Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху /Getty Images
Категория
Жизнь
Дата

Греховность сребролюбия. Почему среди миллионеров так мало православных

4 хв читання

Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху Фото Getty Images

В основе православного учения – греховность инициативы, учение о «страсти сребролюбия», культ страданий. На такой основе не может появиться экономически успешное общество.

Как православное христианство влияло и влияет на экономику и материальное положение граждан. Объясняет журналист, много лет исследующий церковное устройство Украины, Влад Головин

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Обычно Forbes указывает несколько анкетных параметров участников своего списка самых богатых: возраст, семейное положение, количество детей.

Вероисповедание не входит в этот список. Но используя информацию из открытых источников, можно увидеть – среди миллионеров очень мало православных христиан.

В номинально православной Украине есть только один – подсанкционный миллиардер Вадим Новинский, 59. Может, есть и другие, но никто открыто не заявлял, что именно православная вера является для них ценностью.

Почему среди обеспеченных предпринимателей или топ-менеджеров так мало представителей восточного христианства?

Дело не в религиозности

Среди миллионеров есть католики, протестанты, иудеи и мусульмане. Конфессиональная принадлежность оказывает прямое влияние на отношение человека к деньгам, достатку и материальному успеху.

Еще в 1905 году немецкий социолог Макс Вебер издал книгу «Протестантская этика и дух капитализма». Ее идея – экономическое развитие нескольких европейских стран стало возможным именно благодаря религиозной идентичности.

Одна из ключевых идей протестантства – если ты богатый человек, много работаешь и много зарабатываешь, значит, тебя любит Бог, и ты попадешь в рай. Именно эти тезисы, по мнению Вебера, повлияли на развитие предпринимательства и капитализма в Европе.

С тех пор многие социологи исследовали, как православное христианство влияет на экономику и материальное положение граждан.

Первым на этот вопрос пытался ответить немецкий экономист, один из ключевых деятелей Кельнской школы экономистов Альфред Мюллер-Армак. В 1945 году он издал работу Zur Religionssoziologie des europäischen Ostens («Социология религии в Восточной Европе»).

Он не исследовал протестантизм, как Вебер до него, а взял более широкую тему – сравнил лютеранство, кальвинизм, католичество и православие.

Сначала Мюллер-Армак указал на общие черты всех конфессий, затем – на отличия.

Православное христианство, в отличие от католического или протестантского, так и не создало своей трудовой этики. Ему присуще отсутствие поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, поэтому оно не оказывало влияния на социально-экономическое развитие в своих странах, считал экономист.

Токсическая среда для предпринимательства

После этого последовало еще много исследований о влиянии православного мировоззрения на экономику.

Они указывали на другие особенности восточного христианства:

  • обесценивание мира вне религиозных общин;
  • эскопизм;
  • сосредоточенность на мистике.

Если католические монахи часто социально активны, то православные наоборот стараются как можно меньше сталкиваться с этим греховным миром.

Немецкий социолог греческого происхождения Демосфен Саврамис даже считал, что одной из причин экономического упадка Византии стало развитие православных монастырей.

Монастыри со временем становились богаче, увеличивали количество земель в своем владении. Это снижало экономические возможности развития предпринимательства в сельской местности и подталкивало урбанизацию.

Тезисы этих исследований часто отвечали идеям, которые я слышал на проповедях или в общении со священниками, или читал из книг святых отцов.

Действительно, инициатива, не только предпринимательская, но и любая, в православном мировоззрении считается греховной. Ибо идеал монашеской жизни – это безусловное послушание своему духовному отцу.

«Послушание и лишение своей воли спасает человека от смерти», – писал в VI веке один из основателей монашеской традиции Авва Доротей. Со времен раннего средневековья в восточной православной традиции послушание считается одной из важнейших добродетелей, оно «выше поста и молитвы».

Идеал монашеской жизни многие столетия был образцом для обычных прихожан. В этой системе ценностей иметь собственную волю и жить в соответствии с ней – это следовать дьявольскому искушению, это прямой путь в ад.

Святые отцы против

Дело не только в отсутствии инициативы.

В православной традиции есть учение о греховных страстях, то есть изъянах. Одна из них – сребролюбие, как дословно перевели с греческого.

В I веке Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофея называл эту страсть «корнем всякой беды». Человек, который всеми силами хочет стать обеспеченным, всю надежду возлагает именно на деньги. Став богатым, уже не будет думать о Боге, от которого зависит все в мире.

Поэтому «сребролюбие – дочь неверия», – писал в V веке один из самых авторитетных святых отцов, преподобный Иоанн Лествичник.

Пренебрежение богатством – часть всеобщего обесценивания всех благ материального мира, всех обычных наслаждений – было унаследовано средневековыми монахами от стоиков и неоплатоников.

Я был очень удивлен, как много общих тезисов по этому поводу можно найти в произведениях Марка Аврелия или другого известного стоика Эпиктета (II и III век после Р.Х.), у Ивана Лествичника или Аввы Дорофея (V и VI век после Р.Х.).

Библия – это сборник книг авторов разных исторических эпох, православные из этой книги взяли учение о греховности сребролюбия, протестанты создали учение о том, что богатых любит Бог, а бедность объясняется греховностью.

Обесценивание материального и идея о греховности любых наслаждений со временем только развивались. И привели к другому тезису – само страдание является маркером праведности.

Результат культа мучеников, интерпретации страданий Христа как образца для подражания – люди сами искали страданий как пути к спасению.

Современному человеку, который, например, слушает рассказы экскурсоводов в Киево-Печерской лавре, трудно понять, почему эти святые годами проводили время в тесных пещерах, ели хлеб и воду и лишили себя всех радостей жизни.

Но с точки зрения средневекового человека такие люди избрали путь «спасения» и через страдания приближали себя к раю.

Греховность инициативы, учение о «страсти сребролюбия», культ страданий – на такой основе не может появиться экономически успешное общество.

Это создает условия, при которых человек не может стать состоятельным. Православная аскетика фактически всячески поддерживает и благословляет образ жизни, оставляющий людей бедными. «Душа бедного, – писал святой Иоанн Златоуст, – сияет как золото, блестит как бриллиант, цветет как роза».

Часто желание быть богатым основано на фоновой тревожности и уверенности человека в том, что мир является для него враждебной средой, а Бог его не любит и не будет заботиться о нем. Именно поэтому святые отцы были против сребролюбия.

Современные психологи или эксперты по саморазвитию повторяют тезис: «Вселенная является дружной, и в ней достаточно ресурсов». По содержанию это сродни христианской идее о том, что Бог любит всех людей.

Как бы то ни было, именно обесценивание идеи материального успеха стало одной из ведущих в православной традиции.

Поэтому протестантские или католические страны стали в свое время лидерами экономического развития и частного предпринимательства, а православные – имеют самые богатые монастыри и храмы.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні