С началом вторжения часть украинских артистов уехала в благотворительные туры за границу. В Северной Америке тысяча–две зрителей – хороший показатель, а расходы на тур стартуют от $15 000 на концерт в одном городе. Как устроена концертная индустрия для украинцев за границей и есть ли шанс у локальных исполнителей стать международными звездами
Игорь Голубчик – основатель концертного агентства Resilience Entertainment. Его компания организует туры по Северной Америке для украинских артистов, а он сам более 24 лет работает в концертном бизнесе. Resilience Entertainment организовала концерты для Верки Сердючки, «Океана Эльзы», Тины Кароль, «Бумбокса», The Hardkiss, Monatik, Kalush Orchestra и других топовых украинских исполнителей.
По его наблюдениям, украинским исполнителям рады преимущественно украинцы, живущие за границей. Таких на концерты приходит 80%. В среднем на концерте украинских исполнителей тысяча–две человек. Иностранные туры – инструмент сбора на благотворительность: артисты привозят из-за границы сотни тысяч долларов на военные и гуманитарные нужды. Как работает концертная сфера в Северной Америке и какие расходы предусматривают туры украинских артистов.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
В среднем в Северной Америке вы проводите до ста концертов в год. Каково было это количество до вторжения?
До 24 февраля 2022 года мы делали примерно 50–60 концертов. Их стало больше по нескольким причинам. Первая – чтобы постоянно поддерживать украинскую повестку дня и вдохновлять. Каждый день люди читают новости, это очень депрессивно, поэтому разрядки нужны. На концертах мы видим слезы радости, потому что на полтора–два часа люди смогли расслабиться, почувствовать себя в кругу своих.
Вторая причина – до вторжения мы не возили не топовых артистов. Чтобы бизнес был успешным, концерты должны собирать людей. Для этого артист должен быть популярен. С 2022 года мы начали возить и начинающих, чтобы люди получали заряд энергии и донаты.
Увеличилось городов. Раньше мы не ездили туда, где можно собрать максимум 300 человек. Этого недостаточно для концерта. А сейчас мы едем везде.
А количество запросов на организацию концертов увеличилось?
Раз в два-три дня приходит заявка от одного из молодых артистов. До вторжения мы говорили им: выпускайте новые хиты еще год-два, посмотрим, как вы развиваетесь, и за 2–3 года планировали их концерты.
Наши артисты в Америке не собирают стадионы, они собирают залы на тысячу–две человек. «Океан Эльзы» может собрать 5500-7000 человек в Нью-Йорке, например. Это максимум.
Сейчас на наших концертах 80% украинской аудитории, 20% – американо-канадской. Их привели с собой украинцы или кто-то пришел по собственному желанию.
Какие залы в Северной Америке собирают звезды других и местные страны?
У украинских групп такие же показатели, как у греческих, польских или сербских коллективов. Они меньше концертов делают, потому что у них артистов меньше, чем у нас. У них 5–6 туров в год разных артистов, а у нас – десятки.
Есть ли у украинских артистов шанс стать популярными в мире и в Америке в частности?
Всегда есть. Но получится ли у кого-нибудь – увидим. Трудно стать звездой в Америке с песнями на украинском, так же как и на японском или на любом другом языке. Наши артисты делают офигенную музыку – хороший саунд, песни – и они мирового уровня по качеству. Просто это должно быть хитовым английским.
Кому-то из звезд это удается?
«Океан Эльзы», Monatik, The Hardkiss. The Hardkiss очень хорошо выходит на английском, а «Океан Эльзы» даже имеют англоязычный альбом. Это сложно, потому что ты знаешь, как стать звездой в Украине и конкурировать с 20–30 артистами. А здесь придется конкурировать с тысячами талантов.
Как изменялась стоимость организации туров на протяжении вторжения?
Нам ни разу не сказали: «Не платите, это в поддержку Украины». Причем мы просили не бесплатно, а дать нам скидку, потому что это благотворительный концерт. В нескольких случаях нам сделали скидки в тысячу–две долларов. Это маленький процент.
Сколько стоит организовать тур, например, на десять городов?
Зависит от количества людей в коллективе, типа группы – живой звук от барабанщика, гитариста, клавишника или просто включается трек, под который поет артист.
Среднестатистический тур в 10 городов небольшого артиста, который собирает 300–400 человек в Америке, будет стоить примерно $150 000–170 000. То есть примерно $15 000 на город. Это если в команде артиста, скажем, пять человек.
Какие гонорары получают исполнители?
Сумма гонорара стартует от $5000–10 000 до достаточно серьезных денег. Не могу усреднить. У меня была артистка, которая в первом туре работала за $5000, во втором за $10 000, в третьем за $15 000, а затем за $40 000.
Как при этом изменялось количество зрителей?
Сначала 300–400 человек, во втором туре – 400–500, в третьем – 600–700 и затем снова 600–700.
Сколько в среднем стоит билет на российского исполнителя в Северной Америке?
Начинаем с $55–65, это ранний pre-sale. Затем поднимаемся на $75–85. В редких случаях это может быть $110–135, но это очень большого артиста типа Верки Сердючки. На «Океан Эльзы» были билеты даже по $200-220. Для Украины это очень дорого, а в Америке ты можешь пойти на малоизвестного артиста за $25–30. А когда на крупных артистов билеты выходят с адекватными ценами в $75–95, их тут же раскупают и перепродают подороже.
Билет на большой концерт, баскетбол, американский футбол, хоккей в лучшем случае обойдется в $1000. Когда мне нужно было купить детям билеты на Тейлор Свифт, я искал их несколько месяцев. Самые дешевые были по $800. И она собрала три стадиона.
В Украине часто возмущаются из-за небольших сумм донатов исполнителей, выступающих за границей. Какая сумма доната по туру считается хорошей?
Собрать $100 000–200 000 за большой тур вполне реально. Если в Киеве или Варшаве можно собрать арену, в Америке такое количество людей возможно только в Нью-Йорке. Там на концерт украинского исполнителя может прийти более двух тысяч человек или больше пяти, как на «Океан Эльзы».
У нас, бывает, люди донатят тысячи. К примеру, приходят на концерты и за $5000–7000 покупают украинский флаг с подписью Залужного. Плюс те же люди донатят и в Фонд Притулы, и в United24, и еще в какой-нибудь локальный фонд. У них не безразмерные кошельки. Сколько ни собрали – это окей. Артисты не зарабатывают миллионы, мы тоже.
А как распределяется доход, полученный после тура: сколько процентов идет на благотворительность, сколько вам, как промоутеру?
Сначала мы смотрим, как нам покрыть расходы по туру – отели, перелеты, билеты, площадки, звук, свет, зарплаты артистов, питание. Остающиеся деньги мы направляем в разные фонды. Иногда это 100%, иногда 80%. У меня зарплаты нет, я получаю ее в другой компании.
Артисты имеют свой гонорар, и его они донатят, куда считают нужным. Иногда мы донатим, куда и артисты. К примеру, из тура «Бумбокс» мы все деньги отдали фонду Андрея Хлывнюка.
Вы сказали, что многие украинские артисты выступают за границей. Что делают промоутеры и сами артисты, чтобы зарубежная публика не теряла интереса?
Популярный артист может ехать в тур раз в год или полтора–два. Мы никогда не привозим артиста чаще раза в год. Так работает индустрия. Тейлор Свифт не приезжает к нам каждые три месяца, она приезжает раз в полтора–два года.
Какие три украинских звезды сейчас наиболее популярны в Северной Америке?
«Океан Эльзы». Это был топ три года назад, и пять. Трудно выделить троих артистов, потому что все очень стараются. Юлия Санина из The Hardkiss, Андрей Хлывнюк из «Бумбокс», Monatik, Kalush и Kalush Orchestra, Skofka. И молодые исполнители – Shumei, Yaktak. Я вижу, как их встречают – их просто обожают. Это не очень большие концерты – примерно на 300–600 человек. Но это неподдельная любовь к артисту – люди поют все песни вместе с ним. Если я вижу такую любовь на концерте – свою работу я считаю выполненной.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.