Категория
Жизнь
Дата

Как предпринимателю строить партнерские отношения, чтоб извлечь из них максимум. Практичные советы

2 хв читання

Украина разжилась единорогом даже в разгар войны, но чтобы перестроить экономику, нужны еще десятки миллиардных стартапов. Для этого есть основа – человеческий капитал и умение работать с передовыми технологиями. Чтобы превратить это в процветающие бизнесы, осталось освоить ключевой навык – умение правильно строить партнерсткие отношения.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Почему важны партнерства

Партнерство – краеугольная часть любого бизнеса, и это особенно заметно в IT. Около 80% единорогов, созданных после 2005 года, были организованы командой из нескольких основателей. Успех Google, Facebook и AirBnB – командная работа. 

Соло-предпринимательство, подарившее нам Amazon, Dell или eBay, встречается реже, становится пережитком прошлого. А возможно, оно всегда было выдумкой – как показало исследование Harward Business Review, даже предприниматели без формального набора «сооснователей» имели тех, к кому можно было обратиться за поддержкой и помощью.

Почему это так хорошо работает? Создание прорывных продуктов требует фокуса, а хорошие партнеры дополняют друг друга экспертизой и умениями, кратно повышая шансы на успех. Если это такие очевидные истины, странно, что идеальные партнерства так редки. Объяснение есть: мешает отсутствие глубоко укоренившейся культуры предпринимательства и заблуждения.

Анатомия партнерств

Партнерства можно поделить на две ключевые категории: по формату владения и участия.

  • В первом случае речь о равном долевом участии или мажоритарно-миноритарном партнерстве. Это начальный, но не последний уровень того, как структурирована внутри любая компания. Распределение акций не снимает вопросы к тому, кто является лидером. Один из лучших путеводителей по этому вопросу – лекция и конспект от Y Combinator, который поможет очертить основные условия дележа equity даже «зеленым» предпринимателям.
  • Существует разделение партнерств на активное и пассивное. Это одна из самых сложных концепций для украинских предпринимателей, они возводят в абсолют именно активное участие. В реальности каждый проект должен иметь четко обозначенного лидера и тех, кто готов «подносить ему снаряды», не вмешиваясь в процесс за пределами своих компетенций.

«Многие люди относятся к выбору основателя даже менее внимательно, чем к обычному найму сотрудников. Это ошибка», – предупраждает предпринимателей стартап-легенда Сэм Альтман. Это наставление легко понять неверно, выискивая среди окружения самого близкого по духу и приятного человека. Одно из важнейших открытий в партнерстве – понимание, что ваш сооснователь не должен становиться вашим близким другом.

Ошибка выжившего и дилемма инноватора

Истории, где за успешными бизнесами стоят пара закадычных друзей или семейная пара, – про «ошибку выжившего», а не единственно верный путь. И даже если вам кажется, что вы точно сможете сделать все иначе, это предпринимательское заблуждение – переоценивать себя и неодооценивать окружающие трудности.  

Чтобы избежать лишних драм, лучше оставлять за каждым человеком по одной роли: пусть друг остается другом, жена – женой. Бизнес-партнер может отличаться темпераментом, характером и обязан иметь хотя бы частично иные взгляды. Иначе вы рискуете клонировать себя без пользы для общего дела и ценой значительного пакета акций. 

Жизнь основателя и без того наполнена тяжелыми вопросами. Почитайте классическое эссе «Дилемма фаундера», где описано множество вещей, которые могут пойти не так. Неумение выстраивать партнерские отношения среди главных источников проблем: технологические CEO чаще всего теряют контроль над компанией в пользу совета директоров именно потому, что не понимают динамики взаимоотношений. 

Как добиться баланса? Обязательно проводите партнерские сессии – глубоко продуманные и структурированные онбординг-сессии для погружения в бизнес. Не пожалейте времени и сил. Нужно прописать конкретные роли, зоны ответственности и цели партнерства. Последнее особенно важно – бизнес не может быть исключительно процессом, а итоговый документ должен стать вашей путеводной картой, с которой можно сверяться по ходу развития.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні