Фестивальный хит 2023 года «Ля Палисиада» выходит в прокат 11 января. В центре сюжета – убийство милиционера в середине 90-х, за считанные месяцы до введения моратория на смертную казнь. Чем интересен дебютный полнометражный фильм Филиппа Сотниченко?
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
1996 год. В Ужгороде убит полковник милиции. За расследование берутся друзья погибшего – детектив милиции и судебный психиатр. Виновного ждет казнь: до отмены смертной казни в Украине еще пять месяцев, и милиционеры хотят успеть воспользоваться расстрельной статьей. Среди подозреваемых выбирают одного и «вешают» на него убийство. Тот не сопротивляется.
Мировая премьера «Ля Палисиады» состоялась в декабре 2023-го на Роттердамском кинофестивале, где получила приз Международной федерации кинопрессы. Фильм назвали лучшей полнометражной лентой на «Киевской неделе критики» и номинировали на премию Европейской киноакадемии в категории «Открытие года». «Ля Палисиаду» также наградили на фестивалях в Сараево, Вильнюсе, Турине и Варшаве.
С 11 января лента выходит в прокат в сетях Multiplex, «Планета кино», «Оскар», «Баттерфляй» и ряде независимых кинотеатров.
О чем «Ля Палисиада»: три особенности
«Настоящий детектив» наизнанку
Беспредел 90-х – не основная тема ленты, а фон, на котором разворачиваются события. «Я хотел поговорить не о 90-х, а о современности, в которой мы оказались», – говорит режиссер Филипп Сотниченко. Часть фильма посвящена настоящему времени – детям главных героев и тому, как на них повлияли решения родителей.
Жанр фильма команда определяет как постсоветский ироничный детектив. Допросы, обыски и перестрелки объединены со сценами школьных концертов, стихийных рынков и банкетных столов. «Там много юмора и постоянного движения, в котором нуждается жанровое кино», – говорит режиссер.
«Это криминальный фильм вроде «Настоящего детектива», – говорит куратор «Киевской недели критики» Станислав Битюцкий. – Но в кадре мы видим все, что в таких сериалах и фильмах обычно вырезают, то есть все вне детективной линии».
«Ля Палисиада» – не типичный детектив о 90-х, пишет кинокритик Игорь Кромф в колонке для медиа «Лирум». «Классический детектив – своеобразный сюжетный пазл, где разные части складываются в общую большую картину, – пишет критик. – Сотниченко выбрасывает часть необходимых элементов, иногда заменяя их пазлами из другой коробки». Это кино для вдумчивого просмотра, добавляет Кромф.
Антиностальгия по 90-м
За последние два года вышло несколько фильмов о 90-х: «Носорог» Олега Сенцова, «Я и Феликс» Ирины Целик, «Навсегда-Навсегда» Анны Бурячковой, «Ты меня любишь?» Тони Ноябревой. Но лента Сотниченко не похожа на другие, говорит директор кинотеатрального направления Film.ua Distribution Надежда Коротушка. Компания отвечает за дистрибуцию «Ля Палисиады».
Авторы называют свой фильм «антиностальгией по 90-м». Он передает атмосферу, в которую нет желания возвращаться, говорится на странице фильма в Facebook.
«Мы несколько экзотизируем этот период, потому что он действительно фантастический: все миллионеры, вокруг – полный хаос», – говорит Сотниченко. Но фильм не романтизирует эпоху, добавляет Битюцкий. «Филипп не пытается передать свои эмоции о 90-х, а просто их воспроизводит», – говорит кинокритик.
Аутентичность
Одежду для съемок находили в гардеробах съемочной группы, бывших милиционеров, на секонд-хендах и в музее МВД. Часть материала сняли в Ужгороде, другие сцены снимали в бывшей тюрьме в Буче и на стихийном рынке в закарпатском городке Виноградов.
Атмосферу усилили раритетной камерой Mini DV. Фильм снимался на видеокассету формата DVCAM, созданного в 1996 году. Стилистика фильма напоминает записи из семейных архивов, добавляет продюсер фильма Валерия Сочивец.
Перед запуском фильма в прокат реплики на русском, азербайджанском и ромском языках перевели – для них сделали одноголосую озвучку на украинском. Этот прием должен вызывать у зрителей воспоминания о VHS-кассетах с одноголосым переводом.
Почему кинобизнес верит в фильм «Ля Палисиада»
Для Film.ua Distribution прокат «Ля Палисиады» будет вызовом, говорят создатели фильма. Дистрибьюторы верят: фильм сработает. Бокс-офис такого кино спрогнозировать сложно, говорит Коротушка. Она не исключает, что фильм может повторить успех фильма «Памфир» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, который собрал в прокате 11 млн грн.
«Наш фильм авторский, но автор может найти своего зрителя, как это сделал Антонио Лукич», – говорит Сотниченко. «Люксембург, Люксембург» Лукича собрал в прокате 34 млн грн.
Бюджет «Ля Палисиады» – чуть больше 14 млн грн. Создание фильма поддержали Украинский культурный фонд, Госкино и Гетерборгский кинофонд – последний выплатил €29 700 на постпродакшен, говорит Сочивец. УКФ выделил 1,2 млн грн, Госкино – 11,9 млн грн. Авторы фильма должны вернуть Госкино 55% от доходов, средства направят Довженко-Центру. «Так что дело не в деньгах – нам интересно, как отреагирует на ленту украинский зритель», – говорит продюсер.
Продолжаются переговоры относительно международного проката. Есть запрос из стран Балтии и Польши, где тоже есть постсоветский контекст, говорит Сочивец.
В кинотеатрах Multiplex верят в успех «Ля Палисиады». «Точно пойду на фильм – мне интересно, как автор изобразил 90-е», – говорит СЕО Multiplex Роман Романчук.
Совладелец «Планеты кино» Дмитрий Деркач также планирует посмотреть ленту, но делать прогнозы насчет успешности не спешит. По его мнению, чаще всего люди ходят в кино на экшены и комедии. «Однако кинотеатры не могут ограничиваться лишь блокбастерами: есть разные аудитории, важно показывать разножанровые фильмы, – говорит бизнесмен. – Уверен, многие наши клиенты охотно посмотрят фильм».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.