Украинское кино выходит в свет. «Мавку», кинофеномен в прошлом году, увидели в 148 странах – это рекорд национального кинематографа. Однако о больших деньгах и бокс-офисах за границей говорить рано – за время независимости только девять лент собрали в мировом прокате более $1 млн. Что это за фильмы
В 2023 году украинцы почти впервые активно смотрели национальное кино, говорила Forbes СЕО сети «Планета Кино» Наталья Байдан. Хорошо посмотрели «Мавку» и «Довбуша», добавляет СЕО Multiplex Роман Романчук: их бокс-офисы в Украине достигли 156,5 млн грн и 68,5 млн грн соответственно. Хорошие показатели и у лент «Щедрик» (10,9 млн грн), «Памфір» (11,4 млн грн), «Люксембург, Люксембург» (34,3 млн грн), «Велика прогулянка» (18,6 млн грн) ). До большой войны за год выходило в лучшем случае два столь успешных украинских фильма, добавляет Романчук.
На международном уровне – другие победы. Украинское кино покоряет кинофестивали класса А. В прошлом году ленту Симона Леренга Вильмонта «Будинок зі скалок» номинировали на «Оскар» как «Лучший документальный полнометражный фильм». В этом году в шортлист попала лента Мстислава Чернова «20 днів у Маріуполі». Среди фестивалей класса А украинское кино было представлено на Берлинале, Каннах, Венеции и Сан-Себастьяне.
Конвертируются ли фестивальные успехи в заработки? Перевалить отметку в $1 млн бокс-офиса за границей удалось только девяти фильмам. По подсчетам издания Media Business Reports, за время независимости 32 украинских фильма вместе собрали за границей около $47,3 млн. «Но бокс-офис не является показателем финального результата фильма, – говорит киноэксперт Media Resources Management (MRM) Алла Преловская. – Необходимо учитывать и другие показатели, например бюджет, продажи на телеканалы и платформы».
Какие украинские фильмы собрали самую большую мировую кассу?
Топ-10 украинских фильмов за границей
В десятку украинских фильмов с крупнейшими мировыми бокс-офисами вошли семейные мультфильмы, историческое кино, комедии и экологический триллер, свидетельствуют данные исследования MBR. Есть ли у них общий секрет успеха? Преловская называет четыре фактора, формирующих кассу украинских лент за границей: копродукция, звезды, анимация и интерес к украинскому продукту из-за войны.
Шесть из десяти фильмов было сделано в копродукции с другими странами. «При условии удачного производства такие проекты имеют прокат, как минимум, во всех странах копродюсеров, – говорит Преловская. – Тем более, если у них успешная фестивальная история». Фильм «Межа» (2017 г.), одним из продюсеров которого был Андрей Ермак, номинировали на главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, «Ціну правди» (2019 г.) отобрали на основной конкурс Берлинале, а «Гірська жінка: на війні» (2018 г.) одержал две победы на Каннском кинофестивале.
Много вовлеченных в производство стран не равняется с большим бокс-офисом. Иногда копродукция означает поддержку авторского кино европейскими фондами. Такие фильмы рассчитаны не на широкую аудиторию, объясняет Преловская.
Психологический триллер «Холодна кров» (2019 г.) собрал в международном прокате $1 млн, что принесло ему девятую строчку в топе. Это копродукция Франции, Украины, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. В главной роли – известный актер Жан Рено, обычно являющийся дополнительным фактором для успеха. «Но учитывая бюджет фильма, нельзя сказать, что кинотеатральный прокат закрыл все расходы на ленту», – говорит Преловская. Бюджет фильма – $2,9 млн.
В десятку вошли четыре мультфильма; два из них – «Мавка» (2023 г.) и «Викрадена принцеса» (2018 г.) – в первой тройке. «Проекты как «Мавка» могут потянуть только большие студии, потому что их тщательно разрабатывают и продвигают годами», – говорит Преловская. Этот мультфильм сразу ориентировали на международную аудиторию, поэтому оригинальный язык «Мавки» – английский. Ее создавали в балансе аутентичных элементов – музыки, костюмов, природы – и тем любви и победы добра над злом, понятных всему миру. Сработало. Среди украинских фильмов «Мавка» показала пока лучший результат в мировом прокате, собрав $15,8 млн.
«Мавка» попала и в тренд увеличения интереса к украинскому продукту из-за большой войны, – добавляет Преловская. – Хотя другие фильмы последних двух лет этот тренд не завел в топ».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.