Играя, сотрудники глубже погружаются в бизнес-процессы компании и легче находят решение по выходу из кризиса. Пошаговая инструкция, как геймифицировать бизнес.
Getty Images
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
В течение рабочего дня, пока люди не работают, они играют. Обед, встречи на кофе или смолтоки в курилках – это социальные игры, легализованные компаниями, без которых они будут терять мотивированных работников.
Геймификация бизнеса – это введение в рабочие процессы игровых форм, помогающих решать определенные задачи, особенно в кризисных ситуациях. Она помогает разложить бизнес на действия, которые можно быстро объяснить команде и которые будут понятны широкой массе людей. Применять принципы геймификации – это принять, что люди работают не только ради зарплаты, но и ради мотивирующей атмосферы, которую можно создать благодаря рабочим играм.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Именно поэтому, разрабатывая формулы геймификации бизнеса, важно принимать во внимание все типы мотивации людей, которые будут работать на реализацию проекта: кто играет ради трофеев, кто – ради денег, внимания или похвалы, кто приходит работать, чтобы собрать сплетни и рассказать их дома. В конце концов, 85% сотрудников компаний становятся более заинтересованными, если к их работе применяют приемы игры.
На чем базируется геймификация
Все основные технологии, приходящие в бизнес, первоначально были апробированы в войнах. Первым эффективным геймифкатором в свое время можно считать Наполеона Бонапарта, который смог применить к военным действиям то, что мы называем проектным менеджментом. До него войны вели преимущественно на основе конкуренции между родами войск: пехота против пехоты, кавалерия против кавалерии и т.д. А он привлек мобильные тактические группы, состоявшие из военных с разными навыками, и использовал их для достижения конкретной цели (взломать фланг, отрезать поставки, поразить цели в тылу), чтобы получить тактическое преимущество для основных сил.
Как работает геймификация для бизнеса
Есть вызовы, которые нужно побороть. Менеджер формирует проектную группу из разных отделов, и они решают эту задачу. Если нужно больше побед, то группу собирают почаще.
Зачем в таких случаях геймификация? В большинстве своем люди никогда не сталкивались с кризисной ситуацией, которую должны решить. Ее следует распланировать, смоделировать и дополнить определенной мотивацией. Конечно, много времени уделяется целям, подготовке, оценке ситуации и рисков, но, наконец, команду ждет дикое поле, где каждый полагается друг на друга, и все понимают, что имеют одну цель и одну победу. Страх неизвестности – наибольший враг любых триумфов и достижений, а инструкции на 60 листов не вдохновляют людей. Другое дело, если все это превратить в игру.
Важно понимать, что сама по себе геймификация не приносит прибыль. Она конкретизирует, как именно, в каком виде и кто эту прибыль заработает. А также, что нас будет вдохновлять и какие метрики капитализации будут собраны в процессе работы.
Доска с заметками или шахматная доска: что лучше в стратегической перспективе
Главная идея игровых процессов – в конце концов убить дракона, спасти принцессу и получить золото. Это можно запланировать на завтра, а можно и через 5 лет. Главное – цель, остальное – это организация и координация. Если стратегическому менеджменту и совету директоров удобно использовать для координации доски, это хорошо. Однако настенные доски больше подходят для операционных процессов и задач. За ними сложно понять стратегическую или тактическую ситуацию, особенно без дополнительных объяснений.
Стратегическую обстановку лучше отражают трехмерные формы вроде шахматных доск с фигурками. Несмотря на все технические достижения человечества, их до сих пор используют как в инженерном, так и военном деле, ведь все любят макеты. Благодаря им можно показать, где в конкретном времени будет каждый сотрудник и с какой задачей. Да и вообще, по меньшей мере, можно сделать классное фото или вообще разбить фигурку конкурента.
Будь это настенная или шахматная доска, однако неизменно одно: всегда должен быть понятным конечный результат.
Как геймифицировать бизнес: пошаговая инструкция
Главная задача любой геймификации – победить или помочь своей бизнес-стратегии. Мало владельцев бизнесов осознает, что большинство финансовых моделей, с которыми имеют дело менеджеры, непонятны другим сотрудникам. Игра призвана описать содержимое этих финансовых моделей и объяснить, как команда должна получить результат. Проблема в том, что компании редко пересматривают свои бизнес-стратегии, ведь люди не любят перечитывать. Но чтобы стратегии работали, их нужно постоянно видеть и повторять.
1. Создайте макет компании и перенесите на него все важное: офисы, производственные цепи, продукты, бренды, франшизы. Цель и потенциальный результат всегда легче оценивать по отношению к чему-либо. Макет можно создать из любых подручных материалов. Мы в компании обычно работаем с глиной.
2. Смоделируйте ситуацию. Определите оперативную ситуацию (клиенты, сотрудники, конкуренты, партнеры, риски, тренды), сделайте предположение о развитии ситуации наиболее вероятным путем и маловероятным (но худшим) и попытайтесь спрогнозировать результаты, которые получите за год.
3. Сформируйте список проектов, которые принципиально воплотить, чтоб в текущей ситуации достигнуть определенной цели. Их всегда немного.
4. Вызовите команду и покажите им на макете, как и что всем нужно сделать. Затем предложите сотрудникам продемонстрировать действия в своей зоне ответственности. Как человек показывает на макете, так он будет играть на поле.
На фото изображен момент продажи компании по ожидаемой оценке. На карте расставлены: описание ситуации, факторы внешней среды, бренды, франшизы, продукты, производственные линии, союзники, поставщики, а также ключевые ценности. Все, что мы планируем использовать для победы в этой игре.
Вторая по важности вещь в компании – управление зарплатами. На фото изображено распределение сотрудников по важности и стоимости на год. На плоскости зафиксированы типы и размеры мотивации, а также игровое поведение (квалификационный рост и карьерные лифты).
Отличие международных компаний от украинских заключается в отказе от материальной мотивации. Денег слишком много, чтобы они составляли реальную игровую ценность, а потому важнее признаки капитализации, репутация и другие. Именно поэтому многим украинцам непонятна практика крупных иностранных компаний иметь условно 30 столовых с разнообразными кухнями для сотрудников. На самом деле это легализация игрового времени на территории компании. Важно, что в ваши игры могут играть не только сотрудники, но и партнеры, инвесторы, а главное – клиенты.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.