Категория
Жизнь
Дата

Ирина Цилык в жюри, два фильма в официальном отборе и многочисленные программы поддержки. Украина очень широко представлена в Каннах в этом году. Как это поможет отечественному кинематографу

5 хв читання

Ирина Цилык в жюри, два фильма в официальном отборе и многочисленные программы поддержки. Украина очень широко представлена в Каннах в этом году. Как это поможет отечественному кинематографу /Иллюстрация Shutterstock

Иллюстрация Shutterstock

В конкурсной и параллельной программах 75-го Каннского кинофестиваля представлены два фильма украинских режиссеров. Впервые в состав международного жюри награды «Золотой глаз» попала украинка. Режиссер Ирина Цилык будет отбирать лучший документальный фильм. Из-за войны часть программ сфокусирована на помощи Украине. Что предлагает национальный кинематограф в Каннах и какой результат ожидает

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Украина и раньше была представлена в Каннах. Но совокупность фильмов в программах, присутствие украинского режиссера в жюри и вовлеченность в несколько инициатив Каннского кинорынка делает участие в фестивале беспрецедентным, считает генеральный директор кинокомпании «Артхаус Трафик» Денис Иванов. Такая поддержка киносообщества поднимает Украину на другой уровень, добавляет он.

Есть много программ, где иностранные коллеги делают Украину более видимой, – соглашается продюсер Владимир Яценко. – Средств на кино сейчас нет, поэтому они помогают завершить работу над почти готовыми фильмами».

Связано ли внимание к Украине исключительно с полномасштабным вторжением? Нет, об участии Украины в большом количестве программ велись переговоры и в предыдущие годы, говорит продюсер Иванна Хицинская. «С войной связана скорее организация благотворительных мероприятий, но это практика не только Каннского кинофестиваля».

Ключевые события

В Каннах Украина представлена в двух программах и на кинорынке The Marché du Film.

В конкурсную секцию кинофестиваля «Особый взгляд» вошел полнометражный фильм Максима Наконечного «Видение бабочки». В параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» представлен полный метр Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир». Первый фильм – история украинской аэроразведчицы Лили, пережившей плен и изнасилование, второй – об образцовом семьянине с нечестным прошлым.

Продюсер Яценко особенно рад видеть в программе «Памфир». «Надо снимать фильмы и о войне, и не о войне, – объясняет он. – Мы продолжаем жить, любить, ссориться. Не хочется, чтобы от нас ждали только поведения жертвы, потому что мы ею не являемся».

Ирина Цилык в жюри, два фильма в официальном отборе и многочисленные программы поддержки. Украина очень широко представлена в Каннах в этом году. Как это поможет отечественному кинематографу /Фото 1

Кадр из фильма «Памфир»

К кинорынку The Marché du Film в этом году присоединятся более 12 000 профессионалов из более чем 110 стран. Больше всего представителей от США, Франции, Великобритании и Германии. У Украины тоже есть национальный павильон, за который в Каннах отказались брать плату.

На The Marché du Film будет действовать программа «Украина в фокусе». Ключевые инициативы кинорынка – Goes to Cannes, Cannes Docs Showcase и Producers Network – в этом году посвятили исключительно украинским проектам. Эти приложения необходимы для поиска финансовой поддержки и партнеров, которые помогут завершить производство фильма в частности.

Какие фильмы представлены в программах Каннского кинофестиваля

Нажмите «Читать больше»

В секции Cannes Docs будут представлены:

  • «Железная сотня» режиссера Юлии Гонтарук, продюсеры Иванна Хицинская, Александра Братищенко, Улдис Цекулис и Игорь Савиченко,
  • «Лиманы. Битва за рай» режиссера Сергея Лысенко, продюсеры Анна Капустина и Александра Кравченко,
  • «Слушая мир» режиссера Лизы Смит, продюсеры Ольга Бесхмельницына и Евгений Рачковский,
  • «Мир для Нины» режиссера Жанны Максименко-Довгич, продюсеры Люба Кнорозок и Дея Гжиновци.

Marché du Film покажут презентационные материалы игровых проектов:

  • «Я и Феликс» (международное название «Rock. Paper. Grenage» режиссера Ирины Цилык, ‌
  • «Когда нам было 15» режиссера Анны Бурячковой,
  • «Ля Палисада» режиссера Филиппа Сотниченко,
  • «Я, Нина» режиссера Марыси Никитюк.

