Биографическая драма Гая Наттива «Голда» о лидере израильского народа Голде Меир выходит в прокат 25 января. Фильм описывает события войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска напали на Израиль. Победа была за Израилем, однако она не далась легко. «У «Голды» есть моменты, на которых украинцы почувствуют, что история повторяется, – говорит сценарист ленты Николас Мартин. – Но, надеюсь, они ощутят и надежду».
6 октября 1973 года во время празднования Йом-Кипур, или Судного дня, в Израиле на страну напали египетские и сирийские войска. Израиль оказался не готов. Преимущество на поле боя сначала оставалось за коалицией арабских государств, однако в итоге перешло к Израилю.
На посту премьер-министра тогда была Голда Меир. Политик родилась в Киеве в 1898 году, в семь лет эмигрировала в США с семьей. Ее называют «железной леди» Израиля, но и критикуют за то, что она не обратила должного внимания на предупреждение военных советников о нападении со стороны Египта и Сирии.
Сценарист фильма о Голде Меир Николас Мартин сравнивает ее с Уинстоном Черчиллем и говорит, что у всех выдающихся лидеров были ужасные ошибки. События фильма описывают войну Судного дня, продолжавшуюся 18 суток. «Эти две-три недели для меня стали возможностью описать, кем она была: какие решения принимала и как была похожа на скалу», – рассказывал Мартин на встрече с будущими сценаристами в «Украинской киношколе».
Главные роли исполнили Гелен Миррен, Камилль Коттен и Лиев Шрайбер. Превращение Миррен в Голду в гримерном кресле занимало по 2,5 часа ежедневно, пишет Vanity Fair. Она надевала специальные боди и накладные «ноги», напоминающие чулки. Усилия не напрасны – «Голду» номинировали на «Оскар» за лучший грим и прическу.
В Украине биографическая драма выйдет в прокат 25 января. Николас Мартин рассказал, почему эта картина важна и для украинцев.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
В Украине фильм о премьер-министре Израиля выходит в прокат во время полномасштабной войны, новый виток боевых действий в Израиле. Какие уроки из фильма могут извлечь жители стран в состоянии войны?
Украинцам повезло: у вас хороший лидер, Владимир Зеленский. Он выкроен из той же ткани, что и Голда: очень четкий и не собирается сдаваться. Для победы это важно. Великобритании во время Второй мировой войны тоже повезло – у нас был большой и бесстрашный Уинстон Черчилль.
Голда не была паникершей. Важно, чтобы лидеры оставались спокойными и рациональными, независимо от сложности ситуации. Обычно лидерство – это выбор между плохим и ужасным. Голда умела принимать очень сложные решения. И Израиль одержал победу в той войне, хоть и дорогой ценой.
Война Судного дня позволила Израилю во многих смыслах заново начать. В 1973 году их основным продуктом экспорта был апельсиновый сок, а после войны стало понятно: придется стать технологическим государством и развивать оборонную промышленность. В настоящее время Израиль – технологическая сверхдержава, уступающая лишь Соединенным Штатам.
Надеюсь, после боевого крещения Украина станет мощной, честной, справедливой, состоятельной страной, где люди будут вольно думать, открывать бизнес и жить так, как хочется им, а угроза российских террористов будет преодолена.
Что вас лично привлекает в Голде?
Жизненный опыт Голды помогал ей принимать хорошие решения. У нее было колоссальное понимание других лидеров, собственных генералов и Генри Киссинджера. Она была способна вести страну, понимая, что происходит, как никто другой.
Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что принимал оторванные от контекста решения. Сейчас я стараюсь разобраться в ситуации полностью, прежде чем принять решение. Хотел бы я быть таким, когда мне было 25.
Какие источники вы исследовали для описания истории жизни Голды Меир?
Я разговаривал с внуками Голды, которые хорошо знали ее и жили с ней во время войны Судного дня. У меня были встречи с главой Моссада. Это очень жесткий мужчина, считавший эту женщину лучшим лидером, которого когда-либо имел Израиль. Киссинджер оставил огромную сокровищницу чрезвычайно полезных документов, в частности с фактами о Голде Меир.
Мои друзья-ученые, доктор Хагай Цореф и профессор Ури Бар-Джозеф, посвятили большую часть жизни изучению этой войны и Голды. Они дали мне доступ ко всей этой информации, не задумываясь. Все источники имели куски этой истории в разных областях, но никто до сих пор не объединил их в целостный рассказ.
Сценарий как бы естественным образом представал перед моими глазами. К примеру, сцена, где она говорит с Киссинджером по телефону. Он говорит: «Голда, русские собираются прийти за Израилем, встать на сторону египтян. У вас нет ресурсов с ними воевать». И она отвечает: «Генри, позволь мне рассказать о своем детстве. Россияне меня не пугают».
Каков ваш любимый момент в фильме?
Сцена в гостиной Голды, где Моше Даян говорит, что египтяне одержали победу – пересекли канал и планируют окопаться. Министр убежден: враги собираются обескровить израильтян. «Да, они победили, – отвечает Голда. – Но знают ли они это? Легко понять, что ты проиграл. Но очень сложно знать, когда ты выиграл». Она предусмотрела, что они нападут снова, чем подставятся под удар.
Мне очень нравится этот момент, он показывает ее хитрость. Она знала: Анвар Садат – тщеславный человек. Мысль о том, чтобы стать арабским лидером, победившим евреев, слишком его увлечет, чтобы удовлетвориться маленькой победой, когда великая сделала бы его богом.
Чему вы научились у Голды?
Голда понимала, что мир – трагическое место. Всегда будут страны и лидеры, желающие разрушать. Голда видела, что есть много желающих хаоса. И знала, что на Ближнем Востоке Израилю всегда будет тяжело. Как мы видим, ситуация становится все сложнее. Сейчас она хуже, чем когда-либо.
Так же с россиянами. Мы думали, что они потерпели поражение в Холодной войне. Западные лидеры были настолько высокомерны, что подумали, что все примут их замечательную систему и станут демократами. Случилось наоборот. Они получили лидера террористов, намеревающегося уничтожить Украину, Польшу и страны Балтии.
Голда понимала: если хочешь совершить добро мирового масштаба, нужно принять, насколько сложен мир. Надо быть реалистом.
Как вы показывали контекст Израиля и специфику войны?
В фильме все просто. Создали Израиль, и его соседи, Сирия и Египет, не могут согласиться с существованием этой страны. Они начинают вторжение с намерением вернуть утраченные территории, но действительно хотят уничтожить Израиль. Мысль о еврейском государстве в сердце арабского Ближнего Востока для них слишком болезненна. Они чувствуют себя униженными и озлобленными, бросают все силы на Израиль и терпят поражение. Эта история повторяется постоянно, сейчас в частности.
ХАМАС совершил ужасный погром, хорошо зная: Израиль отомстит и палестинцы пострадают. Что и получилось. ХАМАС не сочувствует палестинскому народу. Ему не важно, сколько его людей погибнет. Их единственный интерес – уничтожение Израиля и еврейского народа.
Что украинцы увидят и почувствуют в фильме, чего бы, возможно, не почувствовали жители других стран?
Думаю, в «Голде» есть моменты, когда зрители будут говорить, что история повторяется. В начале войны Судного дня народ Израиля был в отчаянии. Это может походить на опыт украинцев в начале большого вторжения.
Надеюсь, украинские зрители почерпнут ощущение надежды – в частности, благодаря мотивированным военным, которые понимают, что воюют за свою семью, страну и будущее. Такой солдат стоит десяти русских. У русских нет представления, за что воюют.
Сейчас тяжелое время. Но я надеюсь, что европейцы и американцы останутся с Украиной, потому что вы боретесь за всех нас – всех, кто верит в свободу.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.