Концертную деятельность в Украине приостановили ракеты. Музыканты потеряли основной источник заработка. Впрочем, из-за войны интерес мира ко всему украинскому повысился. Стал ли рост интереса иностранцев началом экспансии украинской музыки
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Полтора года назад любой украинский артист, в основном, зарабатывал на концертах, говорит основатель лейбла Enko Иван Клименко. После 24 февраля проводить массовые мероприятия стало невозможно. Концертная деятельность начала возобновляться с конца апреля. Состоялись первые концерты исполнителей в метро, бомбоубежищах, залах, где рядом есть укрытие.
«Рынок сократился где-то на 90%, общий объем денег на нем составляет 10% довоенного объема», – предполагает основатель ивент-компании Virus music Дмитрий Феликсов.
Оживить украинскую музыкальную индустрию помогли зарубежные благотворительные туры. В них поехали более двух десятков артистов: «Океан Ельзи», «Бумбокс», Kalush Orchestra, The HARDKISS, «Один в каное», Go_A, Monatik, Христина Соловий и другие.
«Приходили и украинцы, и иностранцы, чтобы поддержать», – говорит совладелец концертного агентства ARTLIVE Андрей Шаран. Сначала выступали в Польше, что приютила наибольшее количество переселенцев из Украины. «Потом появились туры в Германии, странах Балтии, Грузии, Израиле, США, Великобритании, – говорит Феликсов. – С разным результатом, но гастроли украинских исполнителей проходили почти во всех европейских странах».
Интерес к музыке Украины отражают и стриминги. В YouTube-чартах группы The HARDKISS вдвое выросло количество прослушиваний из Польши и США, а из Германии, Чехии и Великобритании – втрое. За последний месяц их видео получили 4 млн просмотров в Украине, а в Польше и Германии – 278 000 и 109 000 соответственно. Клипы группы «Антитіла» крутят на музыкальных каналах Польши и Чехии и радиостанциях США. К списку локаций, где музыку группы слушают чаще всего, добавились города Европы – Варшава, Вроцлав, Прага, Вильнюс – и Великобритания.
Стал ли рост интереса иностранцев началом экспансии украинской музыки?
Насколько популярны украинские музыканты за границей
«Раньше украинские исполнители [почти] не выступали за границей», – говорит Феликсов, занимающийся организацией туров, в частности The HARDKISS и Monatik. В настоящее время они стали более желанными за границей, убеждена фронтвумен группы The HARDKISS Юлия Санина. «Страны хотят демонстрировать поддержку Украины на культурном фронте, поэтому привлекают украинских артистов на эфиры, концерты, фестивали», – добавляет она.
Первые концерты украинцев за границей собирали больше слушателей, говорит Шаран. Агентство ARTLIVE организовывало туры для группы «Один в каное», которая с конца мая до начала июля ездила по Европе и США. В Европе на концерты в среднем приходило 500–700 человек, в США – 400–500. Это нормальный результат, говорит совладелец ARTLIVE. В Украине группа собирала столичный Октябрьский дворец, рассчитанный на более чем две тысячи человек.
В июле энтузиазм зрителей начал стихать. Концертов украинских исполнителей становилось все больше, количество зрителей оставалось постоянным. Аудитория The HARDKISS в туре – 65% временных переселенцев и 35% украинцев, уже долгое время живущих в Европе, говорит Феликсов. Санина предполагает, что на концерты приходят около 30% иностранцев. «Украинцы приводят знакомых послушать украинскую музыку. Но не могу сказать, что это массово», – добавляет фронтвумэн.
Часть украинских артистов имели поклонников за границей до вторжения. Участница списка Forbes «30 до 30» Аlyona Аlyona гастролирует с начала карьеры, говорит СЕО лейбла Еnko Екатерина Дмитренко. В этом году у певицы активный концертный график в Европе, но его часть составляют отмененные из-за пандемии фестивали, которые должны были состояться в 2020-м.
Аlyona уже выступила в Германии, Польше, Италии, Франции, Австрии, Северной Америке. Вместе с певицами Jerry Heil и KOLA рэперка планирует концерты в Финляндии, Норвегии, США и Польше.
Иностранную аудиторию привлекают исполнители, о которых мир слышал раньше. «Благодаря Евровидению и крупным иностранным фестивалям 70% фан-базы GO_A – иностранцы», – уверен Шаран. У победителей Евровидения-2022 Kalush Orchestra тоже плотный график выступлений за границей. После Европы группа поехала в свой первый большой концертный тур по США и Канаде.
Мировой интерес к Украине и желание поддержать ее в войне конвертировались если не в заработки музыкантов, то в донаты. Благотворительные концерты, в лайнапе которых среди других артистов была Джамала, и продажа ее платья принесли €87,1 млн. Кроме этого, певицу пригласили на шоу «Танцы со звездами» в Польше. Во время этой передачи запустили благотворительный сбор от Fundacja Polsat для помощи украинским детям, котррый продолжается до сих пор.
«БЕЗ ОБМЕЖЕНЬ» в туре по Северной Америке собрали на нужды ВСУ более $180 000, «Друга ріка» – в европейском туре почти 3 млн грн. Из тура в Германии The HARDKISS перечислили на нужды военных 222 000 грн, из тура по Америке – 370 000 грн. «Один в каное» собрали в США и Канаде более $78 000.
«В среднем с одного концерта можно отдавать €3000–5000», – говорит Шаран из агентства ARTLIVE. Такая сумма выходит, если группа делится 50% прибыли с концерта и дополнительно собирает донаты.
В начале вторжения получалось заработать по €10 000 с концерта, который посещала около тысячи зрителей. Организаторы договаривались о более низкой цене аренды с владельцами концертных площадок. Теперь это сложнее. «В некоторых странах украинским артистам ставят максимальный прайс, – говорит Юлия Санина. – Им безразлично, что иногда расходы больше заработка».
К чему приведет украинская музыкальная экспансия
Рынок для украинских исполнителей за границей сузится по сравнению с началом войны, считает Феликсов. «У топовых украинских артистов будет 10 городов в Европе, куда они смогут возвращаться раз в год с новой программой», – добавляет он. В основном, речь идет о польских и немецких городах, где еще до вторжения жило много украинцев.
Массовость гастролей украинских артистов более ситуативна и временна, соглашается Санина. В начале карьеры группа писала песни на английском и пыталась работать с мировыми рынками. Стало ясно: чтобы быть успешным в определенной стране, нужно работать с ней постоянно, знать менталитет людей, понимать их потребности.
Возможность интегрироваться в мировое музыкальное сообщество есть, если артист этого хочет, уверена Дмитренко из лейбла Enko. «Русскоязычный рынок приостановился, есть возможность работать с европейскими, американскими крупными компаниями, к украинским музыкантам сейчас приковано внимание», – добавляет она.
В то же время Дмитренко считает, что интеграция нужна не всем. Она приводит пример лирики рэпера Skofka. «Он поет о своем детстве, как они разыгрывали что-то «на чувачи» – украинцам это отзывается. Может быть, человек из Польши поймет это не так хорошо», – добавляет она.
«На западных рынках способны закрепиться украинские артисты, дающие аутентику – «ДахаБраха», Go-A, – добавляет Юлия Санина. – Эти исполнители рассказывают уникальную украинскую историю, за которой интересно наблюдать иностранцам».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.