В конкурсной и параллельной программах 75-го Каннского кинофестиваля представлены два фильма украинских режиссеров. Впервые в состав международного жюри награды «Золотой глаз» попала украинка. Режиссер Ирина Цилык будет отбирать лучший документальный фильм. Из-за войны часть программ сфокусирована на помощи Украине. Что предлагает национальный кинематограф в Каннах и какой результат ожидает
Украина и раньше была представлена в Каннах. Но совокупность фильмов в программах, присутствие украинского режиссера в жюри и вовлеченность в несколько инициатив Каннского кинорынка делает участие в фестивале беспрецедентным, считает генеральный директор кинокомпании «Артхаус Трафик» Денис Иванов. Такая поддержка киносообщества поднимает Украину на другой уровень, добавляет он.
Есть много программ, где иностранные коллеги делают Украину более видимой, – соглашается продюсер Владимир Яценко. – Средств на кино сейчас нет, поэтому они помогают завершить работу над почти готовыми фильмами».
Связано ли внимание к Украине исключительно с полномасштабным вторжением? Нет, об участии Украины в большом количестве программ велись переговоры и в предыдущие годы, говорит продюсер Иванна Хицинская. «С войной связана скорее организация благотворительных мероприятий, но это практика не только Каннского кинофестиваля».
Ключевые события
В Каннах Украина представлена в двух программах и на кинорынке The Marché du Film.
В конкурсную секцию кинофестиваля «Особый взгляд» вошел полнометражный фильм Максима Наконечного «Видение бабочки». В параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» представлен полный метр Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир». Первый фильм – история украинской аэроразведчицы Лили, пережившей плен и изнасилование, второй – об образцовом семьянине с нечестным прошлым.
Продюсер Яценко особенно рад видеть в программе «Памфир». «Надо снимать фильмы и о войне, и не о войне, – объясняет он. – Мы продолжаем жить, любить, ссориться. Не хочется, чтобы от нас ждали только поведения жертвы, потому что мы ею не являемся».
К кинорынку The Marché du Film в этом году присоединятся более 12 000 профессионалов из более чем 110 стран. Больше всего представителей от США, Франции, Великобритании и Германии. У Украины тоже есть национальный павильон, за который в Каннах отказались брать плату.
На The Marché du Film будет действовать программа «Украина в фокусе». Ключевые инициативы кинорынка – Goes to Cannes, Cannes Docs Showcase и Producers Network – в этом году посвятили исключительно украинским проектам. Эти приложения необходимы для поиска финансовой поддержки и партнеров, которые помогут завершить производство фильма в частности.
Какие фильмы представлены в программах Каннского кинофестиваля
Нажмите «Читать больше»
В секции Cannes Docs будут представлены:
- «Железная сотня» режиссера Юлии Гонтарук, продюсеры Иванна Хицинская, Александра Братищенко, Улдис Цекулис и Игорь Савиченко,
- «Лиманы. Битва за рай» режиссера Сергея Лысенко, продюсеры Анна Капустина и Александра Кравченко,
- «Слушая мир» режиссера Лизы Смит, продюсеры Ольга Бесхмельницына и Евгений Рачковский,
- «Мир для Нины» режиссера Жанны Максименко-Довгич, продюсеры Люба Кнорозок и Дея Гжиновци.
Marché du Film покажут презентационные материалы игровых проектов:
- «Я и Феликс» (международное название «Rock. Paper. Grenage» режиссера Ирины Цилык,
- «Когда нам было 15» режиссера Анны Бурячковой,
- «Ля Палисада» режиссера Филиппа Сотниченко,
- «Я, Нина» режиссера Марыси Никитюк.
В сотрудничестве с Tallinn Black Nights Festival, PÖFF Goes to Cannes представит проекты:
- «Редакция» режиссера Романа Бондарчука,
- «Дом за стеклом» Тараса Дроня,
- «Ты меня любишь?» Тони Ноябревой,
- «Демоны» Наталки Ворожбит,
- «Праздник Хризантем» Семена Мозгового.
