Как так получилось, что самая большая конфессия в Украине – это МП и почему верующие УПЦ МП за год полномасштабной войны не начали массово из нее выходить, объясняет журналист, который много лет исследует церковное устройство Украины, Влад Головин
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Украинские власти заняли проактивную позицию по отношению к деятельности УПЦ Московского патриархата в Украине только на девятый месяц войны с Россией — с ноября 2022 года. Все началось с контрразведывательных мер правоохранителей в Киево-Печерской лавре. 1 декабря стало известно, что СНБО советует правительству и парламенту отдельным законом запретить деятельность УПЦ МП и проверить законность его пребывания в Киево-Печерской лавре. Результат — УПЦ МП должна покинуть Лавру до 29 марта, но монахи конфессии не собираются этого делать.
За подобными новостями без внимания остается более важный вопрос: почему на втором году полномасштабной войны с РФ крупнейшей религиозной конфессией Украины остается церковь, связанная с врагом?
Чтобы качественно ответить на этот вопрос, разделим его на два подвопроса:
- Как так получилось, что самая большая конфессия в Украине – это МП?
- Почему верующие УПЦ МП за год полномасштабной войны не начали массово из нее выходить?
Становление УПЦ – период роста всех религиозных конфессий в стране
Религиозный ренессанс в украинском обществе приходится на 1990-е и начало 2000-х годов – период, когда у большинства населения не было четко выраженного национального сознания, а патриотизм, нормальный теперь, был популярен среди меньшинства.
Тогда значительная часть нынешних прихожан и духовенства Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) проходили через процесс религиозной индоктринации или «воцерковления». Они стали верующими, несмотря на свою национальную идентичность. Тогда было распространено индифферентное отношение к украинской национальной идее – вспомните: миллионы избирателей голосовали за Леонида Кучму или Виктора Януковича.
Составляющая религиозного ренессанса в Украине – активная миссионерская деятельность, на современном языке – массовая маркетинговая кампания. Ею занимались все религиозные конфессии. Вспомните, как часто можно было встретить на улицах представителей Свидетелей Иеговы или мормонов.
Тогда Украинская греко-католическая церковь ( УГКЦ ) была успешной в своих традиционных регионах на Западе Украины и начала распространять свое влияние и на другие области.
Протестантам удалось обратить людей во всех регионах, а УПЦ МП росла там, где была основа для российского культурного влияния. То есть там, где русский язык оставался наиболее употребляемым – восток, юг и частично север Украины.
Именно тогда оказалось: среди православных есть люди, которые могут объяснить основы веры на понятном языке, с юмором и вписывая христианство в современный культурный контекст. И в Русской православной церкви (РПЦ), и в УПЦ МП есть сотни священников, которые считают, что на их обращение повлияли книги диакона Андрея Кураева, протоиерея Александра Меня или других известных проповедников РПЦ.
«Многомиллионная паства» – может, это миф?
Спад религиозного ренессанса пришелся на начало 2010-х: динамика открытия новых религиозных общин сократилась во всех конфессиях. Но УПЦ МП, согласно данным Госслужбы по этнополитике и свободе совести, до сих пор остается самой большой религиозной конфессией в Украине, объединяя более 12 000 приходов. Это больше, чем у Православной церкви Украины (ПЦУ) и Греко-католической церкви вместе взятых.
Именно этот аргумент – главный для иерархов УПЦ МП и РПЦ, они всегда говорят о своих прихожанах «многомиллионная паства».
Парадокс: 13 января 2023 года на сайте Кабмина зарегистрировали петицию «Не запрещать Украинскую православную церковь», для ее рассмотрения нужно было собрать 25 000 подписей. Мизер для организации, у которой «многомиллионная паства», 12 000 приходов, более 10 000 священников и почти 5000 монахов. Но пока петиция собрала необходимое количество подписей, прошло два месяца.
Объяснение может быть простым. Скорее всего, «многомиллионная паства» – это обычная гипербола, традиционная для православной проповеди, созданной на базе византийской пышной риторики. Реальное количество прихожан той или иной религиозной конфессии в Украине до сих пор не исследовано. Все опросы только добавляют вопросов, показывая количество поклонников и симпатиков конфессий, а не адептов.
Общая численность приходов – тоже не информативный показатель. Например, один приход УПЦ МП или ПЦУ в поселке – это около 50 или 100 человек, в зависимости от населения самого населенного пункта. А такой приход как Киево-Печерская лавра – это несколько тысяч киевлян, постоянно посещающих храмы лавры, среднюю цифру найти фактически невозможно.
В случае с протестантскими церквями может быть иначе – там одна община, зарегистрированная в государственных органах – это тысячи верующих. Поэтому при меньшем количестве общин протестанты могут быть на самом деле такими же многочисленными, как и православные.
Чтобы выяснить реальный масштаб конфессий в Украине, нужно провести более глубокое и профессиональное исследование и опросы, спросить людей не «К какой церкви вы себя относите – украинской или московской», а «Является ли человек религиозным, какой именно конфессии». В таком опросе после вопроса «Верите ли вы в Бога?» должны быть вопросы: «Как часто посещаете службу, молитесь, читаете Священное Писание?». Обычно такие опросы показывают огромную разницу между теми, кто декларирует себя верующими, и теми, кто придерживается религиозных практик.
Такие вопросы задает, например, Pew Research Center в своем исследовании Religious Belief и National Belonging in Central and Eastern Europe, сделанном в 2015–2016 годах в 18 странах. Согласно данным этого исследования, в Украине 78% людей считают себя православными (в процентах ко всему населению), но только 29% молятся каждый день и 12% посещают храм каждое воскресенье (в процентах к назвавшим себя верующими). Кстати, в России только 6% так называемых православных посещают храм каждое воскресенье.
Эти цифры дают еще одну важную информацию – нет «многомиллионной паствы». Украина – преимущественно секулярная страна, и людей, для которых религия является важной частью жизни – меньшинство. Какая из них – прихожане ПЦУ, какая – УПЦ МП, а какая – УГКЦ – никто точно не знает.
Почему давить на УПЦ МП нет смысла
Почему верующие УПЦ МП за год полномасштабной войны с Россией не начали массово из нее выходить?
Любая альтернатива для них равнозначна потере своей религиозной идентичности. Десятилетиями архиереи и священники УПЦ МП доказывали, что любое православие без Москвы – это прямой путь в ад.
Церковь – это иерархическая структура с высоким уровнем лояльности прихожан к лидерам и отсутствием критического отношения к высказываниям иерархов. Поэтому вариант перейти в ПЦУ для монахов Печерской или Почаевской лавры – значит «предать Христа». В их системе координат верность своей конфессии воспринимается как верность Богу.
Так же не будут эффективны призывы настоятеля ПЦУ митрополита Епифания к прихожанам УПЦ МП перейти в ПЦУ – для них это значит «перейти в раскол», то есть оказаться вне церкви. Поэтому любое давление со стороны власти контрпродуктивно. Прихожане и священники УПЦ МП воспринимают это давление как «гонение», то есть преследование и нарушение прав человека из-за его религиозных убеждений.
Тем более, что существующие общины очень крепкие. Изменяя свои убеждения на религиозные, человек постепенно обретает новое окружение – своего настоятеля, других участников общины. Принадлежность к социуму – одна из важных психологических потребностей. Любая религиозная община чаще всего сильна тем, что очень качественно удовлетворяет эту потребность. Ведь в нормальном обществе люди видят друг друга каждое воскресенье, общаются, помогают друг другу, молятся друг за друга – такие эмоциональные связи всегда цементируют общину.
Это относительно уровня общества. Если посмотреть на УПЦ МП в целом, то после завершения периода религиозного ренессанса в конфессии постепенно образовались три группы.
Первая – топ-менеджмент: епископы, архиепископы и митрополиты. Для них переход в другую конфессию – это катастрофа, потеря статуса, места жительства и всего-всего.
Вторая – идейные сторонники «русского мира», российского православия: священники, которые помогали террористу Игорю Гиркину, аплодировали Владимиру Путину в Кремле или наводили российскую артиллерию. Эти люди не могут перейти в ПЦУ, потому что считают врагом Украину в целом, а не только ПЦУ.
Топ-менеджмент оказался неспособен понять, что нахождение таких людей в церкви перечеркивает ее репутацию в украинском обществе. На то было много причин, в частности – некоторые из них одновременно были сторонниками России.
Третья – обычные верующие, прихожане, которые каждое воскресенье приходят на службу, молятся, исповедуются и соблюдают посты. Большинство из них стали верующими 10–20 лет назад. Кто был патриархом или епископом, сначала мало для кого было важно.
Большее значение имели отношения со своим духовным наставником, с братьями и сестрами в общине. Первая исповедь, первое причастие – это столь важные события в эмоциональной жизни неофита, что они закрывают все другие вопросы в жизни.
Когда со временем прихожане начинают интересоваться, кто руководитель в этом большом бюрократическом аппарате, у них уже есть крепкие связи в самом обществе. Если такие вопросы возникали раньше, это тоже не было проблемным.
В 90-е годы и начале 2000-х в Украине бренд «Московский патриархат» еще не имел такой плохой репутации. А в русскоязычных регионах и подавно – только положительный имидж. Тем более, что священники всегда говорили: «Связь с Москвой только молитвенная». То есть это такая же дань традиции, как и верховенство Папы Римского над католическими странами во всем мире – связь чисто номинальная. Большинство прихожан разделяют именно такую точку зрения.
Эта третья группа – обычные граждане Украины. Они помогают армии, иногда сами или их дети служат в рядах ВСУ, защищая страну. Но при этом остаются верующими УПЦ МП, потому что верят, что «связь с Московским патриархатом чисто номинальная, но и она была разорвана после Собора УПЦ в мае 2022 года». Но лояльность прихожан к епископам УПЦ МП делает простых верующих заложниками ситуации.
Единственный путь решения этой дилеммы – убедить архиереев УПЦ МП не демонизировать украинское православие, то есть ПЦУ. Но для этого сами топ-менеджеры должны быть готовы избавиться от своих статусов, на что они, судя по последним событиям, не готовы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.