Категория
Жизнь
Дата

Игра вместо инструкций на десятки листов. Как геймификация бизнеса повышает производительность компании

Играя, сотрудники глубже погружаются в бизнес-процессы компании и легче находят решение по выходу из кризиса. Пошаговая инструкция, как геймифицировать бизнес.

Getty Images

Getty Images

В течение рабочего дня, пока люди не работают, они играют. Обед, встречи на кофе или смолтоки в курилках – это социальные игры, легализованные компаниями, без которых они будут терять мотивированных работников.

Геймификация бизнеса – это введение в рабочие процессы игровых форм, помогающих решать определенные задачи, особенно в кризисных ситуациях. Она помогает разложить бизнес на действия, которые можно быстро объяснить команде и которые будут понятны широкой массе людей. Применять принципы геймификации – это принять, что люди работают не только ради зарплаты, но и ради мотивирующей атмосферы, которую можно создать благодаря рабочим играм.

Именно поэтому, разрабатывая формулы геймификации бизнеса, важно принимать во внимание все типы мотивации людей, которые будут работать на реализацию проекта: кто играет ради трофеев, кто – ради денег, внимания или похвалы, кто приходит работать, чтобы собрать сплетни и рассказать их дома. В конце концов, 85% сотрудников компаний становятся более заинтересованными, если к их работе применяют приемы игры.

На чем базируется геймификация

Все основные технологии, приходящие в бизнес, первоначально были апробированы в войнах. Первым эффективным геймифкатором в свое время можно считать Наполеона Бонапарта, который смог применить к военным действиям то, что мы называем проектным менеджментом. До него войны вели преимущественно на основе конкуренции между родами войск: пехота против пехоты, кавалерия против кавалерии и т.д. А он привлек мобильные тактические группы, состоявшие из военных с разными навыками, и использовал их для достижения конкретной цели (взломать фланг, отрезать поставки, поразить цели в тылу), чтобы получить тактическое преимущество для основных сил.

Как работает геймификация для бизнеса

Есть вызовы, которые нужно побороть. Менеджер формирует проектную группу из разных отделов, и они решают эту задачу. Если нужно больше побед, то группу собирают почаще.

Зачем в таких случаях геймификация? В большинстве своем люди никогда не сталкивались с кризисной ситуацией, которую должны решить. Ее следует распланировать, смоделировать и дополнить определенной мотивацией. Конечно, много времени уделяется целям, подготовке, оценке ситуации и рисков, но, наконец, команду ждет дикое поле, где каждый полагается друг на друга, и все понимают, что имеют одну цель и одну победу. Страх неизвестности – наибольший враг любых триумфов и достижений, а инструкции на 60 листов не вдохновляют людей. Другое дело, если все это превратить в игру.

Важно понимать, что сама по себе геймификация не приносит прибыль. Она конкретизирует, как именно, в каком виде и кто эту прибыль заработает. А также, что нас будет вдохновлять и какие метрики капитализации будут собраны в процессе работы.

Доска с заметками или шахматная доска: что лучше в стратегической перспективе

Главная идея игровых процессов – в конце концов убить дракона, спасти принцессу и получить золото. Это можно запланировать на завтра, а можно и через 5 лет. Главное – цель, остальное – это организация и координация. Если стратегическому менеджменту и совету директоров удобно использовать для координации доски, это хорошо. Однако настенные доски больше подходят для операционных процессов и задач. За ними сложно понять стратегическую или тактическую ситуацию, особенно без дополнительных объяснений.

Стратегическую обстановку лучше отражают трехмерные формы вроде шахматных доск с фигурками. Несмотря на все технические достижения человечества, их до сих пор используют как в инженерном, так и военном деле, ведь все любят макеты. Благодаря им можно показать, где в конкретном времени будет каждый сотрудник и с какой задачей. Да и вообще, по меньшей мере, можно сделать классное фото или вообще разбить фигурку конкурента.

Будь это настенная или шахматная доска, однако неизменно одно: всегда должен быть понятным конечный результат.

Как геймифицировать бизнес: пошаговая инструкция

Главная задача любой геймификации – победить или помочь своей бизнес-стратегии. Мало владельцев бизнесов осознает, что большинство финансовых моделей, с которыми имеют дело менеджеры, непонятны другим сотрудникам. Игра призвана описать содержимое этих финансовых моделей и объяснить, как команда должна получить результат. Проблема в том, что компании редко пересматривают свои бизнес-стратегии, ведь люди не любят перечитывать. Но чтобы стратегии работали, их нужно постоянно видеть и повторять.

1. Создайте макет компании и перенесите на него все важное: офисы, производственные цепи, продукты, бренды, франшизы. Цель и потенциальный результат всегда легче оценивать по отношению к чему-либо. Макет можно создать из любых подручных материалов. Мы в компании обычно работаем с глиной.

2. Смоделируйте ситуацию. Определите оперативную ситуацию (клиенты, сотрудники, конкуренты, партнеры, риски, тренды), сделайте предположение о развитии ситуации наиболее вероятным путем и маловероятным (но худшим) и попытайтесь спрогнозировать результаты, которые получите за год.

3. Сформируйте список проектов, которые принципиально воплотить, чтоб в текущей ситуации достигнуть определенной цели. Их всегда немного.

4. Вызовите команду и покажите им на макете, как и что всем нужно сделать. Затем предложите сотрудникам продемонстрировать действия в своей зоне ответственности. Как человек показывает на макете, так он будет играть на поле.

Игра вместо инструкций на десятки листов. Как геймификация бизнеса повышает производительность компании /Фото 1

На фото изображен момент продажи компании по ожидаемой оценке. На карте расставлены: описание ситуации, факторы внешней среды, бренды, франшизы, продукты, производственные линии, союзники, поставщики, а также ключевые ценности. Все, что мы планируем использовать для победы в этой игре.

Игра вместо инструкций на десятки листов. Как геймификация бизнеса повышает производительность компании /Фото 2

Вторая по важности вещь в компании – управление зарплатами. На фото изображено распределение сотрудников по важности и стоимости на год. На плоскости зафиксированы типы и размеры мотивации, а также игровое поведение (квалификационный рост и карьерные лифты).

Отличие международных компаний от украинских заключается в отказе от материальной мотивации. Денег слишком много, чтобы они составляли реальную игровую ценность, а потому важнее признаки капитализации, репутация и другие. Именно поэтому многим украинцам непонятна практика крупных иностранных компаний иметь условно 30 столовых с разнообразными кухнями для сотрудников. На самом деле это легализация игрового времени на территории компании. Важно, что в ваши игры могут играть не только сотрудники, но и партнеры, инвесторы, а главное – клиенты.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине