммерческие организации и членов правительства. В книге он рассказывает, какими должны быть члены наблюдательных советов, чтобы их компании процветали. Подкрепляет это примерами громких катастроф и успехов известнейших корпораций: от краха Drexel Burnham Lambert в конце 1980-х годов до переворота в General Motors в середине 1990-х.
Отзыв Сорочинского:
Все мы много слышали об активистах-инвесторах, которые своими действиями иногда создают проблемы для СЕО и компаний. Активисты-директора – это противоположная категория, те, кто своим активным поведением меняют групповую динамику советов, разрушают групповое мышление и конформизм и во многих случаях избавляют компании от негативного влияния советов и СЕО. Автор поднимает актуальный вопрос – как советам директоров набирать людей с сильным характером, которые готовы подвергнуть сомнению методы руководства и действия топ-менеджмента, и исключать из управления тех, кто стремится к «изменениям» ради собственной выгоды. В книге приведены конкретные кейсы и примеры активного поведения директоров, которых автор называет активистами.
«Слон в зале заседаний», Эдриан Фернем, 2010 г.
(The Elephant в Boardroom. The Causes of Leadership Derailment)
О чем эта книга
Профессор норвежской школы бизнеса Bi Эдриан Фернем исследует «темную сторону лидерства» и объясняет, как руководители могут оказать негативное влияние на свои компании. Проблема, по мнению Фернема, в склонности лидеров игнорировать проблемы, которые они вызывают.
Отзыв Сорочинского:
Книга освещает вопросы конструктивного и деструктивного поведения членов наблюдательных советов. Важно понять, выявить и реагировать на их поведение, чтобы не допустить разрушения стоимости бизнеса и компании.
«Справочник по управлению», Ришар Леблан, 2016 г.
(The Handbook of Board Governance)
О чем эта книга
Книга охватывает все важные аспекты управления в публичных компаниях, частных бизнесах, малых и средних предприятиях. В частности, в «Справочнике» Леблан дает советы по развитию эффективности, компенсации и планированию преемственности. Среди контрибьюторов книги – профессора Гарвардской школы бизнеса и Вортонской школы бизнеса Пенсильванского университета.
Отзыв Сорочинского:
Фундаментальный сборник, неоднократно переиздаваемый. Книга будет полезна как членам наблюдательных советов, так и CEO. Она раскрывает вопросы фидуциарной ответственности директоров, развитие компетенций членов советов директоров и все аспекты отношений CEO с советами директоров.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.