Украина разжилась единорогом даже в разгар войны, но чтобы перестроить экономику, нужны еще десятки миллиардных стартапов. Для этого есть основа – человеческий капитал и умение работать с передовыми технологиями. Чтобы превратить это в процветающие бизнесы, осталось освоить ключевой навык – умение правильно строить партнерсткие отношения.
Почему важны партнерства
Партнерство – краеугольная часть любого бизнеса, и это особенно заметно в IT. Около 80% единорогов, созданных после 2005 года, были организованы командой из нескольких основателей. Успех Google, Facebook и AirBnB – командная работа.
Соло-предпринимательство, подарившее нам Amazon, Dell или eBay, встречается реже, становится пережитком прошлого. А возможно, оно всегда было выдумкой – как показало исследование Harward Business Review, даже предприниматели без формального набора «сооснователей» имели тех, к кому можно было обратиться за поддержкой и помощью.
Почему это так хорошо работает? Создание прорывных продуктов требует фокуса, а хорошие партнеры дополняют друг друга экспертизой и умениями, кратно повышая шансы на успех. Если это такие очевидные истины, странно, что идеальные партнерства так редки. Объяснение есть: мешает отсутствие глубоко укоренившейся культуры предпринимательства и заблуждения.
Анатомия партнерств
Партнерства можно поделить на две ключевые категории: по формату владения и участия.
- В первом случае речь о равном долевом участии или мажоритарно-миноритарном партнерстве. Это начальный, но не последний уровень того, как структурирована внутри любая компания. Распределение акций не снимает вопросы к тому, кто является лидером. Один из лучших путеводителей по этому вопросу – лекция и конспект от Y Combinator, который поможет очертить основные условия дележа equity даже «зеленым» предпринимателям.
- Существует разделение партнерств на активное и пассивное. Это одна из самых сложных концепций для украинских предпринимателей, они возводят в абсолют именно активное участие. В реальности каждый проект должен иметь четко обозначенного лидера и тех, кто готов «подносить ему снаряды», не вмешиваясь в процесс за пределами своих компетенций.
«Многие люди относятся к выбору основателя даже менее внимательно, чем к обычному найму сотрудников. Это ошибка», – предупраждает предпринимателей стартап-легенда Сэм Альтман. Это наставление легко понять неверно, выискивая среди окружения самого близкого по духу и приятного человека. Одно из важнейших открытий в партнерстве – понимание, что ваш сооснователь не должен становиться вашим близким другом.
Ошибка выжившего и дилемма инноватора
Истории, где за успешными бизнесами стоят пара закадычных друзей или семейная пара, – про «ошибку выжившего», а не единственно верный путь. И даже если вам кажется, что вы точно сможете сделать все иначе, это предпринимательское заблуждение – переоценивать себя и неодооценивать окружающие трудности.
Чтобы избежать лишних драм, лучше оставлять за каждым человеком по одной роли: пусть друг остается другом, жена – женой. Бизнес-партнер может отличаться темпераментом, характером и обязан иметь хотя бы частично иные взгляды. Иначе вы рискуете клонировать себя без пользы для общего дела и ценой значительного пакета акций.
Жизнь основателя и без того наполнена тяжелыми вопросами. Почитайте классическое эссе «Дилемма фаундера», где описано множество вещей, которые могут пойти не так. Неумение выстраивать партнерские отношения среди главных источников проблем: технологические CEO чаще всего теряют контроль над компанией в пользу совета директоров именно потому, что не понимают динамики взаимоотношений.
Как добиться баланса? Обязательно проводите партнерские сессии – глубоко продуманные и структурированные онбординг-сессии для погружения в бизнес. Не пожалейте времени и сил. Нужно прописать конкретные роли, зоны ответственности и цели партнерства. Последнее особенно важно – бизнес не может быть исключительно процессом, а итоговый документ должен стать вашей путеводной картой, с которой можно сверяться по ходу развития.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.