Более десятка фондов организуют специальный показ украинских фильмов на завершающих стадиях производства, рассказывает Хицинская. После кинопрезентаций организаторы будут определять, как и кому могут помочь деньгами, продвижением фильмов за границей, консультациями по монтажу, продвижением на международных телеканалах и т.д.
Национальные павильоны организуют благотворительные мероприятия в поддержку Украины. Так, в американском состоится презентация украинских фильмов. Собранные во время мероприятия пожертвования передадут благотворительному фонду фестиваля Docudays UA, который поддерживает украинских кинематографистов.
«Многие продюсеры и официальные институты стран обращаются к перечню украинских фильмов, которые в этом году не представлены в Каннах, – говорит Хицинская. – Чувствуется чрезвычайная поддержка коллег в нишевых инициативах».
Культурная война
В этом году Канны отказались от официальных российских делегаций и национального павильона, однако показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Организаторы кинофестиваля считают его диссидентом и борцом с режимом Путина. Однако Серебренников известен и своей дружбой с бывшим помощником президента РФ Владиславом Сурковым, не признающим украинцев как нацию.
В украинском павильоне проведут дискуссию «Cancelling Russian Culture: Cinema as an Instrument of Russian Propaganda and War». Основной месседж: не разрешить представителям страны-агрессора присутствовать на международной культурной арене. Российскую культуру следует исключить, убежден Яценко. «Французам это сложно объяснить из-за культурных связей с Россией, – считает продюсер. – Россия покупает много французских фильмов, французы – много российских. Это достаточно крупный бизнес».
Чтобы поговорить о важности культуры Яценко приедет с фронта. Его и еще шесть украинских продюсеров выбрали для специальной презентации Ukrainian Producers under the Spotlight. Она состоится в рамках индустриальной программы кинорынка Producers Network, ежегодно объединяющей более 500 мировых кинопрофессионалов в профессиональных дискуссиях.
Международная помощь
Лента режиссера Юлии Гонтарук «Железная сотня» попала в четверку документальных проектов секции Cannes Docs. Это кино о трех добровольцах, наблюдение за трансформацией человека, который прошел войну и сейчас вынужден снова вернуться на фронт, рассказывает режиссер.
Фильм Гонтарук снимает с 2015 года. «Мы на стадии постпродакшена. Нам нужна финансовая поддержка, партнеры, бродкастеры, сейлз-агенты, встречи с фестивальными отборниками», – говорит Гонтарук.
Если картина не получила награду, но ее презентацию увидели гости кинофестиваля – это уже победа, считает продюсер «Железной сотни» Хицинская. «Концентрация труднодоступных людей на одном мероприятии дает нам карт-бланш для завершения наших фильмов», – добавляет она.
Яценко привезет в Канны три незавершенных фильма, которые он продюсирует – «Я и Феликс» Ирины Цилык, «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича и «Ты – космос» Павла Острикова. Для двух первых в этом году ожидаются премьеры на фестивалях класса «А».
Для «Я и Феликс», первого игрового фильма режиссера Цилык, Яценко ищет сейлз-агента. Ленте «Ты – космос» режиссера Павла Острикова нужен ко-продюсер. Фильм еще недосняли. «Это будет украинский sci-fi – крутая, нежная, тонкая любовная история, – говорит Яценко. – В ней должна была сыграть французская актриса, съемочный день с которой был назначен на 24 февраля. Он не состоялся».
Для фильма «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича Яценко планирует найти дистрибьюторов. Продажей фильма будет заниматься французская компания Celluloid Dreams. «Доход сейлз-компании – комиссия по продаже фильма, которая составляет 25–30%, – объясняет Яценко. – Но Celluloid Dreams в этот раз не будут брать комиссию. Они пошли нам навстречу, чтобы помочь. Это их вклад в поддержку Украины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.