В сотрудничестве с Tallinn Black Nights Festival, PÖFF Goes to Cannes представит проекты:

  • «Редакция» режиссера Романа Бондарчука,
  • «Дом за стеклом» Тараса Дроня,
  • «Ты меня любишь?» Тони Ноябревой,
  • «Демоны» Наталки Ворожбит,
  • «Праздник Хризантем» Семена Мозгового.

Более десятка фондов организуют специальный показ украинских фильмов на завершающих стадиях производства, рассказывает Хицинская. После кинопрезентаций организаторы будут определять, как и кому могут помочь деньгами, продвижением фильмов за границей, консультациями по монтажу, продвижением на международных телеканалах и т.д.

Национальные павильоны организуют благотворительные мероприятия в поддержку Украины. Так, в американском состоится презентация украинских фильмов. Собранные во время мероприятия пожертвования передадут благотворительному фонду фестиваля Docudays UA, который поддерживает украинских кинематографистов.

«Многие продюсеры и официальные институты стран обращаются к перечню украинских фильмов, которые в этом году не представлены в Каннах, – говорит Хицинская. – Чувствуется чрезвычайная поддержка коллег в нишевых инициативах».

Шоурил украинских фильмов для презентации на кинорынке 75-го Каннского кинофестиваля

Культурная война

В этом году Канны отказались от официальных российских делегаций и национального павильона, однако показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Организаторы кинофестиваля считают его диссидентом и борцом с режимом Путина. Однако Серебренников известен и своей дружбой с бывшим помощником президента РФ Владиславом Сурковым, не признающим украинцев как нацию.

В украинском павильоне проведут дискуссию «Cancelling Russian Culture: Cinema as an Instrument of Russian Propaganda and War». Основной месседж: не разрешить представителям страны-агрессора присутствовать на международной культурной арене. Российскую культуру следует исключить, убежден Яценко. «Французам это сложно объяснить из-за культурных связей с Россией, – считает продюсер. – Россия покупает много французских фильмов, французы – много российских. Это достаточно крупный бизнес».

Чтобы поговорить о важности культуры Яценко приедет с фронта. Его и еще шесть украинских продюсеров выбрали для специальной презентации Ukrainian Producers under the Spotlight. Она состоится в рамках индустриальной программы кинорынка Producers Network, ежегодно объединяющей более 500 мировых кинопрофессионалов в профессиональных дискуссиях.

Международная помощь

Лента режиссера Юлии Гонтарук «Железная сотня» попала в четверку документальных проектов секции Cannes Docs. Это кино о трех добровольцах, наблюдение за трансформацией человека, который прошел войну и сейчас вынужден снова вернуться на фронт, рассказывает режиссер.

Фильм Гонтарук снимает с 2015 года. «Мы на стадии постпродакшена. Нам нужна финансовая поддержка, партнеры, бродкастеры, сейлз-агенты, встречи с фестивальными отборниками», – говорит Гонтарук.

Если картина не получила награду, но ее презентацию увидели гости кинофестиваля – это уже победа, считает продюсер «Железной сотни» Хицинская. «Концентрация труднодоступных людей на одном мероприятии дает нам карт-бланш для завершения наших фильмов», – добавляет она.

Яценко привезет в Канны три незавершенных фильма, которые он продюсирует – «Я и Феликс» Ирины Цилык, «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича и «Ты – космос» Павла Острикова. Для двух первых в этом году ожидаются премьеры на фестивалях класса «А».

Тизер фильма Ирины Цилык «Я и Феликс»

Для «Я и Феликс», первого игрового фильма режиссера Цилык, Яценко ищет сейлз-агента. Ленте «Ты – космос» режиссера Павла Острикова нужен ко-продюсер. Фильм еще недосняли. «Это будет украинский sci-fi – крутая, нежная, тонкая любовная история, – говорит Яценко. – В ней должна была сыграть французская актриса, съемочный день с которой был назначен на 24 февраля. Он не состоялся».

Тизер фильма Антонио Лукича «Люксембург, Люксембург»

Для фильма «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича Яценко планирует найти дистрибьюторов. Продажей фильма будет заниматься французская компания Celluloid Dreams. «Доход сейлз-компании – комиссия по продаже фильма, которая составляет 25–30%, – объясняет Яценко. – Но Celluloid Dreams в этот раз не будут брать комиссию. Они пошли нам навстречу, чтобы помочь. Это их вклад в поддержку Украины.

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд