Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху /Getty Images
Категория
Жизнь
Дата

Греховность сребролюбия. Почему среди миллионеров так мало православных

4 хв читання

Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху Фото Getty Images

В основе православного учения – греховность инициативы, учение о «страсти сребролюбия», культ страданий. На такой основе не может появиться экономически успешное общество.

Как православное христианство влияло и влияет на экономику и материальное положение граждан. Объясняет журналист, много лет исследующий церковное устройство Украины, Влад Головин

Обычно Forbes указывает несколько анкетных параметров участников своего списка самых богатых: возраст, семейное положение, количество детей.

Вероисповедание не входит в этот список. Но используя информацию из открытых источников, можно увидеть – среди миллионеров очень мало православных христиан.

В номинально православной Украине есть только один – подсанкционный миллиардер Вадим Новинский, 59. Может, есть и другие, но никто открыто не заявлял, что именно православная вера является для них ценностью.

Почему среди обеспеченных предпринимателей или топ-менеджеров так мало представителей восточного христианства?

Дело не в религиозности

Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху.

Еще в 1905 году немецкий социолог Макс Вебер издал книгу «Протестантская этика и дух капитализма». Ее идея – экономическое развитие нескольких европейских стран стало возможным именно благодаря религиозной идентичности.

Одна из ключевых идей протестантства – если ты богатый человек, много работаешь и много зарабатываешь, значит, тебя любит Бог, и ты попадешь в рай. Именно эти тезисы, по мнению Вебера, повлияли на развитие предпринимательства и капитализма в Европе.

С тех пор многие социологи исследовали, как православное христианство влияет на экономику и материальное положение граждан.

Первым на этот вопрос пытался ответить немецкий экономист, один из ключевых деятелей Кельнской школы экономистов Альфред Мюллер-Армак. В 1945 году он издал работу Zur Religionssoziologie des europäischen Ostens («Социология религии в Восточной Европе»).

Он не исследовал протестантизм, как Вебер до него, а взял более широкую тему – сравнил лютеранство, кальвинизм, католичество и православие.

Сначала Мюллер-Армак указал на общие черты всех конфессий, затем – на отличия.

Православное христианство, в отличие от католического или протестантского, так и не создало своей трудовой этики. Ему присуще отсутствие поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, поэтому оно не оказывало влияния на социально-экономическое развитие в своих странах, считал экономист.

Токсическая среда для предпринимательства

После этого последовало еще много исследований о влиянии православного мировоззрения на экономику.

Они указывали на другие особенности восточного христианства:

  • обесценивание мира вне религиозных общин;
  • эскопизм;
  • сосредоточенность на мистике.

Если католические монахи часто социально активны, то православные наоборот стараются как можно меньше сталкиваться с этим греховным миром.

Немецкий социолог греческого происхождения Демосфен Саврамис даже считал, что одной из причин экономического упадка Византии стало развитие православных монастырей.

Монастыри со временем становились богаче, увеличивали количество земель в своем владении. Это снижало экономические возможности развития предпринимательства в сельской местности и подталкивало урбанизацию.

Тезисы этих исследований часто отвечали идеям, которые я слышал на проповедях или в общении со священниками, или читал из книг святых отцов.

Действительно, инициатива, не только предпринимательская, но и любая, в православном мировоззрении считается греховной. Ибо идеал монашеской жизни – это безусловное послушание своему духовному отцу.

«Послушание и лишение своей воли спасает человека от смерти», – писал в VI веке один из основателей монашеской традиции Авва Доротей. Со времен раннего средневековья в восточной православной традиции послушание считается одной из важнейших добродетелей, оно «выше поста и молитвы».

Идеал монашеской жизни многие столетия был образцом для обычных прихожан. В этой системе ценностей иметь собственную волю и жить в соответствии с ней – это следовать дьявольскому искушению, это прямой путь в ад.

Святые отцы против

Дело не только в отсутствии инициативы.

В православной традиции есть учение о греховных страстях, то есть изъянах. Одна из них – сребролюбие, как дословно перевели с греческого.

В I веке Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофея называл эту страсть «корнем всякой беды». Человек, который всеми силами хочет стать обеспеченным, всю надежду возлагает именно на деньги. Став богатым, уже не будет думать о Боге, от которого зависит все в мире.

Поэтому «сребролюбие – дочь неверия», – писал в V веке один из самых авторитетных святых отцов, преподобный Иоанн Лествичник.

Пренебрежение богатством – часть всеобщего обесценивания всех благ материального мира, всех обычных наслаждений – было унаследовано средневековыми монахами от стоиков и неоплатоников.

Я был очень удивлен, как много общих тезисов по этому поводу можно найти в произведениях Марка Аврелия или другого известного стоика Эпиктета (II и III век после Р.Х.), у Ивана Лествичника или Аввы Дорофея (V и VI век после Р.Х.).

Библия – это сборник книг авторов разных исторических эпох, православные из этой книги взяли учение о греховности сребролюбия, протестанты создали учение о том, что богатых любит Бог, а бедность объясняется греховностью.

Обесценивание материального и идея о греховности любых наслаждений со временем только развивались. И привели к другому тезису – само страдание является маркером праведности.

Результат культа мучеников, интерпретации страданий Христа как образца для подражания – люди сами искали страданий как пути к спасению.

Современному человеку, который, например, слушает рассказы экскурсоводов в Киево-Печерской лавре, трудно понять, почему эти святые годами проводили время в тесных пещерах, ели хлеб и воду и лишили себя всех радостей жизни.

Но с точки зрения средневекового человека такие люди избрали путь «спасения» и через страдания приближали себя к раю.

Греховность инициативы, учение о «страсти сребролюбия», культ страданий – на такой основе не может появиться экономически успешное общество.

Это создает условия, при которых человек не может стать состоятельным. Православная аскетика фактически всячески поддерживает и благословляет образ жизни, оставляющий людей бедными. «Душа бедного, – писал святой Иоанн Златоуст, – сияет как золото, блестит как бриллиант, цветет как роза».

Часто желание быть богатым основано на фоновой тревожности и уверенности человека в том, что мир является для него враждебной средой, а Бог его не любит и не будет заботиться о нем. Именно поэтому святые отцы были против сребролюбия.

Современные психологи или эксперты по саморазвитию повторяют тезис: «Вселенная является дружной, и в ней достаточно ресурсов». По содержанию это сродни христианской идее о том, что Бог любит всех людей.

Как бы то ни было, именно обесценивание идеи материального успеха стало одной из ведущих в православной традиции.

Поэтому протестантские или католические страны стали в свое время лидерами экономического развития и частного предпринимательства, а православные – имеют самые богатые монастыри и храмы.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд